Пилот МИГа: что стало с лётчиком-дезертиром Виктором Беленко после бегства из СССР

Пилот МИГа: что стало с лётчиком-дезертиром Виктором Беленко после бегства из СССР

Виктор Беленко за измену Родине был заочно приговорен в СССР к смертной казни. Оставив в Советском Союзе жену и сына, бывший советский летчик, которого на побег из страны толкнули неудовлетворенные амбиции, ни разу не пытался встретиться с ними или хотя бы написать.

Зачем он это сделал

Российский писатель О.С. Смыслов, автор книги «Иуды в погонах», собрал множество свидетельств сослуживцев перебежчика В.И. Беленко, стартанувшего в сентябре 1976 года на новеньком МиГ-25П в Японию. Исходя из этих данных, главной причиной предательства военного летчика было недовольство собственным служебным положением – старшему лейтенанту своевременно не присвоили положенное звание капитана, не назначали начальником штаба эскадрильи. Это, в свою очередь, не давало ему возможности поступить в военную академию, а учиться там Беленко очень хотел.

На этой почве Виктор Беленко неоднократно конфликтовал с начальством, нервничал. Причем, по воспоминаниям коллег, подобное поведение стало ярко выраженным лишь за два месяца до побега – прежде ничем особенным от своих товарищей Беленко не отличался. Позже выяснилось, что к бегству за границу летчик готовился втайне от всех: забрал с собой часть документов, дома у него нашли собственноручно начерченную карту перелета в Китай.

Как ему удалось бежать

Журналист ВВС Стивен Даулинг в своей статье «Летчик, укравший советский секретный истребитель», писал, что 6 сентября 1976 года Виктор Беленко на МиГ-25П и его напарник, летевший на другом истребителе, выполняли учебный полет. Беглец, улучив момент, увел самолет в сторону от намеченного курса, направив его в сторону границы с Японией.

Чтобы не быть замеченным ПВО СССР и Японии, МиГ Беленко шел на крайне низкой, 30-метровой, высоте. Оказавшись в воздушном пространстве Японии перебежчик набрал было шеститысячную высоту, но истребитель засекли японские радары. Перехватить его не удалось, поскольку самолет снова предельно снизился. На связь Беленко не выходил, ни со своими, ни с японцами. Чуть более чем через два часа полета советский истребитель приземлился на аэродроме одного их городов японского острова Хоккайдо. Посадка была сложной, не хватило взлетно-посадочной полосы, но Виктор Беленко сумел ее провести без серьезных повреждений для МиГ.

У летчика было 30 часов налета именно на этой модели истребителя, и сам МиГ находился в отличном состоянии, поэтому версию о том, что Виктор Беленко совершил вынужденную посадку в конце концов пришлось отмести. Несмотря на то, что именно она была вначале основной и официальной у советской стороны. Баки с горючим на истребителе перед вылетом заправили под завязку, хотя такого объема топлива для выполнения учебного задания и не требовалось.

Все эти факторы в совокупности с высоким профессионализмом пилота, летчика-инструктора 1-го класса, свидетельствовали о том, что В.И. Беленко умышленно совершил побег за границу на секретном истребителе МиГ-25П.

Последствия предательства Беленко

Как пишет О.С. Смыслов, японцы передали Беленко вместе с его истребителем американцам (перебежчик сам этого хотел), и янки в считанные дни разобрали самолет по винтику. По требованию СССР истребитель вернули только спустя два месяца. После угона на этой модели МиГ вынуждены были поменять бортовую радиолокационную станцию и вооружение. Кроме того, в экстренном порядке заменили систему опознавания «свой-чужой». По приблизительным подсчетам, ущерб от преступления В.И. Беленко для СССР составил порядка 2 миллиардов рублей в ценах того времени.

Спустя несколько дней после бегства Беленко сам американский президент Джимми Картер подписал документ о предоставлении ценному предателю Родины гражданства США и права на постоянное проживание в Америке, а будущий президент Штатов, тогдашний директор ЦРУ Джордж Буш, использовал знания и опыт перебежчика на полную катушку. Беленко консультировал американские спецслужбы и ВВС, преподавал в военных учебных заведениях, активно давал интервью западным СМИ. Как писала «Нью-Йорк Таймс», Беленко оказался крайне полезным информатором для США. В Америке он завел новую семью (с женой и ребенком, брошенными в СССР, он больше никогда не виделся). Неоднократно сообщалось о его гибели, но предатель всякий раз «всплывал», давая очередное интервью.

История пилота, который угнал секретный советский самолет

6 сентября 1976 года из облаков в районе японского города Хакодате на северном острове Хоккайдо появился самолет. Это был двухмоторный самолет, однако не такой ближнемагистральный, который привыкли видеть в Хакодате. На его сером корпусе красовались красные звезды Советского Союза. На Западе еще никто не видел такого самолета.

Когда пилот Виктор Беленко бежал 40 лет назад, он сделал это на таинственном советском самолете — МиГ-25. BBC провело расследование далеко идущих последствий одного из самых интригующих событий холодной войны.

Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу Хакодате из бетона и асфальта. Он пропахал сотни метров земли, прежде чем остановиться в дальнем конце аэропорта. Пилот вылез из кабины самолета и произвел два предупредительных выстрела из пистолета — автомобилисты на дороге рядом с аэропортом стали невольными свидетелями этого странного события. Через несколько минут к пилоту подъехали сотрудники аэропорта. Именно тогда 29-летний пилот, летчик-лейтенант Виктор Иванович Беленко из советской ПВО, заявил о своем дезертирстве.

Но он был необычным дезертиром. Он не направился в посольство и не спрыгнул с корабля во время посещения иностранного порта. Самолетом, на котором он пролетел 600 с лишним километров и который сел на мель в конце провинциальной японской взлетно-посадочной полосы, был МиГ-25. Самый секретный самолет, который когда-либо строил Советский Союз.

Таким он был до бегства Беленко.

На Западе впервые узнали о МиГ-25 в 1970-х годах. Спутники-шпионы, наблюдающие за советскими аэродромами, выяснили, что в режиме строгой секретности проходят испытания нового вида самолета. Он выглядел как гигантский истребитель, и западные военные были обеспокоены одной особенно чертой: большими, очень большими крыльями.

Крыло большой площади очень полезно для истребителя — она помогает генерировать подъемную силу, а также уменьшает вес, распределенный по всему крылу, что делает самолет более гибким и вертким. Этот советский реактивный самолет, похоже, сумел совместить эту способность с парой гигантских двигателей. Насколько быстрым он может быть? Может ли что-нибудь у ВВС США или других военных представить ему конкуренцию?

Были также интересные вести и с Ближнего Востока. В марте 1971 года Израиль наблюдал странный новый самолет, который разогнался до 3,2 Маха — более чем в три раза превысив скорость звука — и поднялся на высоту порядка 20 километров. Израильтяне и советники американской разведки никогда не видели ничего подобного. Во время второго наблюдения спустя несколько дней израильские истребители попытались перехватить самолет, но даже и близко не подошли.

