Почему нельзя говорить «Горько!» на армянской свадьбе

«Горько!» не кричать, цветы не бросать. О неправильных свадебных традициях

Конец лета и ранняя осень — традиционный сезон свадеб. В это время на улицах городов чаще всего слышны звуки свадебных кортежей. Рассказываем о том, почему нельзя кричать «Горько!» и «Ура!» у ЗАГСа, откусывать от каравая и бросать лепестки роз вслед жениху и невесте.

Мендельсон устарел?

Марш, написанный Феликсом Мендельсоном в 1842 году, звучит в торжественной части во Дворцах бракосочетания практически в каждом уголке мира. Но в последние годы некоторые устроители свадеб подвергают сомнению актуальность известной композиции.

Отдельные организаторы считают, что марш немецкого композитора устарел и его нужно заменить. Они приводят различные аргументы: и что мелодию придумали «большевики», и что она слишком короткая, предлагая увеличить продолжительность марша с 40 секунд до трёх минут.

Новые варианты мелодии организаторы свадеб приносят в ЗАГС с просьбой прокрутить её в момент регистрации молодожёнов, на что получают отказ.

«На мой взгляд, трехминутный свадебный марш не нужен, достаточно 40 секунд. Марш Мендельсона стал символом бракосочетания, на него нет моды и это незаменимо. Есть вещи, которые никогда не стареют, они вечны», — уверена Любовь Пузикова. На свадьбе существует обязательный официальный текст, которого ждут и будущие молодожены, и гости. Такие тексты не меняются десятилетиями. И навряд ли изменятся в ближайшее время.

Кричите «Горько!» правильно

Зачастую операторы ради эффектного видео просят всех гостей кричать «Горько!» в момент выхода молодоженов из ЗАГСа. Так делать не следует, необходимо правильно понимать этот древнерусский обычай.

« Изначально призыв «Горько!» относился к напиткам, а не к молодым. А когда на пороге Дворца горланят без наполненных бокалов, получается, что гости желают молодым горькой жизни. А за столом же кричат для того, чтобы напиток не казался таким уж горьким, и поцелуй молодожёнов содержимое бокалов должен подсластить », — поясняет специалист по свадьбам .

В момент выхода молодожёнов из Дворца бракосочетания не желательно встречать их и криками «Ура!», как многие это делают. Нужно помнить, что громкие возгласы могут нарушить покой жителей близлежащих домов.

Ещё один момент. На ступеньках ЗАГСа не устраивают фуршетов! Зачастую гости прямо на пороге начинают пить шампанское из пластиковых стаканчиков, а ведь это нарушение закона. И несмотря на то, что к свадьбам относятся достаточно лояльно, употреблять алкоголь в общественных местах запрещено.

Лепестками роз не осыпать!

Ещё одна существенная ошибка современных свадеб — осыпать молодых цветами и лепестками на выходе из ЗАГСа.

«Осыпание цветами — это обряд, означающий, что родители рады молодожёнам, и действие происходит им „навстречу“. Когда молодые уходят из ЗАГСа, раскидывать лепестки им вслед нельзя, потому что так провожают усопших», — аргументирует Любовь Пузикова.

Если хочется все же выполнить эту традицию, то подбрасывать лепестки нужно когда жених и невеста только входят в ЗАГС. Это же правило справедливо для проводов невесты на свадьбу — бросать цветы вслед кортежу нельзя. А вот когда молодожёны вернутся и зайдут в дом — пожалуйста.

Каравай — сильно рот не разевай!

Есть традиции, которые раньше очень строго соблюдали, а сегодня ситуация заметно изменилась. Пару десятков лет назад никто не смел резать хлебный каравай, которым встречают родители молодожёнов из ЗАГСА, кусочки от него отламывали пальцами.

«Сегодня некоторые горе-распорядители предлагают молодожёнам откусить от каравая с призывом, определить главу семьи по величине куска. Это абсурд. Девушки широко открывают рот, чтобы больше ухватить от каравая — ужасное зрелище, похожее на людоедство. Такой традиции на Руси никогда не было. Как можно кусать каравай, который олицетворяет благополучие семьи? Получается, что ты откусываешь свое благополучие, достаток, ни в коем случае этого нельзя делать», — добавляет Любовь.

