Почему христианам нельзя говорить «Пусть земля будет пухом»

Почему христианам нельзя говорить «Пусть земля будет пухом»

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

“Пусть земля тебе будет пухом. “, было проклятием в древнем Риме!

Память

А знаете ли вы что, говоря покойному человеку последние слова “Пусть земля тебе будет пухом. “, тем самым вы проклинаете его?!

На самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному. Вот как звучат эти слова полностью: “Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости. ” Такие эпитафии писали на надгробии тех, кого ненавидели и проклинали.

Но помните, тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самый лучший момент, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждете время и, когда представится удобный случай, очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения.

Вместо языческого выражения “Пусть земля ему будет пухом” можно помолиться кратко: “Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное”.

Протоиерей Петр Гурьянов

Комментарии (4)

Конечно же надо желать Царствия Небесного, а не пуховой землицы (язычество).

По вопросу “пуховой землицы” в язычестве. В “язычестве” такого выражения не существовало. «Sit tibi terra levis» — латинское выражение (а не древнеславянское), переводимое как «Пусть земля тебе будет пухом» .
Использовалась у римлян как эпитафия, часто представленная заглавными первыми буквами: S·T·T·L.
Существовали варианты: T·L·S («Terra levis sit», «Да будет земля пухом» ) или S·E·T·L («Sit ei terra levis», «Пусть сему земля будет пухом») .
У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости), т.е. данное звучит, как пожелание зла и мучений даже после смерти.

Язычество (от ц.-сл. языцы — народы, иноземцы (для гостей)) — обозначение нехристианских, политеистических религий в литературе христианских народов. Не понимаю, зачем наших далёких предкам сегодня приписывают это римское выражение.
У древних славян было много леса и естественно дров для сооружения кроды (погребального костра), которое применялось для сжигание тела; Традиция захоронения в землю появилась на Руси уже после её крещения;

Сологян Георгий Сергеевич Как вы думаете, почему древние славяне сжигали умерших?
Почему древние славяне, как впрочем и мы сегодня,поминали усопших на третий, девятый и сороковой день?

> Сологян Георгий Сергеевич Как вы думаете, почему древние славяне сжигали умерших?

Потому что были язычниками и не знали о воскрешении мертвых.

> Почему древние славяне, как впрочем и мы сегодня,поминали усопших на третий, девятый и сороковой день?

Я не специалист по языческим верованиям, но могу точно сказать, что христиане поминают в своих молитвах усопших с самого момента их перехода в жизнь иную. Но для поминовений в Церкви выделяют три основных срока после смерти человека. Первый раз моления происходят на третий день, второй раз поминают на девятый день и уже третий раз молятся об усопшем при наступлении сорокового дня. Отсчет ведется со дня кончины человека, а не со дня погребения. Поминки в установленные дни являются священным обычаем, который сохранился с давних времен.

1. Третий день со дня смерти. Именно в этот период происходит поминовение, так как он ознаменован трехдневным воскресением сына Божьего Иисуса Христа, а также во имя святого образа Святой Троицы. В первые 2 дня душа умершего человека остается на земле и в сопровождении с ангелом проходит по местам, которые наиболее укрепились в воспоминаниях. Порой душа скитается в окружении жилища, где находится тело. Только на третий день Господь велит ей вознестись к небесам на поклон Божий. В связи с этим третий день — наиболее подходящий срок для первичного поминовения души.

2. Девятый день после смерти. Поминки проводятся в честь чинов ангельских, число которых как раз равняется 9. Ангелы являются слугами Небесного Владыки. Они в этот день приходят к Богу, чтобы ходатайствовать о получении помилования для преставившегося за содеянные им при жизни грехи. До этого срока душа знакомиться с Небесным Царством, посещает райские обители. На протяжении 6 дней душа спокойна, не вспоминает о скорби, которая одолевала ее при жизни. По истечении этого времени Господь призывает ангелов вновь представить упокоенную душу. Поэтому вновь родственники взывают с молитвой к Господу Богу, чтобы он принял в свое царство душу упокоенного. Сорокадневный срок. Это период является наиболее знаменательным, так как ровно столько времени необходимо, чтобы подготовиться к принятию дара Божьего и его благодати.

3. Церковь, беря во внимание эти священные знания, установила, что на сороковой день необходимо поминать умершего, так как его душа восходит на священную гору Небесного Владыки. После того как случилось второе появление души перед Богом, ангелы отводят ее в ад к мученикам, где на протяжении всего времени она созерцает их муки за нераскаянность. Когда наступает дата сорокового дня после смерти, душа представляется Богу в третий раз. И вот на этом этапе решается ее дальнейшая судьба. Именно поэтому так важно в этот день совершать поминки по умершему человеку и взывать к Господу с молитвой. По истечении сорока дней умершего принято считать приснопамятным, то есть тот кого надо приснопоминать, где «присно» обозначает «всегда». О своем почившем родственнике или близком человеке не надо забывать после смерти.

Почему нельзя говорить пусть земля будет пухом? «Пусть земля тебе будет пухом»: что означает эта фраза на самом деле.

«Sit tibi terra levis » – латинское выражение, переводимое как «Пусть земля тебе будет пухом ». Использовалась у римлян как эпитафия, часто представленная заглавными первыми буквами: S·T·T·L. Довольно поэтическая форма мысли о массе земли, сдавливающей тело погребенного. Напрямую обращена к покойнику, выражая идею трансцендентности.

Существовали варианты: T·L·S («Terra levis sit », «Да будет земля пухом ») или S·E·T·L («Sit ei terra levis », «Пусть сему земля будет пухом »).

Эквивалентна современным христианским выражениям «Requiescat in pace » (R. I. P.), то есть по-русски, «Почиет с миром » или «Да упокоится с миром ». Но следует заметить, что православные говоря об усопшем употребляют фразу «Царство Небесное», а не «Пусть земля ему будет пухом» (которую считают языческой).

Что значит когда живому, здоровому человеку говорят пусть земля тебе будет пухом?