В ноябре израильтяне устроили засаду на одного из этих таинственных злоумышленников, выпустив ракеты с высоты в 10 тысяч метров. Но это был бесполезный жест. Их неопознанная мишень просвистела мимо на скорости в три раза превышающей звуковую — так быстро, что к моменту, когда ракеты взорвались, самолет уже вышел из опасной зоны.

Пентагон объявил кризис холодной войны. Он посчитал, что этот самолет был тем же, который засняли спутники-шпионы. Внезапно перед американскими вояками расстелилась мрачная перспектива: советские истребители могут догнать и обогнать любой объект в ВВС США.

Стивен Тримбл, редактор Flightglobal, говорит, что это был классический случай военного неправильного толкования. «Они переоценили возможности самолета, судя по его внешнему виду, — говорит он, — от размеров крыла и до воздухозаборников гигантских размеров. Они знали, что он может быть очень быстрым, а еще думали, что он будет маневренным. С первым они угадали, но со вторым не совсем».

То, что увидели американские спутники и зафиксировали израильские радары, было одним и тем же самолетом — МиГ-25. Он был построен в качестве реакции на серию самолетов, которую США готовились ввести в эксплуатацию в 1960-е годы — от истребителя F-108 до разведчика SR-71 и бомбардировщика B-70. Все эти самолеты имели одну общую черту: они могли летать на скорости в три раза быстрее звука.

Но технологический скачок, который должен был разогнать самолеты с 2 Махов до 3, должен был быть колоссальным. И советские конструкторы должны были осуществить его как можно быстрее.

Под руководством гениального Ростислава Белякова из МиГ проектная группа приступила к работе. Чтобы летать так быстро, новый истребитель должен был генерировать колоссальное количество тяги. Туманский, ведущий конструктор двигателей в СССР, уже построил двигатель, который, по его мнению, мог бы это обеспечить — Р-15, предназначенный для высотных крылатых ракет. Новому МиГу понадобилось бы два таких, и каждый мог бы выталкивать 11 тонн тяги.

Быстрый полет создает серьезное трение, поскольку самолет выталкивает молекулы воздуха. Когда Lockheed построила SR-71 Blackbird, его сделали из титана, который мог противостоять сильному нагреву. Но титан дорогой и с ним сложно работать. МиГ решила работать со сталью. Много стали. МиГ-25 был сварен из стали, руками.

Этот тяжелый стальной планер был причиной существования гигантских крыльев — они были предназначены не для воздушного боя с американскими самолетами, а просто чтобы держать его в воздухе.

МиГ были разработаны, чтобы взлетать и разгоняться до 2,5 Маха, ориентируясь на приближающиеся цели по крупным наземным радарам. Находясь в пределах 80 километров, они включали собственные бортовые радары и запускали ракеты — которые, в соответствии с огромными размерами МиГа, были порядка 6 метров длиной.

В противовес американским Blackbird, МиГ тоже построила версию разведчика, который был без оружия, но оснащался камерами и прочими датчиками. Не имея лишнего веса в виде ракет и радара нацеливания, эта версия была легче и могла летать на скорости в 3,2 Маха. Именно эту версию увидели в Израиле в 1971 году.

Но в начале 1970-х боссы обороны в США ничего не знали о способностях МиГ — хотя и дали ему кодовое имя Foxbat. Все, что у них было, это размытые фотографии, сделанные из космоса, и вспышки на экране радаров над Средиземным морем. Если бы они только могли заполучить самолет в свои руки и узнать, что еще за свинью планируют подложить им в МиГ…

И в этом им помог разочарованный советский летчик-истребитель.

Мы наш, мы новый мир… угоним

Виктор Беленко был образцовым советским гражданином. Он родился сразу по окончании Второй мировой войны в предгорьях Кавказа. Поступил на военную службу и получил квалификацию пилота — роль, которая предоставляла ему определенные льготы и привилегии по сравнению с обычными гражданами СССР.

Беленко понял, что огромный новый истребитель, на котором он тренировался летать, может быть его ключом к бегству. Он базировался на авиабазе Чугуевка в Приморском крае, недалеко от Владивостока. Япония была всего в 644 километрах. Новый МиГ мог летать быстро и высоко, но два его гигантских прожорливых двигателя означали, что далеко он лететь не может — уж явно недостаточно, чтобы сесть на авиабазе в США.

6 сентября Беленко вылетел с другими пилотами на тренировочную миссию. Ни один из МиГов не был вооружен. Он заранее набросал грубый маршрут, а в МиГе был полный бак топлива.

Разбив стройный ряд, уже через несколько минут он был над волнами и направлялся в сторону Японии.

Чтобы уйти от советской и японской военной РЛС, Беленко пришлось лететь очень низко — в 30 метрах над морем. Когда он был достаточно далеко в японском воздушном пространстве, он поднял МиГ до 6000 метров, чтобы его мог поймать японский радар. Удивленные японцы попытались выйти на связь с неопознанным летательным аппаратом, но радар Беленко был настроен на другие частоты. Японцы подняли истребители, но к тому моменту Беленко снова упал ниже густой облачности и исчез с экранов японских радаров.

Японцы и подумать не могли, с чем имеют дело, когда МиГ совершил свою неожиданную посадку. Внезапно у японцев в руках оказался пилот-дезертир — и реактивный самолет, который умело избегал разведывательных служб Запада. Аэропорт Хакодате внезапно стал ульем разведывательной деятельности. В ЦРУ и поверить не могли своей удаче.

Тот самый МиГ был исчерпывающе изучен после того, как оказался на ближайшей авиабазе.

«Разобрав МиГ-25 и изучив его по кусочкам за несколько недель, они смогли понять в точности, на что он способен», говорит Тримбл. СССР построил не «суперистребитель», которого боялся Пентагон, а не самый гибкий самолет, предназначенный для определенных задач, говорит Роджер Коннор, смитсоновский куратор авиации. «Этот МиГ-25 был не очень полезен как боевое самолет, — говорит он. — Это был дорогой и громоздкий самолет, не самый эффективный при ведении боя».

Были и другие проблемы. Полет на 3 Махах создавал колоссальное давление на двигатели. Lockheed со своим SR-71 решила это, поместив конусы в передней части двигателей, которые замедляли воздух достаточно, чтобы не повредить компоненты двигателей. Затем воздух продвигался в заднюю часть двигателя, помогая генерировать дополнительную тягу.

ТРД МиГа генерировали тягу, засасывая воздух, который помогал сгорать топливу. Но на скорости в 3200 км/ч ситуация менялась в корне. Избыточная сила воздуха может приводит к перегреву топливных насосов, которые будут сбрасывать все больше и больше топлива в двигатель. В то же время сила, действующая со стороны компрессоров, будет настолько большой, что начнет засасывать части двигателя. МиГ мог начать пожирать сам себя.

