Духовное общение: какие вопросы можно задать священнику

Вопросы через Сеть: как правильно построить виртуальное общение со священником

Сейчас все больше людей используют Интернет, чтобы задать свои вопросы священнику. Существует множество площадок, где пользователи спрашивают открыто или анонимно. На сайте «Фомы» также есть рубрика «Вопросы священнику». Работая с ней, мы столкнулись с некоторыми трудностями. За советом обратились к архиепископу Обуховскому Ионе, викарию Киевской митрополии.

Архиепископ Иона – наместник Киевского Троицкого Ионинского мужского монастыря, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, главный редактор православного молодежного журнала «Отрок.ua».

— Владыка, есть ли такие вопросы к священнику, которые точно не стоит обсуждать в интернет-переписке?

— Я думаю, нужно разделить личную интернет-переписку и публичный формат «Вопросы и ответы священника». Потому что зачастую в личных сообщениях люди спрашивают о самом сокровенном, о том, что никогда бы не озвучили в иной ситуации. К тому же в Интернете пользователи более откровенны, чем при живом общении.

Как мне кажется, ограничений на вопросы для обсуждения со священником в Интернете, не существует. Другое дело, что не все они могут быть обнародованы. К примеру, у нас на сайте Ионинского монастыря есть рубрика «Вопросы и ответы», где любой человек может обратиться в письменной форме и получить совет, но в общий доступ выкладываются только те вопросы и ответы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей, а большинство остаётся неопубликованными.

— Как убедить человека, что в некоторых случаях личное общение со священником необходимо? (Учитывая то, что иногда действительно легче общаться в Интернете — благодаря анонимности, отсутствию необходимости идти в храм в незнакомую для многих обстановку. Да и в реальном общении со священнослужителем люди порой не встречают того понимания, которое есть в переписке с батюшкой в сети, но, наоборот, наталкиваются на грубость и неделикатность.)

— Думаю, если человек обратился к священнику в Интернете, это говорит о том, что он уже начал интересоваться жизнью во Христе, и рано или поздно, даже если пока еще не решился пообщаться со священнослужителем непосредственно в храме, это обязательно произойдет. Следует все оставить на волю Божию, и Господь обязательно попечется о душе каждого человека.

Действительно, сделать первый шаг бывает непросто, и это особенно актуально для небольших населенных пунктов, где нет выбора, где священники не всегда могут дать квалифицированные ответы на вопросы (быть может, в силу недостаточного образования) или избегают внебогослужебного общения с паствой. К сожалению, такие явления в церковной жизни тоже есть.

В этом случае не стоит пренебрегать общением через Интернет с опытными священниками, готовыми помогать мудрым советом и добрым словом. В сети обычно присутствуют те отцы, которые горят желанием помочь ближнему, хотят миссионерствовать, благовествовать Евангелие, действительно нести тот подвиг, к которому призваны. И поскольку они на все это нацелены, общение является для них радостью, источником вдохновения. Любой пастырь знает, насколько бывает утешительно видеть плоды своего труда, когда человек в результате меняется к лучшему, начинает любить богослужение, жить таинствами, старается вести духовную жизнь.

Однако такие священники, горящие миссией, жаждущие непрестанно благовествовать, к сожалению, не являются большинством. Например, в Украине служат более 10 000 пастырей, в России несколько больше (более 30 тыс. — Прим ред.). Из них в Интернете постоянно трудится, наверное, всего пара сотен человек.

Священнослужители все очень разные. Есть действительно добрые пастыри, которые всегда с любовью примут приходящих к ним. Есть те, кто устал, или, как сейчас говорят, выгорел. Бывает, люди подходят к священнику, который находится в данный момент в состоянии скорби, или уныния, или даже раздражения — ведь он тоже человек.

Святитель Филарет Московский говорил: «Священник — это в первую очередь благоговейный совершитель таинств Божиих». А в наших реалиях батюшка несет и множество других обязанностей: он и прораб, и строитель, и муж, и отец. На нем висит масса дел. И потому не удивительно, что он не всегда в состоянии — как физически, так и духовно — уделить должное внимание пришедшему к нему с вопросом человеку. Зачастую ведь бывает, что батюшку перехватывают буквально на бегу, в этот момент он может спешить на требы, может быть уставшим после совершения богослужения, молебна, нескольких крестин, причащений больных и так далее.

У вас возникли какие-то духовные вопросы? Лучше попросите назначить вам время для встречи и спокойной беседы. Если же в силу каких-то причин священник из ближайшего храма не может с вами пообщаться, можно задать волнующие вас вопросы и через Интернет, ведь в сети люди общаются, когда им удобно, когда они к общению расположены.

Но я бы советовал никогда не останавливаться в поиске. Если вы живете в большом городе, постарайтесь найти возможность общения со священником вживую, а если особого выбора нет, то просто ходите в храм Божий, потому что в церковь мы приходим не к священнику, а к Господу, чтобы участвовать в Его таинствах. К батюшке же обращайтесь за тем, для чего он поставлен: за благоговейным совершением таинств Божиих — исповеди, причастия, тех или иных церковных чинопоследований.

Очень важно иметь милосердие друг ко другу, в том числе и к священникам, которые несут тяжелейший подвиг служения (особенно в небольших населенных пунктах, где на приходе может быть один батюшка, которому попросту не хватает сил, чтобы все и всех охватить).

— Могут ли быть ситуации, когда никак не обойтись без живого общения со священником?

— Безусловно. Это, в первую очередь, касается церковных таинств. И прежде всего таинства исповеди, так как исповедоваться через Интернет все-таки не получится. Каким бы откровенным ни был разговор, и какие бы личные и откровенные вопросы, в том числе покаянного типа, ни обсуждались в переписке, все равно без непосредственного участия священника таинство исповеди совершить невозможно. Рано или поздно человеку все равно придется прийти к тому, что личное общение со священником необходимо.

Я не говорю о тех случаях, когда духовное чадо, с которым священник хорошо знаком и давно его знает, находится в отъезде и временно они не могут общаться лично. В таком случае в порядке исключения священнослужитель может выслушать исповедь по телефону, или получить ее в виде электронного письма, или даже смс-сообщения, и прочитать разрешительную молитву.

— Можно ли иметь духовника по переписке? Особенно, когда рядом нет храма, или он есть, но со священником не складываются отношения, или частые переезды мешают регулярному личному общению с духовником.