Это самая простейшая форма энвольтирования – проклятия. Все зависит от того с какой энергосилой данное слово было сказано, т. к. это может быть посыл на неприятности в слабом исполнении, а может быть программа на смерть при сильных негативных чувствах говорящего. На такой случай рекомендую носить соли в корманах. Она не плохо всю такого рода гадость в себя вбирает. Потом просто выбросите ее и с ней же уйдет та пакость, которую она от вас отвела. А вообще после таких слов для человека, которому сие было сказано, стоит заказать на себя и на говорящего молебен за здравие и сорокоуст. Таким образом человек себя обезопашивает.

Собака лает – ветер носит!
Трите к носу и все пройдет!
По стопочке по маленькой налей налей налей – по стопочке по маленькой – чем поят лошадей! !
Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Elleanelle

❄ Svanhildr valkyrie otama ❄

Смотря кто сказал и как сказал. Похоже пожелали не приятностей, а может и смерти. В таком случаи лучше сказать (можно мыслено) “Твои речи тебе на плечи. Все что даал, себе сполна забрал. “

Вот для чего используют ил:

Почему говорят “. и пусть земля ему будет пухом”? Ведь подразумевается, что душа покинула тело,

получается люди оплакивают только “сосуд”, но не самого человека?

ри совершении погребения до того, как священник предаст тело земле, родственники или коллеги покойного иногда, словно желая исполнить невыполненное вовремя обязательство перед новопреставленным, произносят надгробную речь. И редко когда услышишь при этом искренние слова – как правило, это вымученные дежурные фразы, набор словесных штампов. Особенно почему-то вызывает досаду последняя, набившая оскомину, фраза “Пусть земля будет тебе пухом” – словно душа усопшего грешника в предчувствии тяжести загробных мук изо всех сил взвывает к нам, зде оставшимся:

Не надо! Я прошу, еще не надо,
Не зарывайте в землю вы меня.
Смогу ли в жизни той найти отраду
Средь криков, боли, смерти и огня?

На самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному – язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле:

Sit tibi terra levis, mollique tegaris harena,
Ne tua non possint eruere ossa canes.
Марк Валерий Марциал (Martialis), древнеримский поэт (40-104 гг.)

Пусть земля тебе будет пухом,
И мягко покрывает песок,
чтобы собаки могли вырыть твои кости

Об этом мне поведала студентка филологического факультета Санкт-Петербургского университета Надежда Макарова.

Впрочем и бросание монеток в свежевырытую могилу, чтобы “лучше лежалось”, тоже дошло к нам из язычества – тогда это называлось “выкуп земли”, да и гульбища на костях, водочные распития в “компании” с мертвыми – оттуда же.

«Sit tibi terra levis» – латинское выражение, переводимое как «Пусть земля тебе будет пухом» . Использовалась у римлян как эпитафия, часто представленная заглавными первыми буквами: S·T·T·L. Довольно поэтическая форма мысли о массе земли, сдавливающей тело погребенного. Напрямую обращена к покойнику, выражая идею трансцендентности.

Кстати, все, говорящие о душе, почему то забывают, что тело должно восстать во время Страшного суда, поэтому и его сохранности и христиане тоже должны думать)))

“Пусть земля будет пухом” – интересно

Почему нельзя говорить пусть земля будет пухом?

5 (100%) 6 голосов

Наверное каждый из нас хоть раз в жизни, но говорил эти слова, вспоминая ушедших. Говорил, совершенно не задумываясь о настоящем смысле этой фразы, говорил из самых лучших побуждений, но правильно ли мы поступали?

Фраза “пусть земля будет пухом” является расхожим клише, которое часто можно услышать на поминках от самых разных людей, но никогда от священника.

Атеизм или язычество?

Сейчас часто можно услышать, даже от священников, что фраза “Пусть земля ему будет пухом” является атеистической, не имеющей никакого отношения к церкви, к христианскому вероучению, и даже напротив, абсолютно ему противоречащей.

Но на самом деле, эта фраза не имеет никакого отношения к атеизму. Она языческая. В давние времена религиозные представления людей отличались от принятых ныне. Люди верили, что душа человека остается с телом в посмертии. Они оказывали почести именно телу, стремились обеспечить ему максимальный комфорт в посмертии. Снабжали человека различными атрибутами светской жизни, клали в могилы оружие, утварь, драгоценности. Существовал даже обычай хоронить с умершим его слуг и жен, коней, собак.

Фараону в гробницу могли поместить целый корабль, чтобы ему было удобней путешествовать по реке смерти.

Происхождение выражения “Пусть земля будет пухом”

В Древнем Риме фраза “Пусть земля будет пухом” было расхожим пожеланием. Ее часто можно встретить на древних могилах в виде эпитафии. Она обещала человеку легкое посмертие, являлась своего рода благословением умершему.

Впрочем, некоторые считают эту фразу посмертным проклятием врагу, видимо основывая свое мнения на строчках древнеримского поэта Марка Марциала который писал:

Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости

Однако широкое распространение этой фразы в те времена говорит о том, что она не являлась проклятием. Скорее она соответствовала современной фразе “Покойся с миром”.

Можно ли желать “Пусть земля будет пухом”?

Подумаем над тем, что именно мы говорим, произнося эту фразу. Мы выражаем желание мягкой земли, удобства для тела, но что такое тело, как не просто бренная оболочка, которая после смерти оказывается покинута душой?

Ведь христианское учение говорит о том, что после смерти душа покидает тело и отправляется на высший суд, который определит где ей пребывать в посмертии, в раю или аду. И проводя погребальные обряды, мы показываем свою веру в воскрешение.

Не стоит беспокоится о покинутом душой теле, стоит беспокоится об участи самой души. Ей гораздо важнее молитвы близких, поминальная служба, проведенная по церковным канонам, добрые дела и добрая память об усопшем.

Само христианское слово “Усопший” подчеркивает, что смерть есть не разложение и тлен, а засыпание, переход в вечность, в мир иной. Душа человека отправляется к Богу и совершенно неверно желать ей мягкой земли.

Отношение к телу в христианстве.

По христианскому вероучению тело есть вместилище души, храм, который следует содержать в надлежащем порядке. В том числе и после смерти. Ведь Воскрешение один из главных догматов церкви, а после Воскрешения душа вновь воссоединится с телом, где бы то не находилось, и в каком бы состоянии не пребывало.