Но «слив» МиГ-25 привел к тому, что США занялись разработкой F-15 Eagle, самолета, который должен был стать быстрым и маневренным; таким должен был стать МиГ-25. Однако сорок лет спустя F-15 все еще в процессе создания.

В ретроспективе МиГ, который взволновал Запад, оказался «бумажным тигром». Его массивный радар отставал от моделей США на несколько лет, поскольку вместо транзисторов использовал устаревшие вакуумные трубки (впрочем, эта же технология делала его неуязвимым для электромагнитных импульсов от ядерных взрывов). Гигантские двигатели съедали так много топлива, что МиГ был на удивление ограниченным в дальности действия. Он мог быстро взлететь, пролететь по прямой линии, тоже очень быстро, и запустить ракеты или сделать фотографию. И всё.

МиГ, который Советский Союз прятал от всего мира несколько лет, был частично собран заново и затем погружен на лодку для возвращения в СССР. Японцы вручили СССР счет эквивалентом в 40 000 долларов за транспортные расходы и ущерб, который Беленко причинил аэропорту Хакодате.

Вскоре стало очевидно, что этот МиГ не мог перехватить SR-71, один из самолетов, с которым он, по идее, должен был справляться.

«Разница между МиГ и SR-71 в том, что SR-71 не только быстрый, но и держит марафон, — говорит Коннор. — А МиГ способен на спринт. Это как Усейн Болт, только вот Болт пробежит марафон медленнее марафонца».

Эти ограничения не помешали МиГ построить более 1200 МиГ-25. Этот самолет стал престижным для просоветских военно-воздушных сил, которые видели нечто великое в эксплуатации второго по скорости самолета на Земле. Алжир и Сирия до сих пор их используют. Индия использовала модель разведчика с большим успехом в течение 25 лет; и только в 2006 году их прекратили использовать из-за отсутствия запасных частей.

Сам Беленко не вернулся в СССР вместе со своим частично демонтированным истребителем. Дезертиру позволили переехать в Соединенные Штаты — его американское гражданство лично одобрил президент США Джимми Картер — где он стал инженером по аэронавтике и консультантом ВВС США.

Недостатки МиГ-25 и появление американского F-15 подстегнуло советских конструкторов придумывать новые проекты. Тримбл говорит, что в конечном итоге этот случай привел к серии Су-27. Это именно тот самолет, появления которого боялся Пентагон в начале 1970-х, быстрый и маневренный, а его новые версии, пожалуй, сегодня можно назвать лучшими истребителями, говорит он.

История МиГ-25 еще не закончена. Его конструкцию сильно переделали, создав МиГ-31, самолет с хитрыми датчиками, более мощным радаром и двигателями. «МиГ-31 стал реализацией того, чем должен был стать МиГ-25», говорит Тримбл. МиГ-31 поступил на вооружение спустя несколько лет после окончания холодной войны, и сотни этих самолетов сегодня патрулируют огромные границы России.

И есть что патрулировать: пока ни один пилот не решил сбежать и посадить МиГ-31 на чужом аэродроме.

Воздушный дезертир советский летчик Беленко

Виктор Беленко, бывший советский летчик, известный у нас как шпион и предатель. Что толкнуло советского офицера на государственную измену? Как ему удалось угнать суперсовременный самолет под прицелом советских ПВО? И что он получил от американцев в награду? Почему Беленко бросил семью и бежал один, так и не попытавшись никогда связаться с родными?

Воздушный дезертир

6 сентября 1976 года, о. Хоккайдо. Самолеты японских ПВО подняты по тревоге – обнаружен неизвестный объект. Перехватчикам удается отследить его, но он тут же исчезает. Через несколько минут, едва не столкнувшись с отъезжающим боингом, таинственный истребитель садится в гражданском аэропорту. Владимир Сопряков, тогда заместитель резидента КГБ в Японии, узнал о приземлении советского военного самолета по радио. Это стало для разведчика полной неожиданностью.

“Это было раннее утро. Очередная встряска. Конечно, предвидели хороший вариант, что что-то с техникой, и он сел не по собственной инициативе, а жизнь заставила”, – вспоминает Сопряков.

События того дня развиваются в духе американского боевика. Летчик выходит из самолета, стреляет в воздух и требует спрятать самолет. Аэропорт закрывают для полетов на несколько часов. Японцы в растерянности, они меж двух огней: советский перебежчик Виктор Беленко запросил политическое убежище в США. А СССР требует немедленно вернуть летчика и самолет. Международный скандал набирает силу, советская резидентура – на постоянной связи с Москвой.

“Андропов очень жестко контролировал, давили сильно японцев. Обстановка сильно накалялась”, – говорит Владимир Сопряков.

В отделе кризисных ситуаций в Вашингтоне до того дня записи дежурных редко занимали полстраницы. В этот раз за смену исписано четыре. Американцам неслыханно повезло: заполучить такую машину плюс действующего военного пилота своего противника. Но смогут ли они удержать преимущество?

Японские истребители 143 раза поднимаются в воздух, на перехват советских самолетов, которые кружат вблизи острова. Кажется, в любую минуту те атакуют и уничтожат угнанный истребитель.

“Я считаю, что самолет можно было уничтожить. Японцы опасались подходить к нему, поэтому где-то в течение 2-3 часов, даже суток – время для этого было. Но никто не решился на это – применение оружие на чужой территории слишком скандально”, – утверждает Сопряков.

Гонка вооружений

2013 год. Москва, конструкторское бюро имени Микояна. Именно здесь создаются и тестируются боевые самолеты. Тут появился и МиГ-25, “самолет-невидимка”, который мечтали заполучить разведки всего мира, а украл советский летчик. Они пытались превратить неудачу с угоном в победу.

“Самолет был уникальной конструкции, такой до этого не было вообще в Советском Союзе. Испытания длились долго, но полученные результаты позволили сделать уникальный самолет”, – рассказывает начальник отдела Опытно-конструкторского бюро им. А.И. Микояна Марк Ровинский.

Этот истребитель появился за 10 лет до угона, его демонстрация на авиапараде в Домодедово вызвала фурор. Журналисты, представители аэрокосмических фирм, сенаторы США заговорили о суперсамолете, который несет величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом конфликте – с тех пор началась охота на призрака.

“Уже было ядерное оружие, вовсю разворачивалась Холодная война, и мы должны были защищаться от бомбардировщиков, которые несли эти бомбы. Появились сверхзвуковые бомбардировщики”, – говорит член научно-технического комитета ВВС СССР в 1974-78 годах Анатолий Клягин.

Летчик Игорь Волк до сих пор помнит, как впервые сел за штурвал этого фантома, скорость которого в три раза превышала скорость звука.

“Само по себе, когда ты летишь быстрее всех – это греет, и рекорд высоты на нем порядка 38 километров”, – рассказывает Игорь Волк.

Спустя 5 дней после побега Беленко на аэродроме Соколовка, откуда он взлетел, появляются “люди в черном”. Они изымают все документы шпиона и начинают допрашивать его сослуживцев. Начинается крупномасштабное расследование. И если контрразведчиков интересует, когда и как он это сделал, то семью и коллег волнует – почему.