В повседневной жизни на Руси хлеб никогда не резали ножом, только ломали, тем более никто никогда не откусывал от каравая. К хлебу относились с большим уважением, особенно в торжественные случаи. Свадебный каравай пекли только успешные женщины, самые благополучные. Пожелание «с хлебом солью» особое — это пожелание успеха.

Правильно хлеб преломлять пальцами, это может сделать и жених, и невеста, если устроителю захотелось провести такой конкурс. Караваем следует угостить гостей — именно так поступали на Руси.

Бой посуды: кто главный в семье?

На свадьбе невесте нужно помнить, что все внимание направлено на нее, и быть скромнее.

Эксперт по свадьбам считает, что зачастую со стороны смотрится очень некрасиво, когда в обряде разбивания тарелки «кто в семье главный», невеста отталкивает локтем жениха, чтобы первой разбить блюдо, яростно кидает посуду о пол. Это совсем не женственно.

Фото на развалинах и недостроях

В последние годы появилась нелепая традиция фотографироваться на фоне разрушенных и заброшенных зданий. Инициаторами таких съемок являются и фотографы, и сами молодые, желающие чем-то выделиться.

Отправляться к руинам ради пары «неизбитых» кадров — не самая лучшая идея. Фотографии на развалинах скорее символизируют разрушения в личной жизни, нежели успех и благополучие. Не зря в народе считают, что всё имеет значение, в особенности в первый день свадьбы. На Руси даже шутки допускались только на второй день.

«Я ничего не утверждаю и не опровергаю, но есть народные вековые приметы, к которым стоит прислушиваться», — призывает Любовь Пузикова. На свадьбе необходимо соблюдать традиции, которые приняты в роду и в народе.

Свадьбу устраивают для того, чтобы молодые впитали как можно больше положительных эмоций. Поэтому после торжества молодым рекомендуется посетить в исторические места, которыми гордиться город и страна, а затем романтические — красивые парки, фонтаны, скверы.

Среди хороших новых традиций — театрализованные встречи молодых, например, в стиле старинных балов, рыцарей или литературных героев. Такие сценарии приветствуется.

Дресс-код для всех

Не совсем хорошо, когда на торжественную часть приходят фотографы и видеооператоры в шортах и пляжной обуви. В моменты регистрации все стараются выглядеть торжественно, и это требование распространяется на всех, не только на родственников, но и на сопровождающих. Во время подачи заявления в ЗАГС также стоит выглядеть нарядно, ведь это важное решение в жизни.

Время от подачи заявления и до момента регистрации должно запомниться на всю жизнь, согревать душу молодых, потому что это один из самых волнительных периодов в их совместной жизни. Именно в этот момент парень и девушка официально становятся женихом и невестой.

Ножи, сабли и колокольчики

Нельзя дарить на свадьбу острые предметы. Если всё же необходимо сделать подобный подарок, например, столовый сервиз, то дарят накануне свадьбы.

« На казачьей свадьбе есть прекрасная традиция — скрещивать сабли, чтобы под ними прошли молодые, это означает изгнать злых духов. Рекомендуется также на свадьбе использовать колокольчики, звон которых издавна считается важным обрядом, прогоняющим зло. В советские времена колокольчики вешали на машины, но теперь этот атрибут используют все реже » , – рассказывает Любовь Пузикова.

Почему гости на свадьбе обязаны кричать «Горько!»

videoboom

Сегодня в больших городах брачующиеся предпочитают не устраивать пышных пиршеств. Большинству пар хватает короткой процедуры в загседа скромных посиделок в ресторане с самыми близкими друзьями и родней. В сёлах свадьбы празднуют чаще, но и там основной упор делают на угощение и придуманные вместе с тамадой конкурсы.

Брачные традиции постепенно уходят в прошлое, что зачастую кажется весьма оправданным. Кому сейчас охота тратить уйму времени и сил на выкупы невесты и прочие ритуалы, давно утратившие свое значение? Впрочем, есть традиции, сохранившиеся в целости и сохранности до наших дней. Обычай кричать «Горько!» относится к их числу.

