Косметика времён СССР: 10 легендарных средств

10 самых любимых косметических продуктов, которыми пользовались в советское время

«Тайна Женщины» — так могли расшифровывать надпись «ТЭЖЭ» романтичные натуры, но на деле все было намного прозаичнее.

ТЭЖЭ — это Трест «Жиркость», который выпускал парфюмерную продукцию, а в 30-е годы, когда в стране решено было начать «движение за ликвидацию бескультурья в области личной гигиены», ТЭЖЭ по объемам производства обошел даже Францию и занял 3-е место в мире.

В то же время парфюмерное подразделение было передано фабрике «Новая заря», а производство туалетного мыла досталось фабрике «Свобода».

А тут на третьем этаже сияет вывеска —”Тэжэ” В. Маяковский: «История Власа — лентяя и лоботряса».

№ 1 Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц

Легендарная тушь была единственным средством для придания бровям и ресницам желаемой густоты и пышности. Помните жесткую щеточку и палетку с черной густой пастой, в которую нужно было поплевать? Красить необходимо было быстро, пока слюни в палетке не засохли. Из-за этого или из-за качества туши ресницы иной раз слепались, превращаясь в кашу, их разделяли иголочкой или булавкой. Смыть тушь с первого раза было почти нереально, ну а если она попадала в глаза, то ужасно щипала. Объяснялось это тем, что в состав туши входило обычное мыло, а не какие-то страшные химические вещества. Ну а если прочитать состав туши «Ленинградская» 1947 года выпуска, его можно назвать вполне натуральным: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, масло вазелиновое, сажа, отдушка.

№ 2 Пудра «Гвоздика», «Ландыш», «Сирень»

На протяжении многих лет пудра имела неизменный состав: тальк, окись цинка, двуокись титана, белая глина, мел и другие минеральные вещества. Но в отличие от туши для ресниц, выбор был больше. Одними из дешевых вариантов, так называемым масмаркетом были «Сирень», «Фиалка», «Гвоздика» и «Ландыш». В коробочках лежал душистый порошок, наносить который предполагалось обычной ватой, т.к. с пуховками и спонжами в то время было сложновато.

Только с 58-года парфюмерные фабрики СССР начали выпускать компактные пудры, а с начала 60-х крем-пудры.

№ 3 Тональный крем «Балет»

Густой и плотный по консистенции «Балет» был первым советским тональным кремом. Он надежно маскировал прыщики и темные круги под глазами, но лицо при этом становилось похоже на маску. Чтобы выйти из положения, женщины разводили тональный крем увлажняющим, и тогда «Балет» становился более податливым и легким.

№4 Духи «Красная Москва»

Духи «Красная Москва» по праву считаются одним из символов СССР, но придуманы они были еще до революции. В этом году «Красной Москве» исполнилось уже 106 лет. Цветочный шипр «Любимый букет императрицы» был создан парфюмером Августом Мишелем на фабрике Брокара в честь 300-летия Дома Романовых, специально для императрицы Александры Федоровны.

В 1924 году, уже работая на национализированной фабрике, получившей название «Новая Заря», парфюмер Август Мишель воссоздал композицию и выпустил ее под другим названием: «Красная Москва». Кстати, какое-то время духи, разбавленные чаем, можно было купить и на городских рынках. «Красная Москва» была очень популярна у поколения, которое было молодым до 1970-х годов, но потом духи морально устарели.

№ 5 Лак для волос «Прелесть»

Сейчас такой лак можно было бы отнести к средствам супер сильной фиксации, но по сравнению с сахарным сиропом и пивом, которое использовали для создания укладок, «Прелесть» была настоящим сокровищем. Волосы она склеивала намертво и сразу дня на три. Прическа в итоге больше напоминала парик, зато стойко держалась. Не удивительно, что за «Прелестью» стояли огромные очереди и средство моментально раскупалось.

№ 6 Вазелин

Помните такие круглые баночки с вазелином? Они были просто необходимы в зимнее время, ведь гигиеническая помада появилась не сразу. Вазелин был бесцветным, не имел запаха, зато придавал губам блеск, так что использовали его после помады, слегка смазав накрашенные губы.

Вазелином также разводили сухие тени или смазывали ресницы, чтобы средства косметики лучше держались.

№ 7 Помада

У советских красавиц не было особого разнообразия и при выборе оттенка помады. Все они были матовыми, плохо ложились и еще хуже стирались, а из оттенков можно было выбрать ярко-розовый, морковный и коричневый. Особым шиком была помада «Дзинтарс 21″ кирпичного оттенка, Pupa, которую, правда, делали не в Италии, а в Польше, и розовая помада Christian Dior в синем граненом футляре — предел мечтаний. Само собой разумеется, что помаду использовали до последней крошки, поэтому в косметичках советских модниц легко можно было встретить помаду со спичкой внутри, которой доставали до самого донышка.

№ 8 Хна и Басма

Осветлялись в советские времена перекисью водорода, пижмой или отваром ромашки, ну а красились и закрашивали седину двумя красками: хной и басмой. Оттенок после хны был огненно — рыжым, а после басмы — черным и не смывался. Красились старой зубной щеточкой, разведя краску в горячей воде.