— Мне кажется, возможно. Я знаю о случаях, когда в 1920-х — 1930-х годах (это касается и русской эмиграции, и наших новомучеников) не имея возможности непосредственно общаться с духовниками, люди писали им письма с вопросами. И зачастую, если обеспечивал переписку надежный человек, то и исповедь совершали через письма. Но это, скажем так, форс-мажорные обстоятельства.

Вообще в этом вопросе нужна большая рассудительность. Ведь часто человек по гордости не хочет обращаться к тому священнослужителю, который находится рядом с ним, считая его, быть может, ниже себя, недостойным того, чтобы исповедоваться и окормляться у него, и ищет себе какого-то экзотического духовника, скажем, на Афоне, или какого-то известного священника. К сожалению, такие случаи есть.

Я знаю людей, считающих, что они имеют духовников на Афоне в греческих монастырях. Но духовник — это тот, кого можно сравнить с лечащим врачом. Он не может находиться далеко постоянно, но должен быть рядом, всегда готовый прийти на помощь. И если случается падение или возникает какая-то духовная проблема, как человек, не зная греческого языка — потому что в таких случаях исповедуются обычно через переводчика, — не имея оперативной связи с духовником на Афоне, может восстать и опять идти ко Господу?

Безусловно, тут присутствует доля лукавства. Такие христиане пытаются жить духовной жизнью «от поездки до поездки» на Афон или в любой другой удаленный монастырь. И это становится все более модным явлением. Как сейчас говорят — «в тренде». Но я, честно говоря, не видел преуспевающих в духовной жизни при таком духовном окормлении.

— Как быть с регулярной исповедью, если фактически духовник далеко и человек общается с ним по переписке, а исповедоваться нужно другому священнику, который служит рядом?

— Такой вопрос нужно решать с духовником. Я бы благословил исповедоваться у батюшки в ближайшем храме, а вопросы об устроении духовной жизни решать с тем человеком, который вас духовно окормляет.

Бывают случаи, когда люди имеют духовников в других городах. Но все равно с той или иной периодичностью приезжают к духовнику, беседуют, исповедуются. Потому что священнику важно видеть ваши глаза. Все-таки духовничество — это общение, прежде всего, в таинстве Исповеди. Оно может совершаться удаленно только в самых крайних, неординарных случаях (в смертельной опасности или когда нет никакой иной возможности исповедаться). Но таких случаев не так много.

Поэтому стоит разделять понятия священник-духовный собеседник, который помогает вам разобраться в духовной жизни, дает ответы на какие-то вопросы, и священник-духовник, знающий вашу духовную жизнь, совершающий таинство исповеди и перед Господом отвечающий за ваше духовное состояние.

Бывает, что священник, с которым вы давно общаетесь, сказал вам одно, а на исповеди местный батюшка, возможно, видящий вас впервые, говорит другое. В таком случае нужно прислушаться все-таки к тому, кто хорошо вас знает, с кем у вас налажены контакты. Но не так, что вы обратились на сайт с анонимным вопросом и получили безличностный ответ. Все-таки должно происходить духовное взаимодействие между людьми — хотя бы собеседование, а не просто формат «вопрос-ответ» в анонимном режиме.

Если личное общение есть, можно батюшке сказать, что «местный священник говорит иное, не совпадающее с вашим, мнение». Думаю, пастырь обязательно подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы со священником, который служит в вашей местности и у кого вы исповедуетесь, не возникло недопонимания, противоречия и конфликтов.

Когда кто-то из моих духовных чад вынужден на продолжительное время уехать, сменить место жительства и сталкивается с некими разночтениями в жизни новой для него церковной общины, я обычно рекомендую поступать так, как принято в той местности. Потому что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». В любом случае это Церковь Божия, православный храм, где совершаются все церковные таинства, и ту благодать, которую люди получали, участвуя в духовной жизни на нашем приходе, они получат и там, проявляя послушание Церкви.

Поэтому всегда нашим прихожанам советую подстраиваться к тем условиям, в которые они поставлены. Если приехали жить или работать в Европу, празднуйте как принято там — по новому стилю. Если служит консервативный священник, требующий длительного поста перед причастием или не разрешающий часто причащаться, лучше смириться и поступать так, как заведено именно в этой церковной общине — дабы не смущать собратьев, и в первую очередь настоятеля, своим «особым духовным благочестием» или духовными привычками.

— Как правильно налаживать общение со священником «в реале»? Как искать священника, духовника — какая тут может быть «техника безопасности»?

— В Православии, слава Богу, нет Министерства единомыслия. Как говорил апостол Павел: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19). Кто-то склонен к максимальной строгости к себе, акривии* по отношению к себе, стремится выполнить все церковные предписания «от и до». Другому ограничения и рамки совсем не нравятся. В данном случае главное — чтобы человек находился в полноте Православной Церкви, жил таинствами, причащался, исповедовался, вел духовную жизнь.

Различия — неизбежны, ведь сколько людей, столько характеров, особенностей. И стричь всех под одну гребенку невозможно. Поэтому если есть возможность выбора духовника, лучше походить по храмам, послушать проповеди священников, почитать их интервью, посмотреть, как они живут. И исходя из этого, выбрать священника, которому вы бы могли рассказать о своих духовных проблемах без боязни и стеснения, близкого вам по духу. Это, мне кажется, главный критерий выбора духовника.

Священник может быть даже не особо искусным, «продвинутым» и известным, но если любит Бога и людей, а это обычно всегда видно, он будет хорошим духовным наставником.

— Есть ли выход из противоречия: как врач не может лечить болезнь по телефону, Интернету, так и священник на расстоянии не узнает всех обстоятельств духовной жизни человека. С одной стороны, любое обобщение делает ответ неверным для кого-то другого, с другой — людям негде больше спросить, а вопросов масса. Многие ищут ответы на свои вопросы в опубликованных ответах на чужие и только потом решаются задать свой вопрос…

— С этим сравнением я не соглашусь. Есть простые болезни, которые вполне лечатся по телефону: человек звонит, называет явные симптомы, и на основании этого квалифицированный врач может поставить достаточно точный диагноз и порекомендовать лекарства и методы лечения. Но бывает и так, что по телефону можно получить только первую медицинскую помощь, а глобально вылечить болезнь нельзя: необходимо стационарное лечение под наблюдением врача.