Подготовка к побегу

Военный обозреватель Виктор Баранец уже 20 лет пытается найти ответ на этот вопрос. Эта история случилась, когда он учился в академии. Ему было известно только то, что сообщили в прессе. Вот что ему удалось узнать о Беленко за последние годы.

“Сумасшедшая амбициозность и вечное чувство, что его недооценивают. Это у него на определенном этапе переросло в некую паранойю самолюбия. Он просто болел тем, что не весь в орденах, что он не обвешан большими звездами, что его не публикуют на первых страницах Красной Звезды, что он не висит на досках почета”, – утверждает Баранец.

Когда возник у него план побега, как его завербовали – слухов появляется немало. Особенно популярна версия, что на него вышли в одном из ресторанов на черноморском побережье, где он отдыхал. Проверка спецслужб это не подтвердила, но сослуживцы вспоминают немало странностей в его поведении. Беленко предпочитал проводить отпуск в маленьких северных городках, при этом никогда не рассказывал, как отдохнул. Он настойчиво учил английский, хотя общаться ему было не с кем, кроме местного учителя. Рвался в эскадрилью истребителей при том, что его сразу предупредили: повышения не получит, слишком поздно по возрасту. Ему было 29, от полетов тоже вскоре бы отстранили, но он не отступал.

“Американцы с ним встречались. Как мы потом все же выяснили, с ним встречались во Владивостоке, рассказали про эту базу американскую, куда нужно было посадить самолет. А он плюхнул на Хоккайдо, боялся, что его могут сбить”, – Владимир Сопряков.

После побега Беленко все заграничные самолеты заправляют только на одно задание, чтобы им не хватило топлива пересечь океан или добраться до военной базы США в Японии. Беленко приземляется в ближайшем аэропорту только потому, что замечает приближение перехватчиков. Времени на опознавание нет – это могут встречать американцы, а могут догнать свои.

“Дал по тапкам”

Почему все-таки беглеца пропустили советские ПВО? Вадим Лукашевич, бывший инженер КБ им. Сухого считает, что дело здесь не только в летном мастерстве.

“Беленко служил в Приморском крае, в войсках ПВО. Они интересны тем, что они находятся всегда, а тем более, в то время, в постоянной боевой готовности. Тем более, что на Дальнем Востоке всегда на боевом дежурстве стояло два перехватчика, у которых стояла задача быть через 10 минут после получения сигнала на взлет в районе Японии. Поэтому переходить его было можно, но этот цейтнот не позволил принять решение, что он улетает, что это перелет к врагу”, – утверждает Лукашевич.

Самолет Беленко пропадает из звена истребителей во время учебной тренировки. Он вдруг набирает высоту и начинает пикировать в море. В первые минуты все начинают думать, что в МИГе неисправность, пилот и машина погибли. На радаре ничего нет.

“Переходил государственные границы над Японским морем на небольшой высоте, буквально до десятка метров, что затрудняло его обнаружение. Если он шел на сверхзвуковой скорости на небольшой высоте, то возникала шумовая деятельность, которая маскировала его полет”, – считает Вадим Лукашевич.

Когда Беленко объявляется в Японии, советские спецслужбы пытаются добраться до него. Аэропорт окружен. Тогда идут официальным путем. Встреча получится странной.

“Нам нужно было встретиться с самим летчиком. Хотя бы увидеть его живым, и убедиться, что он сам этого хочет, что это не случайность, и американцы с японцами его обрабатывают. Долго его ждали, потом привели под руки. Было впечатление, что он пьян или под психотропными препаратами. Единственное, что он сказал, что не хочет говорить. На этом встреча прервалась, и больше мы его не видели”, – рассказывает Владимир Сопряков.

От винта до винтика

Самолет отстоять удается. Правда, к тому времени, как он оказался у советской делегации, американцы его разобрали до винтика. Пока шли международные переговоры, США воспользовались моментом и доставили МИГ в контейнерах на свою авиабазу в сопровождении 14 бомбардировщиков.

Льва Шенгелаю, одного из главных разработчиков МИГа-25, спустя месяц после угона отправили в Японию на расследование. Советский Союз надеялся вернуть истребитель, и нужно было понять, что успели американцы, и потребовать возмещения ущерба. Первое время представителей СССР недооценивали, их внешний вид вызывал недоумение.

“Военные не имеют много обмундирования гражданского значения, поэтому есть 10 управление по генеральному штабу, где есть все, что хочешь. Вот мы выбрали себе одинаковые галстуки, одинаковые костюмы, одинаковые шляпы. Вкусы у нас совпали. Вот в таком виде мы и приступили к работе”, – рассказывает Лев Шенгелая.

По договору сторон СССР дают сутки на разбор контейнеров. По истечении срока нужно представить Японии свои претензии, иначе – никакой компенсации. Расчет на то, что советская делегация из трех человек – двое летчиков и конструктор – просто не успеет даже распаковать ящики, не то что оценить масштабы бедствия за это время.

“Ломами наши ребята под видом моряков (на самом деле, это были лучшие технари, которые обслуживали этот прекрасный самолет) сломали за 40 минут весь деревянный хлам и стали показывать что-где они натворили. Они видели каждый винтик, пытались запустить двигатель, проверить штурвал, что внутри, снять много проб”, – вспоминает Шенгелая.

Ущерб составил 2 миллиарда рублей. По возвращении Шенгелая приступает к срочной модернизации МИГа, а американская пресса в это время высмеивает советские истребители.

“Критика была в адрес того, что у нас слабо развита радиоэлектронная промышленность, что пользуемся старыми лампами, как будто каменный век. Но сейчас они поняли, что наша аппаратура, в отличие от их, не выходит из строя”, – объясняет Лев Шенгелая.

Судьба перебежчика

Как сложилась судьба самого шпиона Беленко в Америке, много лет скрывалось. Если его торжественное появление в Японии видели все, то случившееся с ним потом обросло слухами. КГБ о его месте нахождения было известно, но приказа уничтожить Центр не давал. Новый конфликт из-за предателя не нужен был никому. Но Беленко всю жизнь жил в страхе и боялся мести.

“Когда я был в Америке, один наш разведчик, теперь уже можно рассказать, поведал мне такую историю. Однажды Беленко летел через один из американских аэропортов, где установлены горизонтальные эскалаторные линии, которые скользят вдоль зала. И один из наших разведчиков, которого, видимо, он узнал, потому что тот раньше служил в ВВС, ехал на этой эскалаторной ленте навстречу Беленко. Он приподнял черные очки и пристально посмотрел на Беленко – тот выронил чемодан и выскочил с эскалатора, убежал с бешеной скоростью в туалет и стал орать, звать полицию”, – вспоминает Виктор Баранец. Случится это уже в начале 2000-ых, однако еще в 1983 году в советской прессе печатают маленькую сухую заметку, что Беленко погиб в авиакатастрофе в США. Так власти ставят точку в этой истории, а шпион в это время покупает дом, женится, преподает в Академии ВВС в Колорадо. Там его считают диссидентом, здесь – предателем.