№ 9 Magie Noire, Climat и Opium

В конце 60-х и 70-е годы духи Climat от Lancome стали самым желанным подарком для женщины. Ходили легенды, что именно этими духами пользуются французские проститутки, Позднее появились роскошные имагические «Мажи Нуар» в виде декольте в обрамлении черного платья, и Opium от Yves Saint Laurent, за которыми сначала охотились в магазинах, а затем доставали только по торжественным поводам.

№ 10 Тени

В позднем СССР яркие тени — голубые, синие, фиолетовые, зеленые, розовые — были обязательны. Тени наносили не только на сами веки, но и на все пространство между бровями и глазами. Крутым считалось использование нескольких цветов: например, у наружного края века использовать голубые тени, дальше изумрудные, дальше темно-синие, а пространство под бровью сделать фиолетовым.

10 легендарных предметов из косметички советской женщины, которые выпускаются до сих пор. Помнишь крем-пудру «Жэмэ», вазелин «Норка» и тушь «Ленинградскую»?

Метки

Недавно мне на день рождения подарили духи. На что моя бабушка, у которой я гостила всю прошлую неделю, сказала, что запах неплохой, но всё равно им далеко до «Красной Москвы».

У каждого поколения свои приоритеты и идеалы, и, решив не спорить с бабулей, я завела речь о тех средствах, которые помогали советской женщине чувствовать себя самой обаятельной и привлекательной.

Ведь это только кажется, что лет 40 назад вся помада была красной, а тени для век — голубыми. Всё же ассортимент товаров для женской красоты был значительно богаче! Кроме того, определенную косметику, которой пользовались еще наши бабушки, продолжают выпускать по сей день.

Так каким же он был — мейкап по-советски? Кто-то застал еще эти средства и успешно ими пользовался, кто-то, как я, видел у бабушки и мамы, а кто-то знает только по воспоминаниям взрослой части семьи.

Редакция «Так Просто!» решила немного переместиться во времени и вспомнить 10 легендарных средств из косметички прошлого.

Советская косметика

    Губная помада и карандаш для губ
    Если говорить о цвете губ, то большей частью советские женщины отдавали предпочтение морковному и коричневому оттенку. Самые везучие могли похвастаться еще и перламутровой помадой.

Особый шик — помада «Дзинтарс 21». Понятия «гигиеническая помада» не существовало. Зато был косметический вазелин «Норка» — его использовали вместо гигиенической помады. Ну а если говорить о карандаше для губ, то такого понятия в СССР тоже не существовало. Был красный карандаш из набора «Юный художник», который покупали в «Детском мире».


Тушь «Ленинградская»
То, без чего сложно представить себе макияж тех лет, — это тушь в брусочке. На нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли прокрашенные ресницы иголкой или булавкой.

Простейший состав (мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, вазелиновое масло, сажа и отдушка) позволял «построить» ресницы нереальной длины. Правда, держалась эта красота до первых капель дождя. Почему этот продукт оказался таким живучим, загадка. Но «Ленинградскую» можно купить и сейчас.


Лак для волос «Прелесть»
Этот лак фиксировал прическу на редкость добросовестно — локоны держались около трех дней. Несмотря на очень необычный химический запах, он был невероятно популярен в восьмидесятые годы, когда в моде были объемные прически.

Сегодня новая улучшенная линейка «Прелесть Professional» насчитывает несколько десятков средств для ухода и укладки.


Тональные средства
Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» фабрики «Свобода», ложившийся на кожу густым слоем и создававший эффект гладкой, хотя и неестественной маски.

Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».


Совместно с компанией L’Оreal «Свобода» выпускала тональное средство в тюбиках — крем-пудру «Жэмэ». Его качество было выше, чем у «Балета». Существовало три оттенка: бежевый, персиковый и натуральный. В магазинах чаще встречался последний вариант.


Шампунь
Этот продукт сложно назвать средством из косметички, тем не менее было бы преступлением не упомянуть о легендарном «Кря-кря», который и я достаточно хорошо помню.

Восхитительный аромат этого шампуня помнят, наверное, почти все дети восьмидесятых-девяностых. Пах он ароматом жевательной резинки «Дональд» и был настоящей мечтой советского ребенка. Некоторые даже пытались попробовать шампунь на вкус, но, увы, он оказывался совсем несъедобным.

Конечно, этот болгарский шампунь был в дефиците и редко появлялся на прилавках магазинов. Тогдашние модницы тоже не брезговали пользоваться этим шампунем, потому что волосы после мытья становились легкими и пушистыми.


Духи
О заветном благоухающем флакончике «Красная Москва», чем-то похожем на Кремлевский дворец, мечтала каждая женщина. Поговаривают, что создатель «Любимых духов императрицы» (именно таким было название прототипа «Красной Москвы») Август Мишель принимал участие в создании небезызвестных Chanel № 5, вот почему многие отмечают сходство французского и советского ароматов.


Ну а старшеклассницы и выпускницы тех лет отчаянно мечтали о «Наташе».


Краски для волос
Красок для волос было две: хна и басма. Соответственно, покраситься можно было либо в радикально черный, либо в огненно-рыжий.

Осветляли волосы отваром ромашки. Самые отважные добивались заветного блонда с помощью перекиси водорода. Ею же делали мелирование. «Вытравленные» гидроперитом волосы потом восстанавливали касторовым маслом. Но это уже совсем другая история.