Забытые корни

Мало кто из гостей задумывается, откуда пошла такая традиция. Во время первого поцелуя новобрачных приглашенные еще иногда пытаются задаваться этим вопросом.

Позже, когда в желудке плещется вино, люди обычно забывают о неуместном любопытстве. А ведь вопрос этот по-своему интересен и достаточно непрост!

Всё дело в горке

Многие эксперты утверждают, что изначально на свадьбах кричали не «Горько!», а «Горка!» По мнению специалистов, в прежние времена существовал обычай, где невесту с подругами сажали на специально сооруженную для этого случая горку, а жених с друзьями должны были забраться туда и спустить девушек на землю.

Звучит странно, но мало ли каких традиций придерживались наши предки. В Германии, например, женихов и невест до сих пор иногда заставляют вдвоем пилить одно бревно. На этом фоне забавы с горкой смотрятся вполне естественно!

Потому что и вправду горько

Нельзя также забывать, что в старину невесту отдавали замуж, чуть ли не отрывая ее от родни. Из привычной жизни она уходила в неизвестность, а это пугает.

Не зря платье новобрачной было белым, ведь цвет этот зачастую символизировал не только непорочность, но и траур. Так, по одной из версий, «Горько!» когда-то кричали мать и подруги невесты, прощаясь с девушкой.

Потому что жизнь — не сахар!

Еще один вариант гласит: старый добрый брачный клич должен был напоминать новобрачным, что семейная жизнь — не сахар. В круговороте веселого праздника, дескать, очень легко забыть обо всех обязанностях, возлагаемых отныне на плечи пары. Крики «Горько!», издаваемые время от времени лучшими друзьями, были бедолагам отличным напоминанием.

Не просто крик, а оберег

Пожалуй, самой правдоподобной версией кажется допущение, будто бы крик «Горько!» служил своеобразным оберегом для молодой семьи. Так друзья и родственники изо всех сил старались не сглазить будущее счастье новобрачных.

Аура праздника, считали наши предки, привлекает различную нечисть, и злых духов нужно обмануть. Думается, что именно оттуда пришло знаменитое пожелание: пусть «Горько!» звучит только на свадьбе, а после нее — никогда.

Надо сказать, что подобная традиция существует не только у славян. Многие народы Европы тоже кричат «Горько!» на своих языках, призывая новобрачных поцеловаться. Кстати говоря, громкий счет во время поцелуя тоже имеет свой смысл. Считается, что чем дольше будут целоваться влюбленные, тем более крепким станет их брак.

Ролик ниже посвящен опросу, где у простых людей спросили их мнение об этом обычае. Некоторые ответы точно тебя рассмешат.

Как проходит армянская свадьба – обычаи и традиции

Армянская свадьба…. Что может быть краше и масштабнее, чем этот великий праздник, наполненный положительными эмоциями, весельем и множеством национальных обрядов и обычаев? Армяне с давних лет свято чтят свои традиции и искренне верят, что их соблюдение приносит рождающейся семье счастье и благополучие.

На торжество приглашается всегда много народа: от самых близких до самых дальних родственников. Вам будут рады, даже если Вы едва знаете жениха и невесту. Те, кто хоть однажды имел возможность побывать на “армянски свадьба”, без сомнения согласятся, что более веселого и запоминающегося бракосочетания они не видели. Армяне – дружный и миролюбивый народ, который с огромным уважением относится к процессу создания семьи и рождения детей.

Как проходит сватовство и помолвка

У армян право на выбор невесты принадлежит родителям жениха, а если точнее, то его матери. Женщина с большим энтузиазмом относится к поиску подходящей пары для своего сына, учитывая при этом не только происхождение девушки, но и ее здоровье, трудолюбие и образованность. К внешним критериям оценки особых требований не имеется.

Далее мать жениха оговаривала свой выбор с супругом, после чего избиралась посредница среди близких родственников. Ее целью было вести переговоры по поводу намерений молодого человека жениться на девушке. Если от матери невесты был получен положительный ответ, сватовство могло состояться.