Так и в духовной жизни — можно получить первую неотложную помощь удаленно, но без участия в таинствах, без личного участия священника, без благодати Божией, которую Господь подает через священнослужителей, преуспеть достаточно сложно.

Спрашивать какие-то духовные советы, конечно, можно и по телефону, и через Интернет. И, возможно, на определенном этапе духовного развития люди застенчивые, те, кто делают только первые шаги в Православии, извлекут пользы от такого общения даже больше, чем от личных встреч со священником, когда мешает стеснение.

— Публиковать ли на сайте личные вопросы и ответы на них, если они типичные и часто встречающиеся? С одной стороны, многие из тех, у кого есть схожие сомнения, прочтут ответы. С другой, для кого-то такое чтение может оказаться искушением.

— На сайтах и духовных, и светских есть раздел «Часто задаваемые вопросы». Главное в таких вопросах — это общее назидание, полная анонимность и согласие автора, чтобы вопрос и ответ были выложены в публичный доступ.

В наше время уже вряд ли можно кого-то чем-то особо соблазнить. Если мыслить в таком ключе, то и читая святоотеческую литературу, также можно соблазниться. Ведь святые отцы, особенно монахи, авторы древних патериков, очень откровенны в своих текстах, однако никто даже не помышляет их труды цензурировать и публиковать в «купированном» виде.

Ко всему следует подходить с рассуждением. Не думаю, что те, кто активно пользуются Интернетом, смутятся вопросами на православном сайте. Наоборот, тут может подействовать принцип «предупрежден — значит, вооружен». Человек подготовится к тому, что и в его жизни могут случиться подобные искушения, и уже будет знать, как из этих ситуаций выходить.

Архиепископ Иона (Черепанов)
Беседовал протодиакон Александр Карпенко

Духовное общение: какие вопросы можно задать священнику

Полина Баженова

20 апреля в культурном центре «Вдохновение» состоялась очередная встреча с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) «100 вопросов батюшке». Множество людей смогли задать свои вопросы священнику как непосредственно во время беседы, так и по электронной почте, через социальные сети. Прозвучали и видеообращения, записанные во время проведения Фестиваля постной кухни. Ниже приведены некоторые из заданных вопросов – особенно актуальных и животрепещущих.

Два самых главных дня

Хочу начать с небольшого вступления. В жизни человека есть два самых главных дня: первый – это день появления на свет, ведь через рождение человек получает возможность вечной жизни. И в этом плане мы, верующие, счастливые люди, потому что у всех нас есть перспектива вечности. Второй самый важный день – когда человек понял, зачем он родился. Особенно это актуально для русского человека, который чаще остальных спрашивает себя, для чего он живет.

Почему так трудно просить прощения?

Я думаю, что произнести волшебное слово «простите» мешает гордость. В жизни нам часто приходится сталкиваться с так называемыми «наездами»: с коллегами на работе, с родителями, соседями… Я и сам с этим сталкиваюсь и всегда пользуюсь этим словом, оно работает как огнетушитель. На самом деле, это очень полезно, ведь мне удается «потушить» волну агрессии.

Какие чудеса происходят в наше время?

То, что мы сейчас находимся здесь, – это уже чудо.

Приведу пример из личной жизни. Меня крестили в 1963 году в храме Преображения, в 1964 году этот храм взорвали, а позже построили заново. В прошлом году я был участником освящения этого храма Святейшим Патриархом Кириллом… За одну жизнь человек вошел в храм, затем храма не стало, а потом человек второй раз вошел – вот это чудо.

Но, конечно, самые главные чудеса – это когда меняются люди. Не было, казалось бы, никакой надежды на исправление, как вдруг человек преображается: из злого – в доброго, из пьяницы – в трезвенника, из блудника – в целомудренного. Можно что угодно построить или нарисовать, но когда преображается человеческая душа – это самое большое чудо.

Как следует проводить день своего Ангела?

Если есть возможность, то следует сходить в храм и причаститься, поблагодарить Бога и вашего Небесного покровителя. Обязательно надо позвать родных, близких и друзей, поделиться радостью с другими людьми.

Какие молитвы нужно читать детям о своих родителях?

Любая молитва, идущая от сердца, доходит до Бога, поэтому здесь нет универсальных формул. Самое главное – чтобы это была сердечная, доверчивая молитва.

Как Церковь относится к алкоголю и горячительным напиткам?

Прежде всего, есть понятие меры. Святые Отцы имели обычай выпивать по большим праздникам не больше трех чаш разбавленного сухого вина. Все, что без меры, – все не на пользу. Не следует думать, что Церковь выступает категорически против алкоголя, но от чрезмерного, бесконтрольного употребления необходимо воздерживаться.

Как сохранять в себе христианский дух за пределами Церкви?

В любой обстановке нужно оставаться человеком, иметь внутренний стержень. Начинайте свой день с молитвы, ведите себя спокойно и достойно на работе, уделяйте внимание своей семье. Если человек старается вести духовный образ жизни, наблюдать за своими мыслями, словами и поступками, он сподобится помощи Божией. Есть такое выражение: по течению плывет мертвая рыба, против течения – живая.

Мне вспоминается пример из жизни советских времен, когда христиане шли в армию с крестом и жили по закону своего внутреннего христианского мира, к чему армия совершенно не располагает…

Все зависит от внутреннего расположения человека. Это касается не только веры – каждый должен уметь отстаивать свои убеждения и взгляды, нравственные принципы.

Как помочь человеку прийти к Богу?

Слова назидают, а дела влекут. Дело в том, для человека важно увидеть пример христианской жизни – это гораздо более действенно, чем книги и рассуждения.

На самом деле, приход человека к вере – тайна. Бывает, ребенок, выросший в семье пьяниц, становится священником…

Здесь возникает и другой вопрос: если я сам правильно не живу, должен ли я об этом говорить? Должен, потому что в итоге сам устыжусь и встану на правильный путь.

Если человек не исповедуется, но ходит в храм, что ему можно посоветовать?

Если человек готовит праздничный обед, но не ест со всеми – он сам себя лишает и питания, и праздника. Так же и с верой. Ходить в храм – это одно, а исповедоваться и двигаться вперед – совсем другое. Пусть это будут первые шаги, которые потом перерастут в полноценную жизнь с Богом.