Лаки для ногтей
Необходимый атрибут модниц тех лет — кричащие лаки для ногтей. Особой любовью пользовалась американская марка Kiki, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались. Но на что только не пойдешь во имя красоты!

Совет редакции

Любителям тонального крема «Балет», а так же тем, кто слышал про него, но никогда не пользовался, предлагаю ознакомиться с плюсами и минусами этого легендарного средства. И узнать, почему этот косметический продукт, созданный еще в СССР, до сих пор производят и покупают в современной России.

Постепенно советская косметика становилась более качественной: чего только стоил тональный крем «Балет», увлажняющий детский крем «Антошка» и легендарный «Тройной одеколон». У этих продуктов до сих пор есть свои почитатели!

А как ты относишься к косметическим продуктам того времени, помнишь ли эти средства? Возможно, ты до сих пор пользуешься чем-то из этого списка? Буду рада, если ты поделишься своим опытом и приятными воспоминаниями о том времени в комментариях.

Будь красивой, радостной, сияющей вне зависимости от нанесенной косметики! И не забудь рассказать об этой статье своим подругам, я уверена, вам будет что обсудить.

Моя «Прелесть»: легендарная косметика времен СССР

Некоторые продукты выпускаются до сих пор и по-прежнему пользуются спросом.

Текст: Анна Герасименко · 27 ноября 2019

Духи «Красная Москва»

Настоящий символ бьюти-индустрии времен СССР, дефицитный парфюм имеет удивительную историю. Началась она во второй половине XIX века, когда француз Генрих Брокар, «король русской парфюмерии», открыл в Москве свою фабрику и создал аромат «Букет императрицы». В 1913 году на этой же фабрике специально для императрицы Марии Федоровны в честь 300-летия дома Романовых выпускают реплику этого парфюма, в нем переплелись ароматы ириса, жасмина, розы, ванили и бергамота.

В 1917 году после Октябрьской революции «Империя Брокара» не избежала национализации и стала «Замоскворецким парфюмерно-мыловаренным комбинатом № 5», а затем фабрикой «Новая Заря». А парфюм, который когда-то носили монаршие особы, получил новое имя — «Красная Москва».

Духи производятся и сейчас, композиция аромата не изменилась, так же, как и стеклянный флакон.

Тушь «Ленинградская»

В 1947 году фабрика «Грим», специализировавшаяся на профессиональной косметике для актеров театра и кино, расширила производство. Так у женщин СССР появилась тушь для бровей и ресниц черного цвета. Она выпускалась в виде бруска, с пластмассовой щеточкой, в картонном футляре. Тушь до сих пор продается в оригинальной упаковке. Средство перед использованием необходимо было размочить. Так как наносить его было довольно проблематично и ресницы склеивались, многие девушки осторожно разделяли их иголкой.

Кстати, состав был натуральным: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, вазелиновое масло, сажа, отдушка.

Лак «Прелесть»

70-е годы запомнились девушкам СССР модными показами на Кузнецком мосту и новинкой советской химической промышленности: первым отечественным лаком для волос «Прелесть». С его появлением отпала необходимость накручивать локоны на пиво или сахарный сироп, прическа фиксировалась практически намертво и держалась несколько дней. Правда, лак почти сразу стал дефицитным продуктом.

Рассыпчатая пудра «Кармен», «Ландыш», «Фиалка»

В 70-80-х годах советские фабрики еще не выпускали компактную пудру, зато было несколько вариантов рассыпчатой. Она делилась по типам кожи — для сухой и жирной, и по сортам: от третьего до высшего. Это был розоватый порошок с различными отдушками, которые придавали коже цветочный аромат. Смешав пудру с кремом или вазелином, можно было сделать тональное средство.

Тональный крем «Балет»

Еще одно достижение советской косметической промышленности — тональный крем «Балет». Бежевый тюбик с балериной был знаком всему Союзу. Крем выпускался в одном универсальном оттенке — «натуральном» и обеспечивал очень плотное покрытие. С его помощью можно было замаскировать любые несовершенства кожи Но вот незадача — очень часто тон крема и тон кожи сильно различались, а покрытие выглядело как маска.

Вазелин «Норка»

Незаменимое средство в косметичке советской женщины: зимой защитит губы от мороза, смягчает кожу рук. Если смешать с румянами, можно получить помаду, а с пудрой — тональное средство. А еще он заменял блеск для губ.

Косметичка советской женщины: топ-10 средств

Интересно, как в советские времена женщинам удавалось эффектно выглядеть, учитывая перманентный дефицит товаров, включая косметику? А ведь представительницы прекрасного пола умудрялись следовать модным тенденциям makeup-индустрии и прилагали неимоверные усилия для того, чтобы приобрести крем, пудру или тушь. Давайте заглянем в косметичку советской женщины — что же в ней было интересного?

«В основном это была продукция фабрики „Невская косметика“, представляющая собой твердую массу, которую нужно размачивать водой. По виду и консистенции она напоминала детские краски для рисования. Тушь была упакована в маленькую коробочку, к ней прилагалась пластмассовая щеточка, напоминающая крошечную расческу. Без этой щеточки тушь нанести было невозможно».