Отсюда бережное, благоговейное отношение в церковных обрядах к телу усопшего. Отсюда различные погребальные обряды.

Но душа бессмертна.

Вывод:

Фраза “Пусть земля ему будет пухом” досталась нам в наследство от язычества. Но если многие языческие обряды вполне успешно ассимилировались церковью, то эта фраза противоречит вере, не несет в себе никакой пользы усопшему и употреблять ее не следует.

Вместо нее следует пожелать усопшему Царствия небесного.

Спасибо за внимание!

Завтра, 28 октября, – Димитриевская родительская суббота. Она, как правило, выпадает на ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Однако в этом году, в связи с тем, что 4 ноября будет праздник Казанской иконы Пресвятого Богородицы, Димитриевская родительская суббота переносится на неделю раньше.

В этот день все православные верующие будут поминать своих усопших родных и близких людей.

Но сегодня бы нам хотелось поговорить немного о другой теме, которая непосредственно связана с нашими предками и памятью о них, а именно о языческом ритуале, когда во время похорон покойнику говорят слова “Пусть земля тебе будет пухом. “.

Дело в том, как считает часть филологов, эти слова являются ни чем иным, как древнеримским проклятием усопшему. Язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле. У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала, жившего в первом веке после Рождества Христова (40-104 гг.) есть стихотворение, в котором присутствуют следующие слова:

Sit tibi terra levis, mollique tegaris harena,

Ne tua non possint eruere ossa canes.

В переводе это звучит так:

И мягко покрывает песок,

чтобы собаки могли вырыть твои кости

Справедливости ради, следует сказать, что еще одна часть филологов не согласна с мнением первых, что слова “Пусть земля тебе будет пухом. ” являются проклятием. Они утверждают, что данное выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы – S·T·T·L – это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L – «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись – R.I.P. (Rest In Peace) – покойся с миром.

Но, несмотря на это, христианину в любом случае не стоит употреблять данное выражение. Почему? Потому что мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы знаем, что душа умершего обретет или вечную жизнь в Раю, или вечные муки в аду.

Язычники же считали иначе. Они думали, что земля может давить на тело человека, причиняя ему дискомфорт, поэтому в последние минуты прощания с близкими им желали, чтобы “земля была пухом”. Это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Если мы вспомним историю, то увидим подтверждение этих слов у различных древних народов, которые снаряжали своих родных и близких в последний путь весьма тщательно: кроме богатых украшений, одежды, кухонной утвари, вин, масел зачастую умертвляли рабов и слуг усопших, а то и их жен, которых хоронили в одной могиле с покойным.

Вместе с этим, несомненно, следует иметь рассуждение и чувство духовного такта, услышав на похоронах от убитого горем человека слова, которые он говорит умершему родственнику или ближнему слова “Пусть земля будет пухом. “. Не следует перебивать его, для того, чтобы вразумить или начать вести с ним дискуссию. Надо выждать время и, когда представится удобный случай, очень аккуратно рассказать ему, что христианам не подобает употребляют такого выражения.

Предложение «пусть земля тебе будет пухом» имеет довольно древние корни, уходящие еще в те времена, когда на земле главенствовало язычество. По мнению большинства историков, оно пришло к нам из Древнего Рима, где эти слова звучали на латыни как «Sit tibi terra levis».

Пожелание «земли из пуха» использовали в своих произведениях некоторые римские поэты и философы. Так, в стихах некоего Марка Валерия Марциала есть такие строки: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes», иначе говоря «Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает тебя песок, так, чтобы собаки смогли вырыть твои кости». Что же значила эта фраза для римлян: пожелание добра или, напротив, она использовалась в качестве проклятия?

Пожелание добра или зла?

Несомненно, с точки зрения современного человека продолжение расхожего латинского выражения «Sit tibi terra levis» звучит у Марциала, как пожелание зла и мучений даже после смерти. Тем не менее не стоит забывать, что речь идет все-таки о язычестве, а это значит, что трактовать слова поэта в ключе сегодняшней культуры, цивилизации или религии не стоит. Тем более, что аббревиатуру пожелания «Sit tibi terra levis» — «S.T.T.L» археологи обнаруживают на многих могильных камнях тех времен. Также существовали различные трактовки этой фразы: T·L·S — «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L — «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом).

Дело в том, что зачастую язычники верили в то, что человеческая душа после его кончины никуда из тела не исчезает, а потому при желании покойник может повернуться, сесть, встать или даже уйти куда-либо. Вот именно для того, чтобы усопшему было удобно лежать в могиле или в случае чего выбраться наружу, ему и желали «земли пухом».

Отношение к фразе с религиозной точки зрения

Некоторые люди ошибочно считают , что выражение «пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного». Однако православные священники утверждают, что это далеко не так. По их мнению, «Sit tibi terra levis» — фраза языческая, и к христианству она не имеет никакого отношения. Ведь согласно христианскому учению, душа в мертвом теле не остается, а покидает его, устремляясь на суд Божий. А значит эту фразу не стоит произносить верующему человеку.

Часто слышу: «Пусть земля будет пухом» . Понятно, что это «атеизм». А что же на самом деле желают, какой смысл скрыт в этой фразе? Людмила, г. Пушкино.

Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так — «Sit tibi terra levis ». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis , molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes» . (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости)

Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы — S·T·T·L — это эпитафия от – «Sit tibi terra levis » (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit » (Да будет земля пухом) или S·E·T·L — «Sit ei terra levis » (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись — R.I.P. (Rest In Peace ) — покойся с миром.

То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.

Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» — употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке.

Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения.

Почему нельзя говорить пусть земля будет пухом. Пусть земля будет пухом что значит

Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так – «Sit tibi terra levis». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости) Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы – S·T·T·L – это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L – «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись – R.I.P. (Rest In Peace) – покойся с миром.

То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.

Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» – употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке. Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения. PS. На фото фрагмент древнеримской надгробной плиты, где есть надпись «Sit tibi terra levis».