Вспоминаю свою жизнь. Мне было 17 лет, когда я решил начать духовную жизнь, но в течение полугода я не мог исповедоваться – все не находил подходящего священника. В конце концов, поехал в Троице-Сергиеву лавру и там, на исповеди, встретил игумена, который стал впоследствии моим духовником. Если человек возжаждет духовной жизни, то по его смирению и молитвам Господь обязательно поможет ему. Очень важно найти духовника – человека, которому можно открыть душу. Духовник поможет «излечить» недостатки и подскажет, как искупить грехи.

Что делать, если духовник периодически закрывает собой Бога? Уйти от него? Где граница душевного и духовного по отношению к духовнику?

Духовник – это, прежде всего, проводник, он очень мал по сравнению с Богом и не может его закрыть.

Что главное в Причастии? Как к нему подходить?

В Причастии важен сам факт соединения со Христом: оно подобно пуповине, соединяющей нас с Богом. Подготовка к Причастию – тема для отдельного разговора.

Говорят, много любви не бывает. Но в семье муж и дети говорят, что устали от моей любви. Где середина?

Говорят, что чрезмерная любовь – это эгоизм, стремление оставить человека только для себя. Если речь идет о детях, необходимо научиться их отпускать, ведь у них свой путь.

Как относиться к матери, которая всю жизнь помыкает дочерью, командует, очень обижается и сердится, когда ей не подчиняешься?

Тяжело сказать, кто здесь прав, кто виноват. Конечно, воспитание и научение – главная задача родителей, но не следует стараться сделать из детей свою копию. Это страшный путь – клонировать себя самого. Важнее научить ребенка принципам нравственной жизни, а во второстепенных вопросах предоставить разумную свободу.
Как не копить в сердце обиду?

Во-первых, надо понять, что обида созвучна со словом «беда». Необходимо попытаться понять мотивацию человека и уметь объясниться, иначе обида будет разъедать вас изнутри. Обидчивым человека делают гордыня и самовлюбленность. Есть хорошая поговорка: слабый мстит, сильный прощает, счастливый забывает.

Как следует поступить, если человек рядом с тобой богохульствует?

Пропускать такое мимо себя нельзя – нужно остановить человека и защитить свои принципы.

В жизни было много ошибок, но самая главная – это аборт. Что сделать, чтобы Господь простил мне этот грех?

Нет непрощенных грехов, кроме одного – нераскаянного. Раскаяние – это не только сожаление, но и исправление ситуации. Человек должен измениться. Если женщина находится в детородном возрасте – обязательно надо родить, если нет такой возможности – тратить силы, время и средства на имеющегося ребенка или помочь многодетной семье, специальному фонду. Важно не закрывать глаза на эту проблему, а деятельно в ней участвовать – это и будет настоящее раскаяние. Нет греха, который бы Господь не простил.

Что Вы можете сказать про встречу Святейшего Патриарха с Папой Римским и про Собор, который будет происходить в июне 2016?

Эта тема очень обширная. Патриарх сказал, что основная цель встречи – объединить усилия против геноцида христиан в Сирии, на Ближнем Востоке, в Африке, а также выступить в защиту семьи, против однополых браков и эвтаназии. Сейчас христианские ценности изгоняются из жизни общества: в католических странах из учебных программ удаляется Закон Божий, из церквей выносят Распятия и иконы. А вот в России наблюдается обратный процесс.

Важно, однако, понимать, что никакие Соборы, никакие встречи не влияют на наши личные грехи.

Вы невероятно деятельный и занятой человек, ваше служение требует большого напряжения сил и совести. Можете ли Вы назвать свой внутренний девиз, который помогает Вам собраться с силами и справляться с огромным количеством дел?

Царство Божие берется усилием. Я часто думаю: а вдруг этот день последний? И сразу отпадает желание тратить его впустую. Есть еще и волшебное слово – «надо». Наша жизнь – это место подвига, а не отдыха.

Как люди приходят в Оптину пустынь за духовным опытом?

По-разному. Я лично знал людей, которые приходили в Оптину в буквальном смысле пешком – настолько силен был их порыв.

Мой сын восемнадцати лет никак не хочет идти в храм. Что должно произойти, чтобы молодежь пришла в храм?

Дело в том, что направлять нужно, в первую очередь, самого себя. Дети в любом случае будут похожи на родителей. Конечно, надо что-то предпринимать, но самое главное – личный пример.

От всей души вам желаю счастливой семейной жизни, надежды, любви
Пускай во всем, что совершаешь ты,
Проступит свет душевной чистоты,
И сила не во внешности твоей,
а только в человечности твоей.

Церковный этикет

Как правильно обратиться к священнику?

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: “Здравствуйте”.

Сам же священник, представляясь, должен сказать: “Иерей (или священник) Василий Иванов”, “Протоиерей Геннадий Петров”, “Игумен Леонид”; но будет нарушением церковного этикета сказать: “Я – отец Михаил Сидоров”.

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: “Отец настоятель благословил”, “Отец Михаил считает. “. Но режет слух: “Иерей Федор посоветовал”. Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: “Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает”. Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: “Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки”.

Сочетание “отец” и фамилия священника (“отец Кравченко”) употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.

Рассмотрим некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев (Вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением – обязательно протоиерей, позолоченный – или протоиерей, или иерей, серебряный – иерей). Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: “Благословите, честные отцы” и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: “святой отец”, говорят: “честный отче” (например: “Помолитесь за меня, честный отче”).

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) – по старшинству, затем – женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: “Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее”.

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: “Простите, батюшка, и благословите”.

Нормы поведения при разговоре со священником

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд – кроткий, смиренный, потупленный – сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае – церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так* внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Надо ли говорить, что и миряне в общении между собой руководствуются теми же; нормами поведения.

Как правильно общаться между собой мирянам?

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга “брат” или “сестра”. Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: “Братья и сестры”. Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: “Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие”. В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина – тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: “Прости, брат (сестра)”. – “Бог простит, ты меня прости”. Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): “Всего доброго!”, но: “Храни, Господи”, “Прошу молитв”, “С Богом”, “Помощи Божией”, “Ангела хранителя” и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, – то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: “Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех” или “Простите, но на это нет благословения моего духовника”. И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как приглашают священника для исполнения треб?

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: “Здравствуйте”, но строят начало разговора так: “Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка” – и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: “Благословите”. Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.