“Минимум год всех его сослуживцев, как положено, терзала контрразведка всех уровней. Структура по пылинке собирала малейшие данные о нем, задавали вопросы, кто его продвигал, кто ему писал положительные характеристики. Добрая дюжина офицеров вылетела из своих кресел, как пробка из шампанского”, – утверждает Баранец.

Обнаружилась интересная деталь: когда Беленко переводят на Дальний Восток, гарнизон по спецканалу получает телеграмму. Такие назначения считаются обычным делом, никаких подозрений это не вызывает. Только позже выяснится, что здесь не все чисто. Обычно переводы летчиков санкционируют из столицы, и поэтому на телеграммах всегда стоит условный код Москвы. На этот раз он тоже есть, но документ отправлен не из Главка, а из Ставропольского военно-авиационного училища – прежнего места службы Беленко. То есть кто-то пошел на риск и фальсифицировал код.

“Что бы мы ни говорили о Беленко – это человек-тайна. В историю он вляпался, а не вошел, мы его вспоминаем как мерзкую личность, как пример того, как можно нагадить на Отечество, на армию, на сослуживцев”, – считает Владимир Баранец.

Армия, точнее, авиация и ПВО понесли большие потери. Пропал боевой самолет и военный летчик. То есть не только машина, но и инструкция к ней.

“Враг, или потенциальный противник получил в руки нашу систему опознавания свой-чужой. Все наши самолеты, военные и гражданские, имеют эту систему. Она работает автоматически, независимо от летчика. С земли подается некий запрос, сигнал, и бортовой ответчик автоматически дает ответ, что я такой-то, бортовой номер такой-то. Более того, он военный летчик, он знает систему нашей ПВО, как она строится, какие пароли”, – говорит Вадим Лукашевич.

Все эти данные пришлось спешно менять. Но американцы получили от Беленко не только оперативную информацию, они еще месяцами тестировали его на тренажерах, пытаясь понять менталитет русских, их реакцию во время воздушного боя. Потом он уже не нужен был никому. Личная жизнь тоже не сложилась. Он попытался безуспешно заняться авиабизнесом, стал выпивать, и потерял последнюю работу, на которую едва удалось устроиться авиамехаником в маленьком гараже. Недавно стало известно, как он на самом деле погиб. Беленко скончался от инфаркта в 2006. Одинокий, в дешевом придорожном отеле. Был ли он завербованным шпионом или просто предателем и дезертиром, так и осталось загадкой.

“В таком случае роют до десятого колена, и все случаи были рассмотрены, все ситуации. В конце концов, многим авторам, в том числе американским, ничего не мешало сказать: “Как мы хорошо сработали”. Иностранные спецслужбы вообще часто признаются в хорошей вербовке. Но они до сих пор отрицают, что работали с Беленко”.

Дело Беленко до сих пор засекречено. Новые подробности, которые появляются время от времени, только добавляют беглецу таинственности.

Виктор Беленко: биография, семья, предательство, фото и дальнейшая жизнь

Достаточно заглянуть в учебники или рассекреченные документы, чтобы понять – тема предательства проходит через всю историю нашей страны красной нитью. Родину предавали воеводы, особы царских кровей и летчики. Об одном из пилотов – Викторе Беленко – представим информацию в данной публикации.

Бывший советский летчик более известен в нашей стране как предатель и шпион. Как получилось так, что офицер решился на самую настоящую государственную измену? Как ему удалось угнать самолет, находясь при этом под прицелом ПВО? Какую награду Виктор Иванович получил за это похищение? По какой причине он бросил своих родных и сбежал один, никогда больше не связываясь с близкими людьми? Обо всем этом по порядку.

Биография Беленко

Будущий летчик-предатель появился на свет в городе Нальчик в середине февраля 1947 года. Родители мальчика были рабочими. Когда они расстались, мама оставила двухлетнего Витю на попечение родственников, а позднее его забрал в новую семью отец. Школу Виктор Беленко окончил в 1965 году, причем с неплохими результатами – выпускник получил серебряную медаль. Прежде чем отправиться в армию, чтобы отдать долг стране, Виктор успел поработать на нескольких предприятиях города Омска.

На протяжении целого семестра Беленко обучался в Омском медицинском институте, вместе с тем успевал заниматься в аэроклубе ДОСААФ. 1967 год ознаменовался тем, что Виктор смог поступить в Армавирское высшее училище летчиков. Именно его он успешно окончил спустя 4 года. Сразу после этого молодого человека направили на службу в Ставропольское авиационное училище, здесь он получил должность летчика-инструктора. Следует отметить, что все служебные характеристики и аттестации, полученные Виктором Беленко на протяжении всей его армейской карьеры, говорили о нем как о человеке положительном: Виктор Иванович был членом Коммунистической партии Советского Союза, неоднократно избирался членом комсомольского и партийного бюро.

Первые сложности

Правда, довольно скоро начались первые сложности: специалисты, которые впоследствии изучали поведение Беленко как в службе, так и в быту, отмечали, что у Виктора Ивановича неоднократно складывались различные конфликтные ситуации, в основном с командованием. Он даже обращался с рапортом, в котором просил уволить его из Советской армии. Причина была банальной и даже пошлой: летчик писал, что не желает служить плечом к плечу с теми командирами, которые не могут перестать злоупотреблять спиртными напитками. В 1975 году молодой офицер попросил перевести его на Дальний Восток. Тогда он получил назначение в истребительный авиаполк 11-й отдельной армии ПВО. Ему досталась должность старшего летчика, Виктор Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

На новом месте

Прошло всего шесть месяцев после того, как офицер Беленко попал на новое место службы. Здесь он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, весьма успешно сумел пройти курс переподготовки, получил должность исполняющего обязанности начальника штаба эскадрильи, стал заместителем секретаря местного партийного бюро. Сослуживцы отмечали: к служебным обязанностям Виктор Беленко относился на удивление добросовестно, у него никогда не возникало проблем с командованием, пилот не высказывал недовольства неустроенностью своей жизни.

Правда, спустя непродолжительное время, в середине лета 1976 года, однополчане начали замечать определенные странности в поведении летчика: Виктор Иванович стал слишком взвинченным, нервным. Довольно болезненно он перенес задержку присвоения очередного воинского звания.

Побег из Советского Союза

Начало сентября 1976 года. На территорию Дальнего Востока прибывает маршал Савицкий. Его главная цель – проверка боеготовности сил противовоздушной обороны. Именно в этот день, 6 сентября, летчики должны были безукоризненно выполнить тренировочные полеты. Однако во время учебной тренировки произошло нечто неожиданное и весьма странное: самолет, которым управлял советский летчик Виктор Беленко, неожиданно исчез с радаров. Он внезапно набрал высоту, а затем начал пикировать прямо в море. Специалисты подумали: произошла серьезная техническая неисправность, самолет упал, а летчик погиб. Разумеется, в воздух тут же поднялись дежурные вертолеты, однако немного позднее удалось выяснить: летчик попросту обманул радары, он пошел на снижение, имитируя таким образом падение, а затем просто скрылся за большой сопкой и углубился в воздушное пространство Японии.