На вопросы ответил Священник Андрей Безручко, настоятель Никольской церкви г. Воскресенска, клирик храма Воскресения Христова села Воскресенское.

Как правильно говорить: «Царство ему Небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

Православный христианин всегда скажет: «Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках – в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча – это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной.

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в

язычество, тогда была тризна (обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

Соответствующие поправки предлагается внести в закон «О государственной социальной помощи»

СМИ : певец Эд Ширан тайно женился в канун Рождества

Как сообщает газета The Sun, избранницей музыканта стала его подруга детства Черри Сиборн

Откуда пошло выражение «Пусть земля будет пухом»? Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так – «Sit tibi terra levis». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости) Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы – S·T·T·L – это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L – «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись – R.I.P. (Rest In Peace) – покойся с миром. То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания. Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» – употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке. Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения. PS. На фото фрагмент древнеримской надгробной плиты, где есть надпись «Sit tibi terra levis».

Предложение «пусть земля тебе будет пухом» имеет довольно древние корни, уходящие еще в те времена, когда на земле главенствовало язычество. По мнению большинства историков, оно пришло к нам из Древнего Рима, где эти слова звучали на латыни как «Sit tibi terra levis».

Пожелание «земли из пуха» использовали в своих произведениях некоторые римские поэты и философы. Так, в стихах некоего Марка Валерия Марциала есть такие строки: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes», иначе говоря «Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает тебя песок, так, чтобы собаки смогли вырыть твои кости». Что же значила эта фраза для римлян: пожелание добра или, напротив, она использовалась в качестве проклятия?

Пожелание добра или зла?

Несомненно, с точки зрения современного человека продолжение расхожего латинского выражения «Sit tibi terra levis» звучит у Марциала, как пожелание зла и мучений даже после смерти. Тем не менее не стоит забывать, что речь идет все-таки о язычестве, а это значит, что трактовать слова поэта в ключе сегодняшней культуры, цивилизации или религии не стоит. Тем более, что аббревиатуру пожелания «Sit tibi terra levis» — «S.T.T.L» археологи обнаруживают на многих могильных камнях тех времен. Также существовали различные трактовки этой фразы: T·L·S — «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L — «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом).

Дело в том, что зачастую язычники верили в то, что человеческая душа после его кончины никуда из тела не исчезает, а потому при желании покойник может повернуться, сесть, встать или даже уйти куда-либо. Вот именно для того, чтобы усопшему было удобно лежать в могиле или в случае чего выбраться наружу, ему и желали «земли пухом».

Отношение к фразе с религиозной точки зрения

Некоторые люди ошибочно считают , что выражение «пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного». Однако православные священники утверждают, что это далеко не так. По их мнению, «Sit tibi terra levis» — фраза языческая, и к христианству она не имеет никакого отношения. Ведь согласно христианскому учению, душа в мертвом теле не остается, а покидает его, устремляясь на суд Божий. А значит эту фразу не стоит произносить верующему человеку.

«Sit tibi terra levis » – латинское выражение, переводимое как «Пусть земля тебе будет пухом ». Использовалась у римлян как эпитафия, часто представленная заглавными первыми буквами: S·T·T·L. Довольно поэтическая форма мысли о массе земли, сдавливающей тело погребенного. Напрямую обращена к покойнику, выражая идею трансцендентности.

Существовали варианты: T·L·S («Terra levis sit », «Да будет земля пухом ») или S·E·T·L («Sit ei terra levis », «Пусть сему земля будет пухом »).

Эквивалентна современным христианским выражениям «Requiescat in pace » (R. I. P.), то есть по-русски, «Почиет с миром » или «Да упокоится с миром ». Но следует заметить, что православные говоря об усопшем употребляют фразу «Царство Небесное», а не «Пусть земля ему будет пухом» (которую считают языческой).

Что значит когда живому, здоровому человеку говорят пусть земля тебе будет пухом?

Это самая простейшая форма энвольтирования – проклятия. Все зависит от того с какой энергосилой данное слово было сказано, т. к. это может быть посыл на неприятности в слабом исполнении, а может быть программа на смерть при сильных негативных чувствах говорящего. На такой случай рекомендую носить соли в корманах. Она не плохо всю такого рода гадость в себя вбирает. Потом просто выбросите ее и с ней же уйдет та пакость, которую она от вас отвела. А вообще после таких слов для человека, которому сие было сказано, стоит заказать на себя и на говорящего молебен за здравие и сорокоуст. Таким образом человек себя обезопашивает.

Собака лает – ветер носит!
Трите к носу и все пройдет!
По стопочке по маленькой налей налей налей – по стопочке по маленькой – чем поят лошадей! !
Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Elleanelle

❄ Svanhildr valkyrie otama ❄

Смотря кто сказал и как сказал. Похоже пожелали не приятностей, а может и смерти. В таком случаи лучше сказать (можно мыслено) “Твои речи тебе на плечи. Все что даал, себе сполна забрал. “

Пусть земля будет пухом что значит

Sit tibi terra levis

«Sit tibi terra levis» — латинское выражение, переводимое как «Пусть земля тебе будет пухом». Использовалась у римлян как эпитафия, часто представленная заглавными первыми буквами: S·T·T·L. Довольно поэтическая форма мысли о массе земли, сдавливающей тело погребенного. Напрямую обращена к покойнику, выражая идею трансцендентности.

Существовали варианты: T·L·S («Terra levis sit», «Да будет земля пухом») или S·E·T·L («Sit ei terra levis», «Пусть сему земля будет пухом»).

Эквивалентна современным христианским выражениям «Requiescat in pace» (R. I. P.), то есть по-русски, «Почиет с миром» или «Да упокоится с миром». Но следует заметить, что православные говоря об усопшем употребляют фразу «Царство Небесное», а не «Пусть земля ему будет пухом» (которую считают языческой).

Это заготовка статьи о значении и употреблении слов или выражений. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Что значит когда живому, здоровому человеку говорят пусть земля тебе будет пухом?