К тому же советская косметика была не очень качественной и тушь скатывалась на ресницах комочками, без расчесывания ресницы выглядели неаккуратно. Советская тушь постоянно осыпалась и держалась недолго, а если женщина попадала под дождь, снегопад или сильный ветер — размазывалась. Наверное, поэтому женщины красили глаза на рабочем месте, как показано в фильме «Служебный роман».

Советскую пудру делали из талька, мела, белой глины, двуокиси титана и минеральных веществ. Первая пудра была только рассыпчатой и не вызывала аллергии. С 1958–1960 годов в Советском Союзе начали производить компактную и кремообразную пудру. Интересно, что к рассыпчатой пудре не прилагалась пуховка, кисточка или спонж, поэтому наносить ее приходилось ватой. Самыми популярными торговыми марками пудры были «Балет», «Красная Москва», «Маска», «Кармен» и «Сирень». Самую дешевую пудру «Лебяжий пух» выпускали в картонных коробочках, похожих на зубной порошок. Такая пудра при нанесении разлеталась по комнате и осыпалась быстро с лица.

Советские тональные кремы были настоящим испытанием для кожи — покрывали ее плотным слоем, не пропускали воздух и по текстуре напоминали оконную замазку. Нанесенный на лицо, к примеру, крем «Балет» казался резиновой маской, и нужно было иметь много мужества, чтобы дотерпеть его присутствие на коже до конца рабочего дня. Именно поэтому многие женщины смешивали его с кремом для более легкой текстуры. Альтернативой советским тональным средствам был дорогой крем «Жэмэ», выпускавшийся на фабрике «Свобода» совместно с компанией L’Oréal Paris. Этот крем стал мечтой многих женщин, которые пользовались недорогой косметикой Советского Союза, ведь «Жэмэ» был дефицитным товаром и стоил намного дороже доступных тональных средств.

Советский вазелин, который производили в Калуге и продавали за 5 копеек, занимал важное место в косметичке каждой женщины, особенно в зимнее время. Он был упакован в плоские металлические баночки, которые открывались с большим трудом.

Вазелин использовали для смягчения обветренных участков кожи и как блеск для губ. В морозы он выполнял две функции — защищал нежную кожу губ от растрескивания и сухости и делал их более влажными и объемными. На фоне тотального дефицита вазелин считался палочкой-выручалочкой на все случаи жизни: и от трещин на пятках, и от «цыпок» на руках, и при порезах.

А еще находчивые женщины использовали вазелин как основу под макияж, поскольку сухие тени, нанесенные на жирную кожу, держались дольше и не осыпались. К сожалению, вазелин изготавливали из нефтепродуктов, он оказывал неблагоприятное воздействие на кожу — загрязнял токсинами, усиливал салообразование и способствовал появлению угрей.

Губную помаду в СССР выпускали фабрики «Свобода», «Новая Заря», «Невская косметика» и «Северное сияние». Помада была одним из любимых косметических средств в советское время.

«Самой модной в советские времена была красная помада. У меня она была в нескольких оттенках: алая, бордовая, морковная, вишневая. На губах помада смотрелась ядовито, что совсем неудивительно, ведь в состав этой косметики входил кармин — вещество, которое получали из кислоты, выделяемой насекомыми после обработки их аммиаком. Если кому-то удавалось вырваться за границу или в Прибалтику, то эти счастливицы обзаводились помадами Dior, Dzintars или Pupa Italiano. Впрочем, польские подделки, которые продавали фарцовщики в СССР, тоже раскупались очень быстро».

Поскольку в СССР не было большого выбора румян, женщины обычно пользовались губной помадой. Однако кое-что из этого вида косметики в магазинах все же продавали. Это были жирные румяна, и иногда их использовали вместо губной помады и блеска.

Когда в 80-е годы в Москве открылся магазин Estee Lauder, женщины ходили туда как в музей, посмотреть на импортную косметику. Некоторые из них готовы были отдать половину зарплаты за коробочку розовых румян — других в ассортименте не было. Но и это не смущало советских модниц — не так важно, какого цвета макияж, главное, чтобы он был ярким и заметным!

В женской косметичке можно было найти и лак для ногтей, да, тот самый, за 40 копеек. Носили его с собой для того, чтобы подкрашивать облезающий лак на ногтях, ведь держался он очень недолго. Поскольку в те времена никто не знал о базовом покрытии, лак наносили прямо на ногтевую пластину. А еще женщины буквально гонялись за арабскими перламутровыми лаками — тогда этот оттенок только входил в моду. В тренде еще были лаки Kiki ярких молодежных оттенков.

Лак для волос «Прелесть» — еще один хит косметики советских времен. На фото 60–70-х годов прически у женщин — это так называемые начесы невероятных форм и размеров. Все эти сооружения держались по три дня благодаря «железобетонному» лаку для волос. С такой прической можно было даже спать! В косметичку «Прелесть» не помещалась, но некоторые дамы носили ее в сумочке, чтобы подправить прическу перед романтическим свиданием. К сожалению, лак портил волосы, делал их тусклыми, сухими и секущимися.

Когда в советских магазинах появились косметические наборы с большой палитрой теней, зеркалом и кисточками, женщины почувствовали себя королевами. Конечно, по сравнению с набором «Елена» производства Москва-Париж косметическая продукция Pupa ценилась выше, но и советским теням женщины были рады. Польские наборы Ruby Rose считались не очень качественными, но покоряли сердца российских красавиц своей насыщенной цветовой палитрой — за это им прощались все недостатки!