По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая – это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Православная Жизнь

Какова степень компетентности священника в процессе принятия судьбоносных решений, разбирался протоиерей Игорь Рябко.

Поводом к написанию этой статьи стал заданный мне вопрос: «С какими вопросами не следует обращаться к духовным лицам?» Первая реакция на него: «Какие-то странные люди задают странные вопросы». Но почти сразу задумался, и вопрос показался не таким уж и странным. А когда узнал о контексте, в котором он возник, то понял: нужно ответить.

А ситуация была такая… «У моей знакомой близкая подруга недавно умерла от рака. Врачи давали ей хороший шанс на выздоровление, друзья собрали деньги, но она поехала к “старчику”, и он не благословил ее на лечение. Через полгода ее не стало…»

Вопрос, к сожалению, актуальный. Какова степень компетентности священника в процессе принятия судьбоносных решений?

Православие идеальное и реальное очень часто отличаются друг от друга. Когда мы читаем о духоносных старцах и пророках, которые знали волю Божию о человеке и могли ее от Его имени провозглашать, нам хочется видеть таких людей рядом с нами, верить, что через них с нами говорит Господь, что они видят душу и замысел Божий о ней. И порой, веря в это, мы попадаем в сети духовного самообольщения или прелести, принимаем желаемое за действительное. Идя за миражом, оказываемся в пустыне смерти.

Я не буду обсуждать сейчас решение того «старца», поскольку не знаю даже, о ком идет речь. Могу сказать одно: он должен быть либо великим святым, который берет на себя дерзновение говорить от Имени Бога, либо антихристом – тем, кто вместо Господа присваивает себе право решать судьбы людей. Если говорить о потенциальной слепой вероятности, то я бы, скорее, склонился ко второй точке зрения.

В этой статье я хочу дать некое теоретическое обоснование своего видения степени и границ компетенции священника в решении тех или иных вопросов.

Итак, идеал старца, который имеет право отвечать на любые вопросы и которого можно спрашивать обо всем, оставим сейчас в стороне. Поскольку, с моей убогой точки зрения, у нас их или нет, или, если и есть, то они малоизвестны и еще менее доступны. В последние времена, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, нам в назидание оставлены «Слово Божие» и «Творения Святых Отцов и Учителей Церкви». Вникая через них в Волю Божию о себе, молясь, полагаясь на Промысл Божий, изучая дух жизни отцов, их наставления и поучения, человек получает руководство в жизни духовной.

Все это касается священников так же, как и мирян, только в еще большей степени. А теперь поговорим о реальности нашего времени, как я ее понимаю.

Здесь мы будет оперировать тремя понятийными категориями, а именно: знание, понимание, рассуждение.

1. Знание

Эта категория базовая и относится к книжной мудрости. Без нее человек не имеет права служить в Церкви. Она относится к условию «необходимому», но «недостаточному», чтобы быть священнослужителем. Сама по себе образованность в области разных богословских дисциплин не делает священника компетентным. Большинство ересиархов были людьми образованными. Но, с другой стороны, хорошее богословское образование – это фундамент, на котором должно строиться все остальное.

Согласно хронологическому аспекту, юноша, поступая в семинарию, должен вынести из нее ЗНАНИЯ в разнообразных областях церковных наук. Это те «ингредиенты», которые потом будут перемешиваться с его жизненным, практическим духовным опытом. Получив эти знания и даже священный сан, выпускник, на мой взгляд, еще не имеет права как духовник вещать: то есть учить во время исповеди уму-разуму, анализировать те или иные жизненные ситуации, вести духовное руководство. Прежде чем этим заниматься, нужно самому сформироваться как личности. Первые 10-15 лет новичок должен служить, молчать, молиться и обогащать духовный опыт, учась у старших, применять в своей жизни те теоретические знания, которые приобрел за семинарской партой.

2. Понимание

Годам к 35, когда знания перемешаются с опытом, начнет приходить понимание. Оно дает право заниматься духовничеством, но основанием всех пастырских советов и назиданий должны служить исключительно Священное Писание и опыт святых отцов. В этот период священнику еще не следует включать в рассуждения свой собственный духовный опыт. Иначе это будет называться «младостарчеством», жалкой пародией на духоносное пастырство отцов.

Все свое духовное руководство такой служитель должен вести с глубочайшим смирением, испрашивая молитвой помощи Божией и вразумления на всякий свой совет и назидание, каясь каждый раз, что дерзает на то, на что дерзать не должен, будучи сам ничтожным и немощным грешником. С величайшим страхом Божиим, понимая и чувствуя каждой клеточкой души свою греховность, священник может предлагать, но ни в коем случае не заставлять следовать тем или иным его советам.

3. Рассуждение

И только когда в напряженной духовной жизни, в поисках Бога, пройдет еще лет 20, а вместе с прожитыми годами усвоенные знания и понимание их практического воплощения будут реализованы в личном опыте, тогда появится рассуждение – то, что в миру можно отождествить с понятием мудрости – синтез знаний, опыта, допущенных ошибок и сделанных выводов. С появлением рассуждения можно уже дерзать использовать в духовничестве не только незыблемые «ингредиенты» Священного Писания и учения святых отцов, но и собственный духовный опыт. Это, конечно, не превращает такого духовника в старца. Старчество – особая харизма, дар Божий, который дается промыслительно и непостижимо для нас. Духовник, имеющий опыт, рассуждение и знания – это «старичок», а не «старец». К нему нужно прислушаться, его словами можно и следует назидаться, но отнюдь не относиться к ним как к Божьему волеизъявлению. Потому что знать волю Господа и рассуждать о ней – не одно и то же.

Все это касается исключительно духовничества и всего, что с ним связанно. Именно эта сфера должна иметь место в обсуждениях и разговорах духовника и его чад. Все проблемы и вопросы, касающиеся иных областей жизни человека, нужно обсуждать и решать с людьми, компетентными в данной области.

Исходя из контекста поставленного в начале статьи вопроса, именно врач, которому вручена от Бога компетенция сохранения здоровья человека, должен принимать решение о целесообразности лечения своего больного, а не священник, который в медицине ничего не смыслит. Не нужно у батюшки спрашивать, какую марку машины купить или какой стиральный порошок выбрать.

Не делайте из духовничества карикатурную пародию, подобно той, о которой написано в одном «назидательном православном пособии для кающихся»: в нем среди нескольких сотен «самых распространенных грехов» были, например, «качалась на качелях», «часто и подолгу мылась в ванне», «пила чай, кофе и другие наркотические напитки».