Это самая простейшая форма энвольтирования – проклятия. Все зависит от того с какой энергосилой данное слово было сказано, т. к. это может быть посыл на неприятности в слабом исполнении, а может быть программа на смерть при сильных негативных чувствах говорящего. На такой случай рекомендую носить соли в корманах. Она не плохо всю такого рода гадость в себя вбирает. Потом просто выбросите ее и с ней же уйдет та пакость, которую она от вас отвела. А вообще после таких слов для человека, которому сие было сказано, стоит заказать на себя и на говорящего молебен за здравие и сорокоуст. Таким образом человек себя обезопашивает.

Собака лает – ветер носит!
Трите к носу и все пройдет!
По стопочке по маленькой налей налей налей – по стопочке по маленькой – чем поят лошадей! !
Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Elleanelle

❄ ♥ Svanhildr valkyrie otama ♥❄

Смотря кто сказал и как сказал. Похоже пожелали не приятностей, а может и смерти. В таком случаи лучше сказать (можно мыслено) “Твои речи тебе на плечи. Все что даал, себе сполна забрал. “

“Пусть земля будет пухом” – интересно

Цитата сообщения Lebedeva-3-3 Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Богат русский язык. Много в нем разных слов, выражений, и мы, как правило, не вдумываемся, откуда произошла та или иная фраза. Некоторые – пытаются, к примеру, с юмористическим подходом – М.Задорнов.
Между тем, именно изучение истоков происхождения языков является очень интересным, и даже нередко только это позволяет раскопать многие исторические пласты, спрятанные с 17 века западнопоклонниками, управляющими Россией.
Например, даже вроде бы библейские слова – Рай, Адам, Тора – имеют происхождение именно у нас. К сожалению, все это – под большим запретом, и, за очень малым исключением, человеки считают, что цивилизация (с письменностью, культурой, высокими технологиями) к нам шла то ли с Арабии, то ли с Византии. А что было все ровно наоборот – говорить об этом разрешено только на кухне.
Здесь я совместно с Вами хочу исследовать одно выражение, которое, рано или поздно, касается всех нас, а почему расследование логично провести именно на страницах сообщества садоводов, к этому придем позднее.
Предлагаю рассмотреть выражение «пусть земля будет пухом». Увы, его приходится слышать только в самые неприятные часы. Но все же, откуда пошло это выражение, имеет ли оно какой-либо смысл?
Заранее будучи уверен в неудаче, я все же попытался отыскать ответ в Инете, и вот какие там есть объяснения.
1.«Фраза бессмысленная как в религиозном смысле, так и в сугубо атеистическом. Для человека религиозного особой разницы нет в чём лежать телу: в «пухе», в камнях, в бетоне или в болоте. А уж для атеиста – тем более (зарыли в соответствии с гигиеническими нормами – и за стол, отметить событие)».
2. «Ничего «доброго» в пожелании «земли пухом» – нет. Это – политкорректное проклятие усопшему».
3. «Земля пухом -это языческое выражение».
4.«На свой страничке в интернете сообщает протодиакон Сергий Шалберов (Санкт-Петербург), что на самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному – язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле».
Вот до чего договорились! По утверждению протодиакона, все люди, хороня своих близких, проклинают их!
Все же, из кучи негатива, извлекается мысль, что эта фраза идет от древних, «языческих» корней. Тогда возникает необходимость уточнить, что означает слово «языческий». Из Инета:
1.Язычество — (от древнеславянского языцы — народы, иноземцы, современное понятие — «нации»), обозначение национальных религий, то есть всех нехристианских. Сами же язычники так себя не называли. Боги Язычества олицетворяли стихии природы.
2. Термин “язычество” происходит от церковнославянского слова “язык”, означающего “народ”. В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. От иудеев термин “язычество” перешел и в христианскую лексику.
3. Славянский термин происходит от церк.-слав. «йазыкъ», то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины «гой» и «нохри».
Пожалуй, достаточно. Ясно, что «языческий» – это – «народный». Арабы- семиты для целей управления миром навязали свое представление о народной вере прочих наций, сделав из неё пугало.
Мы заметим походу, что отсюда и бранное слово «изгой». То есть ты если не араб-семит, то ты уже автоматически – «изгой», потому как –из «гоев». Помните, у С. Есенина: «Гой ты, Русь моя родная…»
Итак, корни выражения «земля пухом» имеет древнее, народное, нехристианское происхождение. Никакой религиозной подоплеки здесь нет.
Копаем дальше, откуда в народе эта фраза. Может ли земля на самом деле быть, как пух? Ведь она обычно тяжелая, намного тяжелее воды, какой там пух. Что же, ошибались древние?
А вот и нет. Кто хорошо знает свойства тех или иных явлений, предметов (а древние были именно такими), уже, наверное ответил, что земля бывает пуховой, намного легче воды. Имя этой земле – древнее и знакомое слово – ил. Его западники нам преподнесли, как открытие, под модным словом – сапропель.
Чудесные свойства ила были прекрасно известны в древности. Если высушить ил, то получиться очень легкая масса, которая на ощупь – как раз и есть – как пух, нежная на ощупь, очень легкая. Она намного легче воды, в ней масса полезных веществ.
Вот для чего используют ил:
«В медицине: сапропель используется в лечебной (физиотерапевтической) практике для аппликаций, разводных ванн для грязелечения.
В земледелии сапропель применяют как удобрение. Особенно эффективно применение на кислых и лёгких песчаных и супесчаных почвах, а также для увеличения содержания гумуса в почвах, для приготовления компостов. Применение сапропеля в качестве удобрения улучшает механическую структуру почв, влагопоглотительную и влагоудерживающую способность, аэрацию, дает увеличение в почве гумуса, активирует почвенные процессы.
Сапропелевое удобрение способствует мобилизации почвенного состава, приводит к самоочищению от болезнетворных растений, грибков и вредных микроорганизмов. Минеральная часть сапропелей, содержит большое количество микроэлементов, таких как Co, Mn, Cu, B, Br, Mo, V, Cr, Be, Ni, Ag, Sn, Pb, As, Ba, Sr, Ti, богаты витаминами группы B (B1, B12, B3, B6), E, C, D, P, каратиноидами, многими ферментами, например, каталазами, пероксидазами, редуктазами, протеазами.
Сапропелевые удобрения – уникальный продукт, единственное органическое удобрение, применяемое для коренного улучшения (рекультивации) и санации почвы.
В животноводстве: сапропель, богатый солями кальция, железа, фосфора, без примеси песка и бедные глиной, добавляют в рационы сельскохозяйственным животным в качестве минеральной подкормки (свиньям до 1,5 кг, коровам до 1,5 кг, курам 10-15 г в сутки).»
Каково Вам вышеперечисленное? Благодаря своим великолепным свойствам, ил в древности и считался очень полезным и высоко ценился нашими предками – земледельцами-ариями. Потому то и возникла фраза “пусть земля будет пухом”.
Во -первых, это означает пожелание, чтобы покоился человек в хорошей земле, а во-вторых, чтобы она была сухая и легкая, и не попадала в упокоение вода.
А что западники и церковники не знают правильного значения этого выражения – так, во-первых, в древности и западных государств то не существовало, они были совсем недавно по историческим меркам (не более 5 тыс лет до н.э.) созданы переселенцами из Средней Азии. Во вторых, они всегда извращали нашу историю и ставили все с ног на голову
источник