А некоторые дамы для макияжа использовали настоящий актерский грим, подводили им глаза, румянили щеки и красили губы. Главное достоинство грима было в возможности смешивать цвета и добиваться впечатляющего эффекта.

О советской косметике и парфюмерии можно писать бесконечно, и невозможно обойти вниманием духи, которые любили советские женщины. Первое место на парфюмерном олимпе занимает, конечно, «Красная Москва», непревзойденная классика! А среди самых популярных и любимых духов наших мам и бабушек были Climat от Lancome, «Пани Валевска», «Быть может» производства Польши и латвийские «Дзинтарс». В Ленинграде любили духи «Летний сад» и «Белый ландыш», а студентки могли себе позволить только духи «Наташа». Мужчины же благоухали одеколоном «Тройной», «Саша» и «Ландыш».

Во времена советско-болгарской дружбы в СССР ввозили деревянные флакончики со стеклянными пробирками, наполненными концентрированным розовым маслом. На флакончиках были выжжены украшения в виде розы. Не все знали, что концентрированное масло нужно разбавлять, душились им в чистом виде, а потом страдали сами и мучали окружающих приторным ароматом. Масло производила компания «Ален Мак», которая также поставляла на советский рынок кремы, шампунь «Кря-Кря» и зубную пасту.

В середине прошлого века дезодорантов и освежителей в Советском Союзе еще не было. С потом боролись при помощи ментолового крема, талька и одеколона. В Москве можно было купить специальные тканевые вставки, которые пришивались подмышками прямо на одежду и менялись раз в неделю. В 70-е годы стали появляться первые дезодоранты и освежители воздуха — отечественные «Свежесть», «Зеленое яблоко», «Виола», «Тойлекс», «Октава», «Дуэт», прибалтийский «Дзинтарс» и DEO производства ГДР.

Ближе к 80-м в Москве уже можно было достать югославский дезодорант ВОВ и немецкий «БАК». Пахли они намного лучше «Свежести», которая больше напоминала современные освежители воздуха. Некоторые средства против пота, например «Грезы» советского производства и «Одорекс» от болгарской фирмы «Роза косметикс», напоминали лосьон, который наносили ваткой. Это были первые антиперспиранты, которые женщинам нравились больше, чем «пшикалки».

Копеечные кремы по уходу за кожей тоже не радовали разнообразием. Хитом продаж был детский крем от фабрики «Союзпарфюмерпром», который появился в магазинах примерно в 50-х годах. И хотя его запах оставлял желать лучшего, женщины им пользовались, ведь особенного выбора не было, к тому же этот крем считался натуральным. Очень популярными были питательные кремы в тюбиках: «Янтарь», «Ланолиновый», «Люкс» и «Сюрприз», а также увлажняющие: «Земляничный», «Спермацетовый», «Огуречный», «Аврора», «Красный мак» и «Березовый».

Продавался защитный крем «От загара», осветляющий «Чистотел», антивозрастной «Геронтол» и кремы для рук «Каре» и «Велюр». Под пудру хорошо шли кремы на глицериново-стеариновой основе «Снежинка», «Белая ночь» и «Кристалл», поскольку они быстрее впитывались и не оставляли жирного блеска.

Делали и пилинг, для этого пищевую соду смешивали с мужским кремом для бритья или пользовались губкой бадяга.

Советским женщинам приходилось прикладывать много усилий, чтобы быть красивыми. И за это их можно считать героинями. Сейчас в магазинах можно купить любую косметику и выглядеть восхитительно без вреда для кожи и волос. Теперь вы понимаете, как нам повезло?

Косметика с историей: 14 культовых средств

Возможно, ваш парфюм или крем выпускается уже более ста лет — рассказываем, какие экспонаты искать на полках

Задумывались ли вы о том, как давно выпускаются ваши любимые косметические средства? Вероятно, в ванной у вас стоит шампунь с тридцатипятилетней историей, а в косметичке лежит крем, который продается уже более ста лет. О 14 средствах, проверенных временем и не одним поколением, подробно рассказываем ниже.

Первое, что приходит в голову, когда задумываешься о косметике с историей, это Chanel No. 5. «Женщина, которая не пользуется духами, не имеет будущего», — считала Коко. Так что неудивительно, что ей хотелось подготовить для тогдашних модниц что-то максимально необычное, и в 1921 году Габриэль пригласила парфюмера Эрнеста Бо для совместной работы. К слову, один из самых известных мастеров своего времени родился в Москве и трудился в парфюмерной фирме Rallet чуть более десяти лет. Завершить любимое дело пришлось с началом Первой мировой. Позже, в 1919 году, когда военные действия закончились, Бо эмигрировал во Францию, где через год князь Дмитрий Павлович познакомил его с Коко. Любители сложносочиненных парфюмов быстро нашли общий язык и приступили к работе. Изначально Эрнест предложил Мадемуазель десять вариантов будущего парфюма. Считается, что Коко выбрала пятый номер, в честь которого и были названы духи. Это был настоящий прорыв для своего времени — один из первых ароматов с синтетическими нотами. Для непривычного и интересного звучания Бо добавил запах свежести — альдегид Cucumis sativus. Именно благодаря этому композиция получилась очень узнаваема.