Как задать вопрос священнику в храме

У каждого верующего человека, регулярно посещающего храм и живущего активной церковной жизнью, наверняка имеется множество вопросов. Но ответы на них получить не так -то просто. Современные приходские священники имеют сильную занятость. А духовники есть не у всех верующих, хотя, конечно, потребность в них у многих велика. Как же поступить?

Разновидность вопросов

Вопросы, как известно, бывают разные. Вопросы, которые задают священникам, делятся на:

  1. Житейские вопросы (типа можно ли покупать автомобиль, в какой вуз поступить, можно ли сейчас выходить замуж и за кого и т.п.). Как правило, такие вопросы не требуют ответа священника. Их можно решить самостоятельно. Конечно, в духовных книгах часто пишется, что на всякое мероприятие в жизни надо спрашивать разрешения и мнения священника. Но эти книги писались в те времена, когда священников было предостаточно, и у каждого верующего был личный духовник. Но сейчас батюшек катастрофически не хватает, один священник имеет в своем ведомстве два-три прихода, и время его ограничено, день рассчитан по минутам. По сути, эти вопросы надо задавать только духовникам, если они есть.
  2. Требные вопросы (когда можно принести ребенка на Таинство крещения, в какой день можно освятить машину или дом, когда отпеть покойника, причастить больного и т.д.). С такими вопросами лучше обращаться в церковную лавку, а не занимать драгоценное время священника.
  3. Духовные вопросы (можно ли конкретному человеку нарушить пост по болезни, какой длины читать молитвенное правило, можно ли молиться по четкам, можно ли читать книгу «Добротолюбие», можно ли верить снам и предчувствиям и т.д.). Эти вопросы можно и нужно задавать священникам, но лучше опять же духовнику или тому батюшке, который хорошо знает этого человека. Потому что к любому делу, а тем более к молитвенному, надо подходить ответственно. Часто бывает, что неправильно подобранное правило вредит душе человека, грозит серьезными последствиями, такими как: духовная прелесть или переутомление, надлом. На любое молитвенное правило, чтение псалтири, молитву по четкам и т.д. надо брать особое благословение.
  4. Вопросы, касающиеся данного храма (благословение петь на клиросе, желание пожертвовать чем-то на храм и т.д.). Эти вопросы надо задавать настоятелю храма.

После отсеивания вопросов по типу, надо подумать о времени, когда уместно их задать священнику.

Когда подойти и спросить

Всем понятно, что Божественная литургия – время сугубой молитвы. Священника запрещено отвлекать в это время. Он не имеет права прерывать богослужение. Даже если литургия прерывается исповедью (если в храме служит только один священник), отвлекать его различными вопросами и тем самым заставлять ждать людей, готовящихся принять Причастие, не совсем уместно.

Но если исповедует другой священник, и народу у него совсем немного, то можно подойти к нему и задать духовный вопрос, но не житейский. Если нужен конкретно настоятель, то лучше прийти в день, когда литургии не служится. Священники каждый день бывают в храме. Если же нет возможности прийти в будний день, то можно дождаться окончания литургии в воскресенье и поймать батюшку на выходе из храма или в доме причта. Если он сильно занят, торопится, то можно договориться о времени, когда подойти.

Но, конечно, лучше иметь своего духовника. Если его нет, молиться о том, чтобы Господь послал его. Но еще святая Матрона говорила, что плохо делают те, кто ходят из храма в храм, с целью найти подходящего духовника. Такие люди многое теряют. Лучше посещать один храм, усердно молиться, и Господь пошлет духовника.

Как подходить к священнику

Священнослужителям надо оказывать уважение, ибо они – слуги Божии. Они много трудятся на благо верующих, к ним надо относиться с благоговением. Иначе можно заслужить гнев Божий. Нельзя сразу обращаться к батюшке на «ты», вести себя панибратски. Не надо жать ему руку при встрече, называть по имени отчеству или «батя».

Если имя священника неизвестно, можно обратиться к нему просто: «батюшка», или узнать имя его в церковной лавке. Всегда, когда надо подойти к священнику, необходимо складывать руки под благословение и кланяться. Получив благословение священника, задавать свой вопрос. Без благословения не стоит обращаться к батюшке. Уважение и тактичность – самые главные правила в беседе со священником. Какой бы ни был батюшка, он – Божий служитель. Не стоит задерживать их и отвлекать пустыми вопросами. Надо несколько раз подумать, действительно ли этот вопрос представляет важность, не расстроит или не раздражит ли он священника. Люди целуют их руку при благословении, словно десницу Самого Христа. Потому что священник представляет на литургии образ Господа Иисуса Христа. Поэтому ему надо оказывать должное благоговение.

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Вопросы через Сеть: как правильно построить виртуальное общение со священником

Сейчас все больше людей используют Интернет, чтобы задать свои вопросы священнику. Существует множество площадок, где пользователи спрашивают открыто или анонимно.

Архиепископ Иона – наместник Киевского Троицкого Ионинского мужского монастыря, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, главный редактор православного молодежного журнала «Отрок.ua».

Фото из Фейсбука владыки Ионы

— Владыка, есть ли такие вопросы к священнику, которые точно не стоит обсуждать в интернет-переписке?

— Я думаю, нужно разделить личную интернет-переписку и публичный формат «Вопросы и ответы священника». Потому что зачастую в личных сообщениях люди спрашивают о самом сокровенном, о том, что никогда бы не озвучили в иной ситуации. К тому же в Интернете пользователи более откровенны, чем при живом общении.

Как мне кажется, ограничений на вопросы для обсуждения со священником в Интернете, не существует. Другое дело, что не все они могут быть обнародованы. К примеру, у нас на сайте Ионинского монастыря есть рубрика «Вопросы и ответы», где любой человек может обратиться в письменной форме и получить совет, но в общий доступ выкладываются только те вопросы и ответы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей, а большинство остаётся неопубликованными.

— Как убедить человека, что в некоторых случаях личное общение со священником необходимо? (Учитывая то, что иногда действительно легче общаться в Интернете — благодаря анонимности, отсутствию необходимости идти в храм в незнакомую для многих обстановку. Да и в реальном общении со священнослужителем люди порой не встречают того понимания, которое есть в переписке с батюшкой в сети, но, наоборот, наталкиваются на грубость и неделикатность.)