Почему говорят “. и пусть земля ему будет пухом”? Ведь подразумевается, что душа покинула тело,

получается люди оплакивают только “сосуд”, но не самого человека?

Александра зюбрицкая

ри совершении погребения до того, как священник предаст тело земле, родственники или коллеги покойного иногда, словно желая исполнить невыполненное вовремя обязательство перед новопреставленным, произносят надгробную речь. И редко когда услышишь при этом искренние слова – как правило, это вымученные дежурные фразы, набор словесных штампов. Особенно почему-то вызывает досаду последняя, набившая оскомину, фраза “Пусть земля будет тебе пухом” – словно душа усопшего грешника в предчувствии тяжести загробных мук изо всех сил взвывает к нам, зде оставшимся:

Не надо! Я прошу, еще не надо,
Не зарывайте в землю вы меня.
Смогу ли в жизни той найти отраду
Средь криков, боли, смерти и огня?

На самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному – язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле:

Sit tibi terra levis, mollique tegaris harena,
Ne tua non possint eruere ossa canes.
Марк Валерий Марциал (Martialis), древнеримский поэт (40-104 гг. )

Пусть земля тебе будет пухом,
И мягко покрывает песок,
чтобы собаки могли вырыть твои кости

Об этом мне поведала студентка филологического факультета Санкт-Петербургского университета Надежда Макарова.

Впрочем и бросание монеток в свежевырытую могилу, чтобы “лучше лежалось”, тоже дошло к нам из язычества – тогда это называлось “выкуп земли”, да и гульбища на костях, водочные распития в “компании” с мертвыми – оттуда же.

Андрей рябиков

«Sit tibi terra levis» — латинское выражение, переводимое как «Пусть земля тебе будет пухом» . Использовалась у римлян как эпитафия, часто представленная заглавными первыми буквами: S·T·T·L. Довольно поэтическая форма мысли о массе земли, сдавливающей тело погребенного. Напрямую обращена к покойнику, выражая идею трансцендентности.

кстати, все, говорящие о душе, почему то забывают, что тело должно восстать во время Страшного суда, поэтому и его сохранности и христиане тоже должны думать )))

Покойся с миром

06.12.2019

Почему христианам нельзя говорить «Пусть земля будет пухом»


Почему нельзя говорить «Пусть земля будет пухом», вспоминая об умершем человеке, знают немногие православные. Этой фразой выражается скорбь по ушедшему и многие люди употребляют её, не зная, что она противоречит всем христианским догмам.
Происхождение фразы
Это выражение появилось в языческие времена, когда люди верили в то, что душа не расстаётся с телом после смерти человека. Поэтому именно телу усопшего оказывались всевозможные почести и обеспечивался комфорт: строились шикарные гробницы, в которые помещали одежду, оружие, драгоценности. Где-то даже существовал обычай хоронить вместе с усопшим его жён, слуг, рабов, собак, лошадей. Также язычники считали, что земля может давить на тело усопшего, поэтому прощаясь с ним, желали ему «земли пухом».
Часто выражение «пусть земля будет пухом» употреблялось и в античные времена. Тогда оно означало пожелание покойному лёгкой загробной жизни, в существование которой верили люди той эпохи. Сохранились древнеримские надгробия, на которых в качестве эпитафии выбито это выражение в нескольких вариациях:
S.T.T.L. – сокращение латинской фразы «Sit tibi terra levis», что означает «Пусть земля будет пухом».
T.L.S. – «Terra levis sit», в переводе «Да будет земля пухом».
S.E.T.L. – «Sit ei terra levis», означающее «Пусть сему земля будет пухом».

На фото обломок древнеримской надгробной плиты, на которой можно различить слова «Sit tibi terra levis»
Некоторые из исследователей уверены в применении этой фразы в античном Риме в качестве проклятия умершему врагу. Говоря «земля пухом», человеку желали, чтобы от него не осталось никаких следов ни в земле, ни в памяти потомков.
Почему «Пусть земля будет пухом» не должен говорить православный человек
Эта часто употребляемая фраза противоречит христианской культуре, в соответствии с которой душа человека после смерти покидает тело и возносится на небеса. В православной религии душа главенствует над бренной физической оболочкой и вера в её бессмертие показывается проведением отпевания и прочими христианскими погребальными обрядами. Следовательно, любые пожелания в адрес тела не имеют никакого отношения к состоянию души умершего.

Поэтому не следует стремиться богато украсить могилу, похоронить с покойным какие-либо ценности, как не стоит и желать ему «земли пухом». Намного полезнее будет почтить его память молитвой и поминальной службой. При вспоминании об усопшем правильнее будет применить другое выражение — пожелать ему Царствия Небесного.
См.также:
Memento mori. Похороны по-русски.
Власть мертвеца
В Париже находится самая сексуальная могила в мире
Останки первых христиан в великолепных убранствах
25 самых страшных мест мира
Добавить в избранное

Богат русский язык. Много в нем разных слов, выражений, и мы, как правило, не вдумываемся, откуда произошла та или иная фраза. Некоторые люди ошибочно считают, что выражение «Пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного».