Армянская свадебная церемония начинается со сватовства, на которое отправляются исключительно мужчины. Они обсуждают с родней невесты цель их приезда, просят одобрения на женитьбу детей. Но по традиции первый раз положительный ответ со стороны родителей девушки не мог даваться. А это означало, что второго визита не избежать.

После удачного сватовства следует не менее важная часть подготовки к свадьбе – обручение.

Предполагаемый день помолвки оговаривается заранее. В доме жениха собирается много родственников, которые принесли с собой разные подарки для молодой избранницы.

Сначала застолье проводится у жениха, при этом накрывается богатый праздничный стол. Позже тоже мероприятие проходит в доме у невесты, с теми же действующими лицами.

Уважаемый родственник (кавор) со стороны жениха выводит невесту и ее подружек и сажает их за стол к жениху. Молодая девушка принимает подарки от гостей. После этого новоиспеченный жених надевает на палец своей возлюбленной обручальное кольцо. Обручение сопровождается песнями, танцами и веселыми конкурсами.

После того, как увеселительная часть праздника подошла к окончанию, кавор и отец жениха решают, в какой день будет проходить свадебное торжество.

Подготовка к свадьбе

Традиции и обычаи армянского народа предполагают перед празднованием свадьбы провести ряд обязательных мероприятий.

Первый обязательный обряд – это смотрины невесты. Проводят его с той целью, чтобы молодожены имели возможность видеться до свадьбы. Для этого будущий жених со своей близкой родственницей делает визит в дом невесты, при этом угощая сладостями мать или сестер девушки. Через день сладости раздаются соседским детям.

Чтобы торжество прошло организованно, проводится обряд под названием «кьясум трел». Во время него кавор и отец жениха оговаривают все расходы на праздник, количество людей, меню и т.п. Далее идет этап активной подготовки, который включает в себя, в первую очередь, договоренность о дате венчания в церкви.

Также обсуждаются вопросы, касающиеся количества гостей. Выбирается место проведения торжества и составляется свадебная программа.

Проведение армянской свадьбы

В Армении свадьба без венчания не признается, поэтому эта церемония является обязательной для молодой пары. Очень важно, чтобы во время процесса между молодоженами никто не прошел.

Учитывая, что народу много, за этим следят молодые люди со стороны жениха – каворы. Обязательно во время венчания один из каворов должен держать над головами брачующихся скрещенные меч и ножны. Такой ритуал связан с тем, что металл оберегает пару от злых духов. Стоит упомянуть еще об одном важном и довольно интересном обряде.

Священник во время церемонии повязывал и жениху, и невесте на руки (иногда шеи) специальные шнуры, концы которых покрывались воском. Шнур этот имеет название – нарот. Самостоятельно снимать его никто, кроме священнослужителя, не может. Данное действие не позволяло иметь супругам близких отношений, они должны были дождаться, когда шнур будет развязан. После главного события, венчания, следует официальная часть торжества – свадьба.

Данное событие требует от молодоженов и их родственников соблюдения огромного количества ритуалов, которые помогают паре быть счастливой в браке.

Свадебное действо проходило в двух домах, и начиналось оно с самого утра. В доме жениха традиционно закалывали быка, шея которого украшалась яблоками. Во время этого действия пели песни и танцевали молодые девушки.

А жених в это время должен был ножом сделать надрез на шее быка, после чего положить нож в карман. Свежей кровью кавор смазывал жениху лоб. Мать парня должна была взять нить и смочить ее в этой крови. Нить хранилась до брачной ночи.

Такой необычный ритуал ассоциируется у армян с деторождением, поскольку бык сам по себе служит символом плодородия. Новобрачных в доме будущего супруга, встречает свекровь. Она дает жениху и невесте по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые проходят в дом, их обсыпают изюмом и цветами из корзин. Такой обычай дарит молодым благополучную и мирную жизнь.

В доме у невесты проходит большое застолье, произносятся тосты, звучит музыка.

Но музыкальное сопровождение имеет грустный мотив, поскольку родители девушки опечалены тем, что их уже взрослая дочь покидает родной дом. По окончании застолья жених и невеста танцуют танец. В конце танца отец девушки соединяет руки молодых и благословляет пару.