Полет

Как только Виктору Беленко удалось подняться на высоту порядка 6 тысяч метров, японские средства противовоздушной обороны его заметили. Однако связаться с ним японским военным не удалось, все дело в том, что рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. Разумеется, для того чтобы перехватить неизвестного нарушителя, были подняты истребители, правда, они не понадобились, ведь когда они появились, Беленко снова пошел на снижение и пропал с радаров. Изначально Виктор Иванович планировал совершить посадку на авиабазе Титосе, однако сделать этого ему не удалось, причина банальна – не хватило топлива. Поэтому самолет Виктора Беленко приземлился на ближайшем аэродроме. Им оказался Хакодате – гражданский аэродром.

Как это увидели японцы

События 6 сентября 1976 года разворачивались в духе американского блокбастера. Летчик, приземлившийся на острове Хоккайдо, вышел из самолета, дважды выстрелил в воздух из табельного пистолета и потребовал спрятать самолет. Аэропорт, разумеется, закрыли для полетов на несколько часов.

Спустя несколько минут, когда к месту экстренной посадки прибыли представители гражданского аэропорта, молодой лейтенант-перебежчик Виктор Беленко (ему тогда было всего 29 лет) объявил: он намерен сдаться. Беглец запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Отметим, что побег офицера из Советского Союза был довольно нестандартным: обычно жители СССР запрашивали убежище в иностранном посольстве, которое находилось на территории родины, или же сбегали с корабля, когда тот заходил в иностранный порт.

Интерес к МиГ-25

Вообще, самолет, на котором Беленко прилетел более 600 км, и который теперь зарылся колесами в землю неподалеку от ограды японского аэродрома, являлся самой секретной советской боевой машиной. На Западе о его существовании узнали в 1970 году: разведывательные спутники, которые наблюдали в то время за советскими аэродромами (разумеется, военными), и обнаружили новый тип самолета, внешне напоминавший истребитель невероятных размеров. Больше всего западных военных экспертов насторожила слишком уж гигантская площадь крыла объекта.

Кстати, для истребителя большая площадь крыла – огромное достоинство, ведь благодаря ней возникает мощная подъемная сила, а вес самолета равномерно распределяется по поверхности, то есть аппарат становится маневреннее. Военные эксперты внимательно изучили снимки, полученные с разведывательных спутников, и пришли к выводу: новая советская боевая машина обладает потрясающей маневренностью, к тому же она снабжена парой поистине огромных двигателей. Однако ряд вопросов оставался без ответа: какова максимальная скорость МиГ-25? Существовали ли на Западе боевые самолеты, которые могли сравниться с ним по своим скоростным показателям?

Немного позднее о новом самолете сообщили и с Ближнего Востока. Так, весной 1971 года израильские радары заметили необычный объект. Он летел со скоростью, втрое превышающей скорость звука, на высоте около двадцати километров! Ни сами израильские военные, ни их консультанты из Америки прежде не видели ничего подобного. Когда спустя некоторое время самолет был обнаружен снова, военные Израиля приняли решение поднять истребители на перехват, однако скорости истребителей не хватило даже для того, чтобы приблизиться к загадочной цели.

Именно тогда Министерство обороны США проанализировало всю собранную информацию и пришло к выводу, что имеет дело с весьма большой проблемой. Американские военные на 100 % были уверены в том, что самолет, обнаруженный военно-воздушными силами Израиля, – это та самая машина, которую спутники-шпионы заметили на советских военных аэродромах. Было очевидно: у Советского Союза появился невероятно скоростной и маневренный истребитель, по своим показателям превышающий те, что стояли на вооружении у всех мировых военно-воздушных сил. Тогда казалось, что этот самолет так и останется таинственной и очень страшной угрозой, правда, только в том случае, если не получится заполучить один экземпляр для его изучения. Проще говоря, если один из советских военных летчиков не сбежит, разумеется, прихватив с собой боевую машину.

Почему на это решился именно Беленко?

На первый взгляд пилот МиГ-25 Виктор Беленко был вполне образцовым гражданином Советского Союза. Начать следует с того, что он был летчиком-истребителем, именно благодаря этому статусу у него имелись определенные блага, которые были недоступны рядовому гражданину Союза Социалистических Республик. Однако Виктор Иванович рано разочаровался в советской действительности, да и в личной жизни у него накопилось немало проблем. Несмотря на то что в семье был маленький ребенок, брак находился на грани распада. Виктор Беленко сомневался в преимуществах советского образа жизни, думал он и о том, что Соединенные Штаты Америки вряд ли являлись таким олицетворением зла, каким их представляли средства массовой информации СССР. В интервью 1996 года Виктор Иванович расскажет журналистам:

В те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, но у меня были сомнения на этот счет.

Молодой офицер понимал: именно новый боевой самолет, на котором он тогда летал, и должен стать его билетом в счастливую жизнь. Часть, в которой служил летчик Виктор Беленко, базировалась в Приморье, на аэродроме с названием Чугуевка. От границы с Японией аэродром отделяло немногим более 600 км. Почему лейтенант выбрал именно Японию? Все дело в том, что, несмотря на высокие скорости и высотность, МиГ-25 был не самым удобным самолетом из-за большого расхода топлива. А потому добраться до ближайшей авиабазы Штатов без дозаправки было абсолютно невозможно.

Даже сегодня не прекращаются попытки выяснить, что подтолкнуло молодого человека на такой немыслимый шаг. Военные обозреватели страны говорят: летчика-предателя Виктора Беленко отличала поистине сумасшедшая амбициозность, он считал, что его недооценивают. Это была самая настоящая паранойя самолюбия! Беленко переживал из-за того, что его грудь не увешана орденами, что его китель не украшают огромные звезды, а его снимки не публикуют на первых страницах газет и не вывешивают на доски почета.

Как произошла вербовка

На этот счет есть немало слухов и сплетен. Одной из самых популярных версий считается та, согласно которой Виктор Беленко просто отдыхал в ресторане на Черноморском побережье, где и познакомился с представителем спецслужбы. Правда, ни одна проверка данный факт не подтвердила. Но сослуживцы говорят: странностей в поведении молодого летчика было немало. Свой отпуск он предпочитал проводить в провинциальных северных городках, он никогда не делился впечатлениями от отдыха. Виктор учил английский язык, хотя общаться на нем ему было попросту не с кем, на весь город был лишь один учитель английского языка, который мог составить летчику компанию. Беленко рвался в эскадрилью истребителей, и это несмотря на то, что его неоднократно предупреждали: повышения на этом месте ждать не стоит – возраст не тот. К тому же его довольно быстро отстранили бы и от полетов, ведь ему было 29 лет.