«Пусть земля тебе будет пухом» — эту фразу часто говорят, обращаясь к усопшему. Однако люди порой даже не задумываются, что означают эти слова и как они появились в нашей речи.

Родом из Древнего Рима

При совершении погребения до того, как священник предаст тело земле, родственники или коллеги покойного иногда, словно желая исполнить невыполненное вовремя обязательство перед новопреставленным, произносят надгробную речь. И редко когда услышишь при этом искренние слова — как правило, это вымученные дежурные фразы, набор словесных штампов. Особенно почему-то вызывает досаду последняя, набившая оскомину, фраза «Пусть земля будет тебе пухом» — словно душа усопшего грешника в предчувствии тяжести загробных мук изо всех сил взвывает к нам, где оставшимся:

Не надо! Я прошу, еще не надо,
Не зарывайте в землю вы меня.
Смогу ли в жизни той найти отраду
Средь криков, боли, смерти и огня?

На самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному — язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле:

Предложение «Пусть земля тебе будет пухом» имеет довольно древние корни, уходящие еще в те времена, когда на земле главенствовало язычество. По мнению большинства историков, оно пришло к нам из Древнего Рима, где эти слова звучали на латыни как Sit tibi terra levis. Пожелание «земли из пуха» использовали в своих произведениях некоторые римские поэты и философы.

Так, в стихах некоего Марка Валерия Марциала есть такие строки:

Sit tibi terra levis, mollique tegaris harena,
Ne tua non possint eruere ossa canes.
Марк Валерий Марциал (Martialis), древнеримский поэт (40-104 гг.)

Пусть земля тебе будет пухом,
И мягко покрывает песок,
чтобы собаки могли вырыть твои кости

Что же означала эта фраза для римлян: пожелание добра или, напротив, она служила проклятием?

Впрочем и бросание монеток в свежевырытую могилу, чтобы «лучше лежалось», тоже дошло к нам из язычества — тогда это называлось «выкуп земли», да и гульбища на костях, водочные распития в «компании» с мертвыми — оттуда же…

Предлагаю рассмотреть выражение «пусть земля будет пухом». Увы, его приходится слышать только в самые неприятные часы. Но все же, откуда пошло это выражение, имеет ли оно какой-либо смысл?

1.»Фраза бессмысленная как в религиозном смысле, так и в сугубо атеистическом. Для человека религиозного особой разницы нет в чём лежать телу: в «пухе», в камнях, в бетоне или в болоте. А уж для атеиста – тем более (зарыли в соответствии с гигиеническими нормами – и за стол, отметить событие)».

2. «Ничего «доброго» в пожелании «земли пухом» — нет. Это — политкорректное проклятие усопшему».

3. «Земля пухом — это языческое выражение».

4. На самом деле слова эти являются древнеримским проклятием покойному — язычники считали высшим бесчестьем, когда тело не покоится в земле».

Вот до чего договорились! По утверждению протодиакона, все люди, хороня своих близких, проклинают их! Все же, из кучи негатива, извлекается мысль, что эта фраза идет от древних, «языческих» корней.

Тогда возникает необходимость уточнить, что означает слово «языческий». Из Инета:

1.Язычество — (от древнеславянского языцы — народы, иноземцы, современное понятие — «нации»), обозначение национальных религий, то есть всех нехристианских. Сами же язычники так себя не называли. Боги Язычества олицетворяли стихии природы.

2. Термин “язычество” происходит от церковнославянского слова “язык”, означающего “народ”. В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. От иудеев термин “язычество” перешел и в христианскую лексику.

3. Славянский термин происходит от церк.-слав. «йазыкъ», то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины «гой» и «нохри».

Пожалуй, достаточно. Ясно, что «языческий» – это – «народный». Арабы-семиты для целей управления миром навязали свое представление о народной вере прочих наций, сделав из неё пугало.

Мы заметим походу, что отсюда и бранное слово «изгой». То есть ты если не араб-семит, то ты уже автоматически – «изгой», потому как –из «гоев». Помните, у С. Есенина: «Гой ты, Русь моя родная…»

Итак, корни выражения «земля пухом» имеет древнее, народное, нехристианское происхождение. Никакой религиозной подоплеки здесь нет.

Копаем дальше, откуда в народе эта фраза. Может ли земля на самом деле быть, как пух? Ведь она обычно тяжелая, намного тяжелее воды, какой там пух. Что же, ошибались древние?

А вот и нет. Кто хорошо знает свойства тех или иных явлений, предметов (а древние были именно такими), уже, наверное ответил, что земля бывает пуховой, намного легче воды. Имя этой земле – древнее и знакомое слово — ил. Его западники нам преподнесли, как открытие, под модным словом – сапропель. Чудесные свойства ила были прекрасно известны в древности. Если высушить ил, то получиться очень легкая масса, которая на ощупь – как раз и есть – как пух, нежная на ощупь, очень легкая. Она намного легче воды, в ней масса полезных веществ. Вот для чего используют ил:

«В медицине: сапропель используется в лечебной (физиотерапевтической) практике для аппликаций, разводных ванн для грязелечения. В земледелии сапропель применяют как удобрение. Сапропелевое удобрение способствует мобилизации почвенного состава, приводит к самоочищению от болезнетворных растений, грибков и вредных микроорганизмов. Минеральная часть сапропелей, содержит большое количество микроэлементов, богаты витаминами, многими ферментами.

Сапропелевые удобрения — уникальный продукт, единственное органическое удобрение, применяемое для коренного улучшения (рекультивации) и санации почвы. В животноводстве: сапропель, богатый солями кальция, железа, фосфора, без примеси песка и бедные глиной, добавляют в рационы сельскохозяйственным животным в качестве минеральной подкормки (свиньям до 1,5 кг, коровам до 1,5 кг, курам 10-15 г в сутки).»

Каково Вам вышеперечисленное?

Благодаря своим великолепным свойствам, ил в древности и считался очень полезным и высоко ценился нашими предками — земледельцами-ариями. Потому то и возникла фраза «пусть земля будет пухом».