После этого все возвращаются в дом жениха, где и происходит большая часть всего праздника в честь рождения молодой семьи. Брат невесты пытается помешать паре покинуть дом, тем самым проявляя протест и желая, чтобы сестра осталась в этом доме.

Кавор договаривается с братом и дает ему выкуп за невесту. Сказать однозначно, что свадебные традиции народа принадлежат только армянам, нельзя, потому как их праздничные обряды смешаны с обрядами других народов. Стоит отметить, что застолье у армян начиналось с тостов, которые почитали память усопших родственников. После этого только можно было поздравлять молодых и провозглашать тосты в их честь.

По старым обычаям невесте за столом место не предоставлялось, она стояла в углу за красивой занавеской, в окружении большого количества оберегов и амулетов.

Сейчас, конечно, свадьба проходит более цивилизованно, и невеста сидит за свадебным столом рядом со своим новоиспеченным супругом.

Праздник сопровождался веселыми песнями и танцами. Гости в процессе празднования одаривали молодых подарками и деньгами. Гости, которые представляли сторону жениха, веселились от души, выражая тем самым радость от того, что их жениху попалась такая замечательная невеста.

Родственники невесты вели себя более сдержанно, поскольку они испытывали печаль и им было горько, поскольку невеста покидает отчий дом. Современные армянские традиции уже мало чем отличаются от тех, к которым привыкли мы. Но все же некоторые обряды сохранялись и передаются из поколения в поколение.

На торжество приглашается опытный тамада, который хорошо разбирается в национальных традициях.

После свадьбы

После окончания праздничного дня молодым и их родственникам предстояло провести еще ряд обрядов и ритуалов. Одной из наиболее ярких традиций считается прощание с домом.

В последний день свадьбы невеста переезжала в дом к своему теперь уже мужу. Этот день проходил также в присутствии гостей. Отец девушки выводил свою дочь из дома, при этом держа ее за руку, и передавал отцу жениха. Данный процесс сопровождался грустной музыкой.

При этом девушка говорила слова благодарности родителям и целовала им руки. Первая брачная ночь супружеской пары проходила в доме, где никого не было. При этом тайно лишь могли «подслушивать» у дверей подружки молодой. Кричать в этом доме в эту ночь ни в коем случае нельзя. Родственники уходили ночевать к соседям. Утром молодой парень испытывал стеснение от того, что произошло, и убегал к кому-то из друзей.

Вечером же родственники шли за ним и приводили домой.

Парень целовал руки родителям и при этом по-прежнему испытывал стыд и стеснение. Стоит отметить, что для армян очень важна невинность девушки до брака.

Чтобы доказать свою «чистоту», девушка должна была продемонстрировать родственницам жениха простынь с кровавым пятном. После этого соседи и родные могли быть уверены в целомудренности девушки. В знак уважения невесте дарили яблоки и серебряные монеты, а ее матери вручалась курица и вино.

После того, как брачная ночь признается удачной, в воздухе звучат выстрелы, которые оповещали всех о хорошем начале семейной жизни. Бывали случаи, что девушка не могла похвастаться своей невинностью, в такой ситуации ее сажали на осла, при этом спиной вперед. В таком странном положении она должна была проехаться по главной улице в деревне.

До сегодняшнего дня сохранился старинный обычай, который армяне чтут и не забывают.

Суть состоит в том, что после основного празднования свадьбы начинается «разжигание костров». Молодые парни и девушки, которые еще не обременены брачными узами, прыгают через пламя огня.

Мать невесты могла прийти в дом зятя и дочери лишь через неделю после того, как свадебные гуляния закончатся. При этом женщина приносила с собой одежду дочери, мыло, расческу и полотенце. Далее молодая супруга мыла голову, а мать ей в этом помогала.

Ранее этот обычай был обязательным и беспрекословно выполнялся, сейчас же он практически изжил себя и не практикуется. Несмотря на большую значимость брака в жизни армян, все же существует ряд запретов, которые имеют отношение к свадебному торжеству.

К примеру, заключение брака между армянином и мусульманкой не приветствовалось и осуждалось. Еще один запрет связан с тем, что армянин имеет право скреплять брачные узы лишь трижды, притом третий раз ему разрешено жениться лишь на вдове.

Между кровными родственниками брак запрещен.