Николь Кидман в кампании Chanel No. 5, 2004

Флакон аромата стал таким же лаконичным, как и название. Коко Шанель считала, что минимализм дизайна лишь подчеркнет ценность Chanel No. 5. Так что она выбрала простой сосуд в форме параллелепипеда с небольшой черно-белой этикеткой — интересное решение, в то время когда на полках красовались только сложносочиненные емкости с гравировками. Спустя почти сто лет внешний вид «пятого номера» практически не поменялся.

Изначально лицом Chanel No. 5 была сама Шанель, затем представительницами аромата становились актрисы Катрин Денев, Николь Кидман, Одри Тоту и многие другие известные красавицы. Но самая лучшая реклама получилась случайно. В 1954 году журналист, бравший интервью у Мэрилин Монро, спросил актрису, что на ней надето, когда она ложится спать. «Несколько капель Chanel No. 5», — ответила Мэрилин.

Мэрилин Монро, 1955. Кампания Chanel No. 5, 1921

До 1987 года о пудре в виде маленьких разноцветных шариков никто и не мог подумать, пока на рынке не появились знаменитые «метеориты» Guerlain. Французский Дом не только представил новый формат пудры, но и раскрыл секрет идеального тона лица. Дело в том, что у шариков разные цвета не просто так — у каждого своя функция. Розовый — придает коже свежести, зеленый — скрывает покраснения, белый — осветляет, сиреневый — убирает тусклость, а золотистый и перламутровый добавляют сияния.

Конечно, с 1987 года вышло уже много версий этого средства — некоторые ярые поклонники пудры превратились в настоящих коллекционеров и охотятся за каждым выпуском. Так что на eBay практически всегда можно найти «винтажную» версию — например, сейчас там продается рождественский вариант 2003 года за 14500 рублей. Хотя такое рвение владеть баночкой не сильно удивляет — каждая из них действительно неповторима. Например, этой зимой «метеориты» вышли в новом фарфоровом футляре, изготовленном мастерами французского Дома Bernardaud, который был основан еще в 1863 году.

Впрочем, ежегодно сезонные коллекции Guerlain радуют поклонниц не только внешним изменением упаковки. Меняются и шарики — их цвет, насыщенность блеска и соотношение разных цветов в одной банке. В 2015 Guerlain и вовсе спрессовали разноцветные шарики в компактную пудру Météorites Compact.

К счастью самых преданных поклонниц Météorites Guerlain решили не ограничиваться одной пудрой и в 2017 году, в честь 30-летия продукта, создали целую постоянную линию под знаменитым названием. Сейчас в нее входит кушон, гелевые румяна, туалетная вода, основа под макияж и хайлайтер.

Touche Éclat был создан в 1992 году тогдашним креативным директором косметической линии Yves Saint Laurent Терри де Гинзбург. Хайлайтер усиливает сияние кожи и одновременно скрывает следы усталости и темные круги. Продукт был выпущен в совершенно новом на то время формате — жидком и с кисточкой вместо аппликатора. И самое удивительное, произошло это случайно. Как рассказала Терри де Гинзбург в интервью американскому Allure: «Изначально мы планировали сделать классический консилер с аппликатором, но поставщик по ошибке прислал мне кисточку. Новая форма меня сразу вдохновила. Я попросила разработчиков сделать так, чтобы средство подавалось через нее. Вместо тяжелой текстуры хотелось видеть жидкий, едва заметный продукт». Так все и получилось. Вот уже почти 30 лет Touche Éclat скрывает недостатки, не создавая эффекта маски, и придает коже сияние.

Джордан Данн и Кара Делевинь в кампании Touche Éclat, Yves Saint Laurent, 2015

К слову, о сиянии. Консилер стал по совместительству хайлайтером. Причем одним из первых в мире. «Это действительно было в начале моды на использование отражающих частиц в макияже лица. Оказалось, сложно вывести идеальную формулу, потому что в те дни частицы были крупными и делали кожу плоской или слишком блестящей. Но у нас получилось. Так, кстати, и возникло название средства — Éclat в переводе с французского значит «блеск», — рассказала Терри де Гинзбург.

С течением времени изменения коснулись лишь палитры оттенков. 14 цветов, существующих сегодня, появлялись постепенно. Изначально Touche Éclat продавался только в одном оттенке, который был универсальным и подходил к любому типу кожи.

Этот оттенок был разработан создателями марки Фрэнком Тосканом и Фрэнком Анджело для мирового турне Мадонны Blonde Ambition в 1990 году. Не каждая помада подходила для ее зажигательных выступлений, ведь нужна была не только красота оттенка, но и поразительная стойкость. Так и появилась Russian Red. С тех пор Мадонна остается одной из главных поклонниц этого красного матового средства. Помимо певицы насыщенный алый тон оценили визажисты фильма «Дьявол носит Prada». Вспомните сцену, в которой героиня Энн Хэтэуэй появляется в черном платье и с красной помадой на губах. Да-да, и это тоже была Russian Red.

Мадонна во время турне Blonde Ambition, 1990. Энн Хэтэуэй в фильме «Дьявол носит Prada», 2006

История Maybelline началась в 1913 году с туши Cake Mascara, которую основатель компании Томас Уильямсон изобрел для своей сестры Мэйбл. Чтобы помочь ей завоевать сердце возлюбленного, заботливый брат смешал вазелин с угольной пылью и таким образом создал средство для окрашивания ресниц, которое в итоге покорило не только избранника Мэйбл, но и весь мир. Cake Mascara стала первой в истории компактной тушью. К сожалению, до нас средство не дошло, но есть более позднее и не менее легендарное изобретение Maybelline, которым мы можем пользоваться и сегодня.