— Думаю, если человек обратился к священнику в Интернете, это говорит о том, что он уже начал интересоваться жизнью во Христе, и рано или поздно, даже если пока еще не решился пообщаться со священнослужителем непосредственно в храме, это обязательно произойдет. Следует все оставить на волю Божию, и Господь обязательно попечется о душе каждого человека.

Действительно, сделать первый шаг бывает непросто, и это особенно актуально для небольших населенных пунктов, где нет выбора, где священники не всегда могут дать квалифицированные ответы на вопросы (быть может, в силу недостаточного образования) или избегают внебогослужебного общения с паствой. К сожалению, такие явления в церковной жизни тоже есть.

В этом случае не стоит пренебрегать общением через Интернет с опытными священниками, готовыми помогать мудрым советом и добрым словом. В сети обычно присутствуют те отцы, которые горят желанием помочь ближнему, хотят миссионерствовать, благовествовать Евангелие, действительно нести тот подвиг, к которому призваны. И поскольку они на все это нацелены, общение является для них радостью, источником вдохновения. Любой пастырь знает, насколько бывает утешительно видеть плоды своего труда, когда человек в результате меняется к лучшему, начинает любить богослужение, жить таинствами, старается вести духовную жизнь.

Однако такие священники, горящие миссией, жаждущие непрестанно благовествовать, к сожалению, не являются большинством. Например, в Украине служат более 10 000 пастырей, в России несколько больше (более 30 тыс. — Прим ред.). Из них в Интернете постоянно трудится, наверное, всего пара сотен человек.

Священнослужители все очень разные. Есть действительно добрые пастыри, которые всегда с любовью примут приходящих к ним. Есть те, кто устал, или, как сейчас говорят, выгорел. Бывает, люди подходят к священнику, который находится в данный момент в состоянии скорби, или уныния, или даже раздражения — ведь он тоже человек.

Святитель Филарет Московский говорил: «Священник — это в первую очередь благоговейный совершитель таинств Божиих». А в наших реалиях батюшка несет и множество других обязанностей: он и прораб, и строитель, и муж, и отец. На нем висит масса дел. И потому не удивительно, что он не всегда в состоянии — как физически, так и духовно — уделить должное внимание пришедшему к нему с вопросом человеку. Зачастую ведь бывает, что батюшку перехватывают буквально на бегу, в этот момент он может спешить на требы, может быть уставшим после совершения богослужения, молебна, нескольких крестин, причащений больных и так далее.

У вас возникли какие-то духовные вопросы? Лучше попросите назначить вам время для встречи и спокойной беседы. Если же в силу каких-то причин священник из ближайшего храма не может с вами пообщаться, можно задать волнующие вас вопросы и через Интернет, ведь в сети люди общаются, когда им удобно, когда они к общению расположены.

Но я бы советовал никогда не останавливаться в поиске. Если вы живете в большом городе, постарайтесь найти возможность общения со священником вживую, а если особого выбора нет, то просто ходите в храм Божий, потому что в церковь мы приходим не к священнику, а к Господу, чтобы участвовать в Его таинствах. К батюшке же обращайтесь за тем, для чего он поставлен: за благоговейным совершением таинств Божиих — исповеди, причастия, тех или иных церковных чинопоследований.

Очень важно иметь милосердие друг ко другу, в том числе и к священникам, которые несут тяжелейший подвиг служения (особенно в небольших населенных пунктах, где на приходе может быть один батюшка, которому попросту не хватает сил, чтобы все и всех охватить).

Фото Владимира Ештокина

— Могут ли быть ситуации, когда никак не обойтись без живого общения со священником?

— Безусловно. Это, в первую очередь, касается церковных таинств. И прежде всего таинства исповеди, так как исповедоваться через Интернет все-таки не получится. Каким бы откровенным ни был разговор, и какие бы личные и откровенные вопросы, в том числе покаянного типа, ни обсуждались в переписке, все равно без непосредственного участия священника таинство исповеди совершить невозможно. Рано или поздно человеку все равно придется прийти к тому, что личное общение со священником необходимо.

Я не говорю о тех случаях, когда духовное чадо, с которым священник хорошо знаком и давно его знает, находится в отъезде и временно они не могут общаться лично. В таком случае в порядке исключения священнослужитель может выслушать исповедь по телефону, или получить ее в виде электронного письма, или даже смс-сообщения, и прочитать разрешительную молитву.

— Можно ли иметь духовника по переписке? Особенно, когда рядом нет храма, или он есть, но со священником не складываются отношения, или частые переезды мешают регулярному личному общению с духовником.

— Мне кажется, возможно. Я знаю о случаях, когда в 1920-х — 1930-х годах (это касается и русской эмиграции, и наших новомучеников) не имея возможности непосредственно общаться с духовниками, люди писали им письма с вопросами. И зачастую, если обеспечивал переписку надежный человек, то и исповедь совершали через письма. Но это, скажем так, форс-мажорные обстоятельства.

Вообще в этом вопросе нужна большая рассудительность. Ведь часто человек по гордости не хочет обращаться к тому священнослужителю, который находится рядом с ним, считая его, быть может, ниже себя, недостойным того, чтобы исповедоваться и окормляться у него, и ищет себе какого-то экзотического духовника, скажем, на Афоне, или какого-то известного священника. К сожалению, такие случаи есть.

Я знаю людей, считающих, что они имеют духовников на Афоне в греческих монастырях. Но духовник — это тот, кого можно сравнить с лечащим врачом. Он не может находиться далеко постоянно, но должен быть рядом, всегда готовый прийти на помощь. И если случается падение или возникает какая-то духовная проблема, как человек, не зная греческого языка — потому что в таких случаях исповедуются обычно через переводчика, — не имея оперативной связи с духовником на Афоне, может восстать и опять идти ко Господу?

Безусловно, тут присутствует доля лукавства. Такие христиане пытаются жить духовной жизнью «от поездки до поездки» на Афон или в любой другой удаленный монастырь. И это становится все более модным явлением. Как сейчас говорят — «в тренде». Но я, честно говоря, не видел преуспевающих в духовной жизни при таком духовном окормлении.

Фото Владимира Ештокина

— Как быть с регулярной исповедью, если фактически духовник далеко и человек общается с ним по переписке, а исповедоваться нужно другому священнику, который служит рядом?