В этом видео показана армянская свадьба:

Армянская свадьба отличается от любой другой своим грандиозным колоритом и невероятно шикарной праздничной атмосферой. Разнообразие обычаев и традиций придает торжеству особой значимости. Веселые танцы, музыка дарят всем гостям без исключения море позитива и радости. А какие замечательные и красочные фото остаются на память молодоженам. Не правда ли, этот праздник стоит того, чтобы хоть раз на нем поприсутствовать в качестве гостя.

Свадебные традиции Армении

Армянская свадьба манит своей торжественностью, пышностью, необычными традициями и обычаями, хотя время и внесло свои коррективы и упростило много из них.

К счастью, миновали те времена, когда вопросы о предстоящем браке решались только родителями, без участия молодых. Сейчас же, несмотря на то, что дети и прислушиваются к мнению родителей, но выбирать невест предпочитают сами. В прошлом жену для сына выбирала мать, рассматривая материальное состояние семьи и приданное невесты, а вот внешние данные на выбор невесты мало влияли. Основными требованиями к кандидатуре в невестки служили такие качества, как трудолюбие, скромность и целомудрие.

Если в старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом, то в наше время длятся два — три дня, но гостей на свадьбу собирается, и по сей день, очень и очень много. Конечно же, праздновать могут целую неделю и в наши дни — но это уже зависит от экономического положения семей.

Браки у армян обычно заключались очень рано, девушкам, которых выдавали замуж, как правило, было 12-16 лет. Девушка 17 лет и выше, по взгляду многих поселян, считалась старой девой. В то же время мужчины вступали в брак в основном не раньше 24 и не позже 28 лет. В наши дни браки стали заключать уже в более сознательном возрасте молодых.

У армян еще в 60-70-е годы прошлого века, в первую очередь в селах, считалось, что для создания новой семьи достаточно ритуала традиционной свадьбы, без юридического оформления брака в ЗАГС-е. В таких семьях брак регистрировали только после рождения первого ребенка, ну а если супруги оказывались бездетными, то они так и не оформляли свой брак юридически.

Всю свадьбу у армян обычно делят на три этапа:

1. Досвадебный этап (выбор невесты, сватовство, сговор, обручение)

2. Сама собственно свадьба (обряд бракосочетания, венчание и переезд новобрачной в дом мужа)

3. Обряды послесвадебного цикла.

Сватовство

Как и сейчас во время сватовства, так и раньше, согласно традициям, не принято соглашатся на брак после первого предложения сватов, это считается неприличным. Потому сватам приходится несколько раз спрашивать согласия родителей невесты на заключения брака. Только зайдя в дом сваты не говорят о истинной цели их визита, а обсуждают последние новости, здоровье и т.д. Согласитесь, сватовство в Армении очень похоже на наше сватовство по старорусским традициям.

Обручение или помолвка

В доме невесты в день обручения накрывали стол и приглашали родственников. Свита жениха приносила в дом освещенные в церкви сладости, фрукты, вино и обручальный подарок (ншан). Но сегодня сторона невесты считает «неприличным» принимать их, поскольку сама в состоянии подготовить и накрыть богатый праздничный стол.Девушку выводили к гостям только через час после прихода жениха. Жених преподносил невесте обручальное кольцо, а будущая свекровь — золотые часики. Обязательно произносили тост за «два цветка» — жениха и невесту. Гости дарили подарки, и провожали молодых за порог – им нельзя было оставаться на празднике в этот день. Гуляние продолжалось до поздней ночи. В наше время жених с невестой имеют полное право наслаждаться помолвкой вместе с гостями.

От обручения до свадьбы устанавливались самые различные сроки — от 5-6 месяцев до нескольких лет, что бывало связано со слишком ранним возрастом жениха или невесты. Но обычно этот срок равнялся одному-двум годам, и в это время жених и невеста не имели права встречаться на людях, хотя тайные свидания допускались, и мать невесты, и ее сестры, и тетки по материнской линии были осведомлены об этом. В тайну не были посвящены только отец, братья и родственники невесты со стороны отца. Во время таких встреч мать невесты непременно готовила для будущего зятя яичницу, которая имела некое магическое значение.