Cake Mascara, Maybelline New York, 1926

Тушь Great Lash дебютировала в 1971 году. Впервые в основе формулы была вода, что произвело фурор в индустрии красоты. До появления Great Lash такие средства, наоборот, отталкивали воду, поэтому смывать макияж глаз была задача не из легких. И даже страшно представить, сколько времени женщины тратили на то, чтобы просто удалить тушь. Революционную водную основу мгновенно оценили миллионы покупателей, и Great Lash стала незаменимой для многих девушек в 1980–1990 годах. Впрочем, с тех времен ничего не поменялось, тушь до сих пор считается образцовой и бьет рекорды продаж из года в год. С момента запуска формула остается неизменной и тщательно охраняется экспертами Maybelline.

История одного из самых известных бальзамов для губ началась в 1937 году. Житель города Милуоки на севере США Альфред Уолбинг периодически страдал от простуды и сухой, потрескавшейся кожи на губах. Чтобы избавить от дискомфорта себя и всех, кто сталкивается с этой напастью, Альфред создал лечебный бальзам из камфорного масла, ментола и ланолина. Первое время мастерской была кухня — Уолбинг делал средство сам и разливал его в маленькие белые баночки с желтой крышкой.

Поскольку Carmex быстро стал популярным и производство необходимо было расширять, частный бизнес переехал из кухни в арендованное помещение в пригороде Милуоки. А в 1980 году появился узнаваемый желтый тюбик с красной крышкой. Сегодня Carmex — один из самых популярных бальзамов для губ в мире. И это неудивительно, ведь средство отлично увлажняет и питает губы, предотвращая сухость и трещины. Слегка холодящий ментоловый плотный бальзам снимает зуд и неприятные ощущения через пару минут после нанесения. А чтобы любовь к марке увеличивалась в геометрической прогрессии, Carmex постоянно выпускают новые вкусы — сейчас вы можете попробовать вишневый, гранатовый, арбузный, ванильный и клубничный варианты.

Скорее всего, вы помните небольшую синюю баночку с белой надписью Nivea еще из детства. Внутри — простой белый, в меру жирный крем с легким цветочным ароматом, который можно использовать на любой точке тела — от рук и пяток до лица. И в любой зоне он одинаково хорошо работает — убирает сухость и делает кожу нежной. Он покорил весь мир своей простотой и эффективностью и продается уже более ста лет. Его история началась в Гамбурге в 1911 году с появления нового эмульгатора — эвцерита. Именно благодаря этому компоненту стало возможным смешать воду и масло и сделать массу однородной. Изобрел его основатель Nivea Оскар Тропловиц вместе с дерматологом Паулем Герсоном Унна и химиком Исааком Лифшицем. В состав также входят глицерин, экстракт лимонной кислоты, масла розы и ландыша.

Получившаяся белая консистенция подсказала создателям и будущее название продукта. Оскар Тропловиц адаптировал латинское слово nivis, в переводе «снег», и получил известное nivea, обозначающее «белоснежный». С 1911 года формула крема остается практически неизменной, лишь улучшаясь благодаря новым научным открытиям. Перемены затронули только упаковку. Оказывается, изначально баночка была желтая с зелеными надписями и узором, а знаменитый синий кружочек с минималистичной надписью Nivea был создан спустя 14 лет после запуска продаж крема.

Тушь появилась в 2002 году — в период, когда курированием Dior занималась визажист Пэт Макграт. Незадолго до запуска, на одном из показов модного Дома, она использовала для прокрашивания ресниц зубную щетку. И именно в тот момент Пэт решила, что нужно сделать что-то подобное по плотности и толщине щетинок, только уже в виде щеточки для туши — да бы не пугать моделей своими экспериментами. Да, оказалось, прототип известной Diorshow стоит у каждой из нас в ванной. Необычная идея оказалась очень успешной. Идеальные щетинки прокрасили каждую ресницу и помогли добиться эффекта накладных ресниц.

В 2017 году Dior выпустили обновленную версию туши — Diorshow Pump’N’ Volume HD — для еще большего объема и удлинения ресниц. В состав новой формулы High Definition вошли витамин В5, известный своими укрепляющими свойствами, и экстракт хлопка, обеспечивающий объем. Но главная фишка — в тюбике: теперь он сделан из каучука и стал мягким. С помощью тепла рук вы можете разогреть средство перед нанесением, благодаря этому оно будет ложиться на ресницы ровно и без комочков.

В 1989 году Givenchy выпускает первые коллекции средств по уходу за кожей и декоративной косметики. Линия макияжа начинается с пудры Prisme Visage. Она не была похожа на остальные средства из магазинов: внутри — сразу четыре оттенка, которые можно смешивать или наносить отдельно. Каждый цвет выполняет свою функцию и помогает добиться идеального и при этом натурального тона. Желтый — для выравнивания, зеленый — для коррекции покраснений, голубой — для нейтрализации желтого пигмента и розовый — для свежести.