Пожелание добра или зла?

Несомненно, с точки зрения современного человека, продолжение расхожего латинского выражения Sit tibi terra levis у Марциала звучит, как пожелание зла и мучений даже после смерти. Тем не менее не стоит забывать, что речь идет все-таки о языческом периоде, следовательно трактовать слова поэта в ключе сегодняшней культуры, цивилизации или религии не стоит.

Аббревиатуру пожелания археологи обнаруживают на многих могильных камнях тех времен. Существовали, кстати, различные трактовки этой фразы: T.L.S. — Terra levis sit (Да будет земля пухом), или S.E.T.L. — Sit ei terra levis (Пусть сему земля будет пухом). Дело в том, что зачастую язычники верили в то, что душа после кончины человека никуда из тела не исчезает, а потому при желании покойник может повернуться, сесть, встать или даже уйти куда-либо. Вот именно для того, чтобы усопшему было удобно лежать в могиле или в случае чего выбраться из нее наружу, ему и желали «земли пухом».

Отношение к фразе с религиозной точки зрения

Некоторые люди ошибочно считают, что выражение «Пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного». Однако православные священники утверждают, что это далеко не так. По их мнению, Sit tibi terra levis — фраза языческая, и к христианству она не имеет никакого отношения. Ведь, согласно христианскому учению, душа в мертвом теле не остается, а покидает его, устремляясь на суд Божий. А значит, эту фразу не стоит произносить верующему человеку.

Что значит, когда живому, здоровому человеку говорят пусть земля тебе будет пухом?

Это самая простейшая форма энвольтирования — проклятия. Все зависит от того с какой энергосилой данное слово было сказано, т. к. это может быть посыл на неприятности в слабом исполнении, а может быть программа на смерть или самой смерти при сильных негативных чувствах говорящего.

В таком случаи лучше сказать (можно мысленно) — Твои речи тебе на плечи. Все что давал, себе сполна забрал.

Да покоится с миром

… Многолетняя переписка с известным писателем Леонидом Семёновичем Словиным, оборвалась. К сожалению, Леонид Семёнович умер. Когда узнал о его смерти, понял, это знак. Какой? Не знаю, только предполагаю. Когда переписывались, душа отзывалась благодарностью за дружескую помощь. Мне было с ним интересно, как-то спокойно. Его душа незримо общалась с моей, бесспорно. Когда я предложил взять у него интервью для литературного журнала «Наше Поколение», обозначить успех, все четырнадцать миллионов экземпляров его книг, он заметил: «Дело в том, что я — автор милицейских романов и только тем интересен. Исключи другие мысли и темы. Никаких мудрых советов по жизни у меня нет. Удачи тебе, сынок!»
Вот вершина, вот тот человек, который не кричал о своей значимости. Знаю, что многое им написанное взято из жизни, то, что он видел. Более трёх десятков книг ( «Астраханский вокзал», «Точку ставит пуля», «Война крыш», «Пауки» и др). По его произведениям созданы фильмы: «Кодекс молчания», «Ничего лишнего»… Роман «На тёмной стороне Луны» (в соавторстве с Г. Вайнером) издан в парижском издательстве «Галимар».
Он был (какое подлое слово) профессионал, и в жизни, и в писательском ремесле. И в тех событиях, которые он описывал, и в том, что знал психологию преступника. Захватывающие сюжеты, особое мастерство и старательное выведение лиц, конкретных фактов, сцен. Стоит только открыть книгу, и ты уже там, в гуще событий, видишь кровь, ощущаешь страх… Унесённые злой силой человеческие судьбы и вера в добро, непоколебимая, такая хрупкая детская вера…
До самой смерти Леонид Семёнович занимался публицистикой, перепиской с авторами и друзьями, оставаясь человеком особой душевной огранки. Не казался лучше, а был таким на самом деле, молча переносил боль, жуткую, не человеческую. И уверен, наверное, благодарил Бога за то, что Тот дал ему возможность всю жизнь писать. В этом человеке сплелись талант и аристократизм, особое восприятие графоманов и отчая забота. Его работы — это психологически верный портрет преступника и того, кто сможет его остановить. Леонид Семёнович создавал выразительные образы и сцены исходя из собственного опыта работы в уголовном розыске. Как это трудно, думать так, как это делают погрязшие в крови и корысти. Убийц не стало меньше с победой развитого социализма. Не стало меньше тупости и бескультурья. Множество кровавых и жестоких дел он видел. Писал о том, что в криминальном мире множество искореженных судеб. В нем пожирают друг друга, но этот мир способен быть человечным. Наряду с чудовищными криминальными законами живет человеческое достоинство.
В своих книгах, Леонид Словин подчеркивал, что преступник, живое доказательство страшной силы произрастающей рядом с нами. Интуитивно подсказывал, что разум должен искать и находить правильное решение, слагаемое из повседневной рутины и прочих жизненных мелочей. Иногда ругал за излишнюю “кровожадность”, за отвлеченность от заданной темы. Доказывал на примерах, что кровавые сцены исключают возможность быть понятым в достойном обществе. Писал о том, что каждый новый день не должен для меня тратиться впустую. Только от нас зависит, какой дорогой пойдем, какие ожидаются сюрпризы. Что главной силой против сегодняшнего мракобесия и упадка является честность во всём. Не стоять, не просить, не сорить попусту словом. Не более, но и не менее.
Бесспорно, мне повезло в том, что смог подружиться с этим человеком. Леонид Семёнович всегда писал доступным языком, но служившим для меня эталоном для подробного описания действительности. Умер? Как жаль. Кому это я пишу? Пишу для тех, кто читал и читает, кто понимает жизнь во всей её красе и чёрствости. Не более, но и не менее. Работы Леонида Семеновича представляют большой интерес для почитателей милицейских романов. Действительно верю, что его талант сумел спасти многие заблудшие души. Ничто не происходит без Божьего ведома, ничто не происходит просто так. Завтра будет мир иным, но Леонида Словина будут помнить, достойного человека всегда помнят. Да упокоится с миром.

Ссылка на основную публикацию