— Такой вопрос нужно решать с духовником. Я бы благословил исповедоваться у батюшки в ближайшем храме, а вопросы об устроении духовной жизни решать с тем человеком, который вас духовно окормляет.

Бывают случаи, когда люди имеют духовников в других городах. Но все равно с той или иной периодичностью приезжают к духовнику, беседуют, исповедуются. Потому что священнику важно видеть ваши глаза. Все-таки духовничество — это общение, прежде всего, в таинстве Исповеди. Оно может совершаться удаленно только в самых крайних, неординарных случаях (в смертельной опасности или когда нет никакой иной возможности исповедаться). Но таких случаев не так много.

Поэтому стоит разделять понятия священник-духовный собеседник, который помогает вам разобраться в духовной жизни, дает ответы на какие-то вопросы, и священник-духовник, знающий вашу духовную жизнь, совершающий таинство исповеди и перед Господом отвечающий за ваше духовное состояние.

Бывает, что священник, с которым вы давно общаетесь, сказал вам одно, а на исповеди местный батюшка, возможно, видящий вас впервые, говорит другое. В таком случае нужно прислушаться все-таки к тому, кто хорошо вас знает, с кем у вас налажены контакты. Но не так, что вы обратились на сайт с анонимным вопросом и получили безличностный ответ. Все-таки должно происходить духовное взаимодействие между людьми — хотя бы собеседование, а не просто формат «вопрос-ответ» в анонимном режиме.

Если личное общение есть, можно батюшке сказать, что «местный священник говорит иное, не совпадающее с вашим, мнение». Думаю, пастырь обязательно подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы со священником, который служит в вашей местности и у кого вы исповедуетесь, не возникло недопонимания, противоречия и конфликтов.

Когда кто-то из моих духовных чад вынужден на продолжительное время уехать, сменить место жительства и сталкивается с некими разночтениями в жизни новой для него церковной общины, я обычно рекомендую поступать так, как принято в той местности. Потому что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». В любом случае это Церковь Божия, православный храм, где совершаются все церковные таинства, и ту благодать, которую люди получали, участвуя в духовной жизни на нашем приходе, они получат и там, проявляя послушание Церкви.

Поэтому всегда нашим прихожанам советую подстраиваться к тем условиям, в которые они поставлены. Если приехали жить или работать в Европу, празднуйте как принято там — по новому стилю. Если служит консервативный священник, требующий длительного поста перед причастием или не разрешающий часто причащаться, лучше смириться и поступать так, как заведено именно в этой церковной общине — дабы не смущать собратьев, и в первую очередь настоятеля, своим «особым духовным благочестием» или духовными привычками.

Фото Владимира Ештокина

— Как правильно налаживать общение со священником «в реале»? Как искать священника, духовника — какая тут может быть «техника безопасности»?

— В Православии, слава Богу, нет Министерства единомыслия. Как говорил апостол Павел: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19). Кто-то склонен к максимальной строгости к себе, акривии по отношению к себе, стремится выполнить все церковные предписания «от и до». Другому ограничения и рамки совсем не нравятся. В данном случае главное — чтобы человек находился в полноте Православной Церкви, жил таинствами, причащался, исповедовался, вел духовную жизнь.

Различия — неизбежны, ведь сколько людей, столько характеров, особенностей. И стричь всех под одну гребенку невозможно. Поэтому если есть возможность выбора духовника, лучше походить по храмам, послушать проповеди священников, почитать их интервью, посмотреть, как они живут. И исходя из этого, выбрать священника, которому вы бы могли рассказать о своих духовных проблемах без боязни и стеснения, близкого вам по духу. Это, мне кажется, главный критерий выбора духовника.

Священник может быть даже не особо искусным, «продвинутым» и известным, но если любит Бога и людей, а это обычно всегда видно, он будет хорошим духовным наставником.

— Есть ли выход из противоречия: как врач не может лечить болезнь по телефону, Интернету, так и священник на расстоянии не узнает всех обстоятельств духовной жизни человека. С одной стороны, любое обобщение делает ответ неверным для кого-то другого, с другой — людям негде больше спросить, а вопросов масса. Многие ищут ответы на свои вопросы в опубликованных ответах на чужие и только потом решаются задать свой вопрос…

— С этим сравнением я не соглашусь. Есть простые болезни, которые вполне лечатся по телефону: человек звонит, называет явные симптомы, и на основании этого квалифицированный врач может поставить достаточно точный диагноз и порекомендовать лекарства и методы лечения. Но бывает и так, что по телефону можно получить только первую медицинскую помощь, а глобально вылечить болезнь нельзя: необходимо стационарное лечение под наблюдением врача.

Так и в духовной жизни — можно получить первую неотложную помощь удаленно, но без участия в таинствах, без личного участия священника, без благодати Божией, которую Господь подает через священнослужителей, преуспеть достаточно сложно.

Спрашивать какие-то духовные советы, конечно, можно и по телефону, и через Интернет. И, возможно, на определенном этапе духовного развития люди застенчивые, те, кто делают только первые шаги в Православии, извлекут пользы от такого общения даже больше, чем от личных встреч со священником, когда мешает стеснение.

Фото Владимира Ештокина

— Публиковать ли на сайте личные вопросы и ответы на них, если они типичные и часто встречающиеся? С одной стороны, многие из тех, у кого есть схожие сомнения, прочтут ответы. С другой, для кого-то такое чтение может оказаться искушением.

— На сайтах и духовных, и светских есть раздел «Часто задаваемые вопросы». Главное в таких вопросах — это общее назидание, полная анонимность и согласие автора, чтобы вопрос и ответ были выложены в публичный доступ.

В наше время уже вряд ли можно кого-то чем-то особо соблазнить. Если мыслить в таком ключе, то и читая святоотеческую литературу, также можно соблазниться. Ведь святые отцы, особенно монахи, авторы древних патериков, очень откровенны в своих текстах, однако никто даже не помышляет их труды цензурировать и публиковать в «купированном» виде.

Ко всему следует подходить с рассуждением. Не думаю, что те, кто активно пользуются Интернетом, смутятся вопросами на православном сайте. Наоборот, тут может подействовать принцип «предупрежден — значит, вооружен». Человек подготовится к тому, что и в его жизни могут случиться подобные искушения, и уже будет знать, как из этих ситуаций выходить.

Ссылка на основную публикацию