В 2016 году креативный директор по макияжу Givenchy Николя Деженн представил обновленную версию пудры в семи цветовых гаммах и с новой текстурой. Внутри каждого футляра теперь находятся четыре оттенка с матовыми и мерцающими эффектами, а также c экстрактом шелка в составе. Светлый квадратик в палетке вы можете использовать в качестве хайлайтера, чтобы подсветить скулы, переносицу и контур верхней губы, а более темные тона помогут в скульптурировании. В этом году легендарной пудре Givenchy исполняется 30 лет.

Аромат Mitsouko был создан в 1919 году после того, как Жак Герлен прочитал роман Клода Фаррера «Битва», главную героиню которого и звали Мицуко. Японская девушка, жена адмирала Того, во время русско-японской войны знакомится с британским офицером и сразу в него влюбляется. Но судьба решает за Мицуко — в один миг оба мужчины пали в жестоком сражении. Произведение настолько впечатлило парфюмера, что он создал роскошную композицию, которой в этом году исполняется уже сто лет. В основе аромата лежат древесные ноты, а также тонкое звучание персика в сопровождении жасмина, розы и корицы. За время существования парфюма его композиция все же поменялась. Например, в 2007 году из формулы был вычеркнут дубовый мох, который больше не используется в парфюмерии.

Guerlain Mitsouko, 1938

Несмотря на то что аромат считается женским, среди любителей легендарного парфюма были и мужчины. Например, русский импресарио Сергей Дягилев просто обожал Mitsouko. Он не только наносил аромат на волосы и одежду, но даже требовал, чтобы в отелях, где ему предстояло остановиться, парфюмом душили шторы и занавески.

Хотя Mitsouko и был вдохновлен Японией, визуальное подтверждение этому появилось только в 2016 году. Guerlain выпустили парфюм во флаконе из лучшего японского фарфора aritayaki, который производится уже 400 лет. В этом году в честь своего столетия Mitsouko также вышел в лимитированном флаконе — с восточным рисунком.

Mitsouko, Guerlain, 2016. Mitsouko, Guerlain, 2019

Бренд Sisley был основан в 1976 году Юбером д’Орнано. Компания быстро стала популярной, поскольку одной из первых предложила продвигать новое направление — фитокосметологию, которая предполагает разработку средств для ухода за кожей на основе растений. В 1999 году компания выпустила крем Sisleya L’Integral Anti-Age — он произвел настоящий фурор на рынке антивозрастных средств. Бренд первым предложил бороться со старением кожи с помощью активизации жизненных сил клетки. Спустя 17 лет после первого выпуска формула крема была немного изменена. В 2016 году Sisley представили обновленный Sisleya L’Integral Anti-Age. С этого момента формула воздействует на клетку в трех направлениях — на нее саму, на экосистему вокруг, а также на ее жизненный цикл. Эксперты Sisley обогатили формулу экстрактом вечнозеленого кустарника линдеры и мимозы, которые поддерживают обмен веществ в клетке и ее энергетический потенциал. Также был добавлен комплекс протеинов сои и дрожжей, защищающих теломеры — защитные «хвостики» каждой хромосомы, от длины которых напрямую зависит продолжительность жизни клеток. Помимо воздействия на внутренние процессы старения L’Integral Anti-Age 3D сокращает их видимые признаки и уменьшает морщины.

Какая была косметика в СССР – 23 фото

Мейкап по-советски. Кто-то застал его и успешно (или безуспешно) им пользовался, кто-то видел у бабушек и мамы, а кто-то знает о нем только по воспоминаниям взрослой части семьи.

То, без чего сложно представить себе макияж тех лет, — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. Эффект получался сногсшибательный, особенно если предварительно прибегали еще к одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрепанную жизнью обувную щетку.

Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.

Зубной порошок vs. зубная паста. Помимо зубов, жестким абразивом порошка можно было еще столовые приборы почистить. Вот она — мультифункциональность того времени!

Шампунь «Кря-кря», пахнущий ирисками и карамелью. Волосы, легкие, как пух, — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.

В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были румяна Estée Lauder из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Вот бы сейчас завести человека из 80-х в какой-нибудь «Рив Гош» или «Л’Этуаль»…

Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. У моей мамы была ланкомовская пудра — вещь, использующаяся по назначению только по особым случаям, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

кстати тональник “Балет” был очень даже приличный по качеству
чтобы не создавалось
– достаточно было комбинировать его с нежирным увлажняющим кремом

а наборы Ruby Rose продаются до сих пор
я таким огромным “трёхэтажным” до сих пор иногда пользуюсь

ЗЫ – присоединяюсь к фанатам “Кря-кря”
такой вкусненький))

Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:
высшего качества — «Восток», «Бархатистая», «Балет»;
группы А (хорошего качества) — «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка»;
группы Б (средняя) — «Маска», «Камелия», «Шипр»;
группы В (массовая) — «Кармен», «Сирень», «Фиалка».

Пудра «Ленинградская» для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки негигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

Ну и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики. Например, «Красная Москва», она же «Любимый букет императрицы». Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Федоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для Страны Советов. К 1917 году самого главы «Империи Брокара» уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался. Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом №2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на «Новую зарю». В 1925-м Мишель переименовал свои духи в «Красную Москву», а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев. Когда же «красный директор» решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул.

Ссылка на основную публикацию