Владимир Сопряков, в советские годы бывший заместителем резидента КГБ в Японии, однажды встретился с летчиком-предателем Виктором Беленко. Пилот рассказал ему: встреча с американцами все же была. Произошло это во Владивостоке. Представитель спецслужб вражеской страны рассказал ему про американскую базу, куда требовалось посадить самолет.

Побег от первого лица

6 сентября летчик Виктор Беленко и его напарник поднялись в небо для того, чтобы выполнить тренировочное управление. Оба самолета не были вооружены. Беленко заранее подготовил примерный маршрут побега, а его истребитель был заправлен «под завязку». В какой-то момент Виктор Иванович понял – пора. Он оторвался от напарника, снизился до предельно малой высоты и направился к японским берегам. Ему пришлось идти на максимально небольшой высоте – около трех десятков метров. Делал он это вполне осознанно, ведь на первом этапе полета его могли засечь радары – как советские, так японские.

Японские авиадиспетчеры были застигнуты врасплох: они абсолютно внезапно заметили самолет, который поднялся до шестикилометровой высоты. Разумеется, были неоднократные попытки установить контакт, ни одна из них не увенчалась успехом. Летел Беленко по памяти, предварительно он внимательно изучил карты. Первоначально в его планы входила посадка в одном месте, однако топливо заканчивалось, срочно нужен был аэродром для того, чтобы приземлиться. Японцы поняли, что происходит, лишь после того, как Виктор Беленко посадил самолет. Им пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком, который «шел в комплекте» со сверхсекретным истребителем. Разумеется, провинциальный аэропорт в одно мгновение наводнили представители различных спецслужб. Специалисты ЦРУ просто не могли поверить своему везению.

Реакция советских властей

Разумеется, власти страны Советов должны были хоть как-то отреагировать на произошедшее. Довольно скоро после случившегося в новостях объявили: советский летчик был вынужден совершить посадку в Японии. В Москву были привезены мачеха и супруга Беленко. Прошла пресс-конференция, в ходе которой обе женщины утверждали: Виктор не мог просить убежища в другой стране, кроме того, они умоляли его незамедлительно вернуться домой.

Вернуть летчика и самолет потребовали и власти Советского Союза. Правда, пока продолжались переговоры, МиГ-25 был доставлен на ближайшую авиабазу. Здесь его разобрали и на протяжении нескольких недель изучали, стремясь получить полное представление обо всех технических характеристиках машины.

Не так страшен МиГ

В ходе исследований эксперты выяснили: это вовсе не суперистребитель. Самолет МиГ-25 с бортовым номером «31» оказался машиной для весьма узких задач. В боевом качестве он заметно уступал другим самолетам, был достаточно дорогим и неповоротливым. А еще не отличался особой эффективностью. То есть та угроза, которая привела в ужас Запад, оказалась лишь фикцией.

Эксперты говорили: все, на что способен этот истребитель, – только быстрый разгон после взлета и быстрый полет по прямой. То есть МиГ-25 позволял перехватить самолет-нарушитель, кроме того, его можно было использовать в разведывательных целях. На этом все его достоинства заканчивались. Разобранную боевую машину частично собрали, погрузили на судно и отправили обратно в Советский Союз. Стоит отметить, что власти Японии даже выставили Москве счет на 40 тысяч долларов. Было решено, что именно эта сумма способна будет покрыть перевозку машины и возместит ущерб, который летчик-перебежчик Виктор Беленко нанес гражданскому аэродрому. Произошло это лишь спустя два месяца после побега. Ущерб же для СССР составил порядка двух миллиардов рублей! Дело в том, что из-за одного пилота в стране пришлось экстренно менять систему опознавания на каждом воздушном судне.

Судьба предателя Виктора Беленко

То, как складывалась судьба Виктора Ивановича в Америке, довольно долго скрывалось. В Советский Союз он больше не вернулся, президент Джимми Картер лично утвердил выдачу американского гражданства молодому офицеру. Однако то, что впоследствии происходило с ним, обросло огромным количеством слухов. Разумеется, местонахождение Беленко было известно Комитету госбезопасности, но приказа уничтожить предателя не было – новый конфликт попросту испортил бы и без того сложные отношения. Однако сам Беленко всю жизнь провел в страхе и боялся мести Советского Союза. Наверное, именно по этой причине жену и ребенка Виктор Беленко больше никогда не увидел. Впрочем, если верить информации, услышанной от соседей и однополчан, отношения в семье изначально были не самыми теплыми.

Советский и российский военный журналист Виктор Николаевич Баранец однажды рассказал историю о жизни и судьбе предателя Виктора Беленко, услышанную от одного из разведчиков. Как-то беглый пилот летел через один из американских аэропортов. Он передвигался по эскалаторной ленте, а навстречу ему ехал один из разведчиков Советского Союза, который прежде служил в военно-воздушных силах. Виктор Иванович сразу узнал своего сослуживца. Разведчик приподнял черные очки и внимательно посмотрел на предателя, от испуга Виктор выронил свой чемодан, соскочил с эскалатора, убежал в туалет и начал звать на помощь полицию. Случилось это в самом начале двухтысячных. Однако еще в 1983 году о предателе Викторе Беленко, совершившем дерзкий побег, появилась небольшая заметка в советской прессе. Издание сообщило: Беленко погиб в Штатах во время авиакатастрофы. Именно так власти Союза Советских Социалистических Республик поставили точку в этой некрасивой истории. Сам же шпион купил себе дом, встретил любовь, начал преподавать в академии военно-воздушных сил. В Америке его считали диссидентом, а в Советском Союзе – предателем.

Согласно некоторым источникам, судьба Виктора Беленко сложилась не так хорошо: поговаривали, что он довольно быстро развелся с супругой, начал употреблять алкоголь, последние годы своей жизни провел в полном одиночестве, а умер в 2006 году. Причиной была то ли автокатастрофа, то ли инфаркт. До сих пор непонятно, был ли Виктор Иванович завербованным шпионом или дезертиром. Новые подробности, которые периодически появляются, лишь добавляют пилоту-беглецу таинственности. Дело о преступлении до сих пор засекречено.

Кстати, побег Виктора Беленко привел к тому, что заграничные самолеты заправляют лишь на выполнение одного задания. Считается, что только так им не хватит топлива для того, чтобы пересечь океан и добраться до любой военной базы другой страны.

Побег из СССР на Истребителе. Судьба летчика-дезертира

В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии

На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США .

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз

В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства. Затем в часть пришёл приказ — повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно — лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину. Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата. Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

Летчик-дезертир Виктор Беленко

МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.

Удостоверение Виктора Беленко

После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.

После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб.

О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.

  • 31247 просмотров

А вот ещё:

Джулиан Ассанж – невесёлые последние новости

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже назвали самым большим предательством в истории Эквадора. За что мстят Ассанжу и что его ждет?

Программист и журналист из Австралии Джулиан Ассанж приобрел широкую известность после того, как в 2010 году основанный им сайт WikiLeaks опубликовал секретные документы Госдепартамента США, а также материалы, касающиеся военных действий в Ираке и Афганистане.

Но узнать того, кого полицейские, поддерживая под руки, выводили из здания, было довольно сложно. Ассанж отпустил бороду и совсем не был похож на энергичного мужчину, каким до сих пор представал на фотографиях.

По словам эквадорского президента Ленина Морено, в убежище Ассанжу было отказано из-за неоднократного нарушения им международных конвенций.

Ожидается, что в полицейском участке в центре Лондона он пробудет до тех пор, пока не предстанет в Вестминстерском магистратском суде.

Почему президента Эквадора обвиняют в предательстве

Бывший президент Эквадора Рафаэль Корреа назвал решение нынешнего правительства самым большим предательством в истории страны. “То, что он (Морено. — Прим. ред.) сделал, — это преступление, которое человечество никогда не забудет”, — заявил Корреа.

Лондон, напротив, поблагодарил Морено. В британском МИД считают, что справедливость восторжествовала. У представителя российского дипломатического ведомства Марии Захаровой другое мнение. “Рука “демократии” сжимает горло свободе”, — отметила она. В Кремле выразили надежду, что права арестованного будут соблюдены.

Эквадор укрывал Ассанжа, потому что бывший президент придерживался левоцентристских взглядов, критиковал политику США и приветствовал публикацию WikiLeaks секретных документов о войнах в Ираке и в Афганистане. Еще до того как интернет-активисту понадобилось убежище, он успел лично познакомиться с Корреа: брал у него интервью для канала Russia Today.

Однако в 2017 году власть в Эквадоре сменилась, страна взяла курс на сближение с США. Новый президент назвал Ассанжа “камнем в ботинке” и сразу дал понять, что его пребывание на территории посольства не затянется.

По мнению Корреа, момент истины наступил в конце июня прошлого года, когда в Эквадор с визитом прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Тогда все и решили. “Можете не сомневаться: Ленин — просто лицемер. Он уже договорился с американцами о судьбе Ассанжа. А теперь пробует сделать так, чтобы мы проглотили пилюлю, говоря, что Эквадор якобы продолжает диалог”, — заявил Корреа в интервью каналу Russia Today.

Как Ассанж наживал новых врагов

За день до ареста главный редактор WikiLeaks Кристин Храфнссон рассказал, что за Ассанжем велась тотальная слежка. “WikiLeaks раскрыл масштабную шпионскую операцию в отношении Джулиана Ассанжа в посольстве Эквадора”, — отметил он. По его данным, вокруг Ассанжа понаставили камер и диктофонов, а полученные сведения передавались администрации Дональда Трампа.

Храфнссон уточнил, что Ассанжа собирались выдворить из посольства неделей раньше. Этого не произошло только потому, что WikiLeaks обнародовал данную информацию. О планах властей Эквадора порталу сообщил высокопоставленный источник, однако глава эквадорского МИД Хосе Валенсия опроверг слухи.

Выдворению Ассанжа предшествовал коррупционный скандал вокруг Морено. В феврале WikiLeaks опубликовал пакет бумаг INA Papers, где прослеживались операции офшорной компании INA Investment, основанной братом эквадорского лидера. В Кито заявили, что это заговор Ассанжа с венесуэльским президентом Николасом Мадуро и бывшим главой Эквадора Рафаэлем Корреа с целью свергнуть Морено.

В начале апреля Морено пожаловался на поведение Ассанжа в лондонской миссии Эквадора. “Мы должны защитить жизнь господина Ассанжа, но он уже перешел все границы в смысле нарушения соглашения, к которому мы с ним пришли, — заявил президент. — Это не значит, что он не может свободно говорить, но он не может лгать и заниматься хакерством”. При этом еще в феврале прошлого года стало известно, что Ассанжа в посольстве лишили возможности взаимодействовать с внешним миром, в частности ему отключили доступ в интернет.

Почему Швеция прекратила преследование Ассанжа

В конце прошлого года западные СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Ассанжу предъявят обвинения в США. Официально это так и не подтвердили, однако именно из-за позиции Вашингтона Ассанжу пришлось укрыться в эквадорском посольстве шесть лет назад.

Швеция же в мае 2017-го прекратила расследование двух дел об изнасиловании, в которых обвиняли основателя портала. Ассанж потребовал от правительства страны компенсацию судебных издержек в размере 900 тысяч евро.

Ранее, в 2015 году, шведская прокуратура также сняла с него три обвинения за истечением срока давности.

Куда привело расследование дела об изнасиловании

Ассанж прибыл в Швецию летом 2010 года, надеясь получить защиту от американских властей. Но попал под следствие по делу об изнасиловании. В ноябре 2010-го в Стокгольме выдали ордер на его арест, Ассанжа объявили в международный розыск. Его задержали в Лондоне, однако вскоре выпустили под залог в 240 тысяч фунтов.

В феврале 2011-го британский суд постановил экстрадировать Ассанжа в Швецию, после чего последовал ряд успешных для основателя WikiLeaks апелляций .

Британские власти поместили его домашний арест перед тем, как принять решение об экстрадиции в Швецию. Нарушив данное властям обещание, Ассанж попросил убежища в посольстве Эквадора, которое и было ему предоставлено. С тех пор Великобритания имеет собственные претензии к основателю WikiLeaks.

Что теперь ждет Ассанжа

Как сообщили в полиции, мужчину повторно арестовали по запросу США об экстрадиции за публикацию засекреченных документов. В то же время заместитель главы британского МИД Алан Дункан заявил, что Ассанжа не вышлют в Соединенные Штаты, в случае если ему там будет грозить смертная казнь.

В Великобритании Ассанж, скорее всего, предстанет перед судом во второй половине дня 11 апреля. Об этом говорится на странице WikiLeaks в Twitter. Вероятно, британские власти будут добиваться максимального срока заключения в 12 месяцев, сообщила мать мужчины со ссылкой на его адвоката.

В то же время прокуратура Швеции рассматривает возможность возобновления расследования по обвинению в изнасиловании. Адвокат Элизабет Масси Фритц, представлявшая интересы пострадавшей, будет этого добиваться.

Побег из СССР на истребителе: Как сложилась судьба летчика-дезертира в США

В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии | Фото: fakty.ua

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Удостоверение Виктора Беленко | Фото: bskltd.ru

На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз | Фото: m24.ru

В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: vostokmedia.com и sekretmira.ru
В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: sekretmira.ru

МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Летчик-дезертир Виктор Беленко | Фото: topnews.ru

СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко | Фото: testpilots.ru

Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Бывший советский летчик Виктор Беленко | Фото: radikal.ru

Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз | Фото: vostokmedia.com

После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.

Летчик-дезертир Виктор Беленко | Фото: topnews.ru

После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет.

Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.

Ссылка на основную публикацию