Наряды жениха и невесты

Наряд невесты шили обычно и ее родственницы и родственницы жениха, а вот одевать его в день свадьбы и приводить себя в порядок она могла только в присутствии и с помощью женщин из семьи будущего мужа.

Обязательным элементом свадебного костюма жениха на армянской свадьбе всегда был красный бант слева на груди, сейчас же его заменили более современной версией — красным платком.

Свадьба

Свадьба начиналась утром одновременно в обоих домах (невесты и жениха).

Сегодня невеста сидит за свадебным столом вместе с женихом и другими гостями. Но еще не так давно новобрачная скромно сидела в углу за занавеской в течение всего банкета, украшенной множеством амулетов, которые, по представлению народа, должны были уберечь девушку от сглаза и порчи.

При встрече новобрачных свекровь должна перекинуть через плечо каждого из них по лавашу, посыпать на их головы изюм, орехи, конфеты, и зерно. Иногда мать жениха дает им по ложке меда либо по кусочку шоколада и ставит на пороге своего дома под ноги две тарелки, принесенные из дома невестки. Согласно обычаю, первым разбить тарелку должен муж.

С ранних пор, большое значение придавалось целомудрию невесты. С целью удостовериться в нем, утром в дом приходили близкие родственницы. Поздравив молодую, они дарили ей яблоко, в которое были вставлены на ребро серебряные монеты, а ее матери, в знак подтверждения девственности дочери, с поздравлениями посылали зарезанную курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяка, перевязанную красной лентой. В наше время матери невесты отправляют только корзину красных яблок в знак подтверждения невинности невесты.

Венчание

Традиции армянской свадьбы предусматривают обряд венчания в православной церкви. Особая роль в свадебной церемонии отводилась каворам — посаженным родителям. Дорога в церковь сопровождалась шумной толпой гостей. Каворы следили за тем, чтобы между новобрачными никто не прошел. С этой целью один из них держал у груди невесты конец свисающего пояса жениха.

Металл, в представлении армянского народа, обладал защитными свойствами, оберегающими от злых духов. Поэтому в процессе венчания один из каворов держал над головами брачующихся скрещенные меч и ножны.

Отличительной особенностью обряда венчания также являлся ритуал, в процессе которого священник повязывал на шею, или руки жениха и невесты специальный шнур, свитый из зеленой и красной нитей, «запечатывая» его концы воском от своей свечи. Этот шнур называли наротом, и снять его имел право только священник. До этого момента молодожены не могли заступить на брачное ложе.

Из церкви новобрачные шли рядом – невеста чуть отставала от мужа, держась за полу его платья. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, домой возвращались другой дорогой.

Праздничное застолье

После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Застолье начиналось с тостов в память покойных родственников, затем провозглашались тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пиршество сопровождалось песнями, плясками в доме и во дворе и длилось несколько часов.

Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые «крестные свадьбы». В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.

Крестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын.

Прощание с домом

Кульминация свадьбы наступала в воскресенье – невесту перевозили в дом жениха. В этот день в обоих домах опять приглашали гостей. После небольшого угощения жених со свитой шли за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал отцу жениха со словами: «Передаю тебе добро – пользуйся им на счастье». Отец жениха давал обещание беречь как «свет своих очей». Обряд сопровождался особой грустной мелодией. Под музыку невеста целовала руку отцу и матери, жених – всем ее родным.

Родственники невесты не выпускали участников свадьбы, пока не получали от кавора выкуп – обычно ягненка или козленка. Свадебное шествие сопровождалось криками, выстрелами, джигитовкой на конях.

Когда свадебная процессия подходила к дому жениха, во дворе начиналась шуточная борьба (кюх) между его родителями. По обычаю, в ней побеждала мать. Перед приходом новобрачных на пороге дома закалывали жертвенного барашка или петуха. На молодоженов сыпали сушеные фрукты, орехи, зерно, конфеты, мелкие деньги. Это должно было принести им благополучие. Перед невестой ставили горшочек с маслом. Она смазывала маслом косяк двери и волосы свекрови в знак пожелания богатства дому. Свекровь клала в рот молодым по кусочку сахара для «сладкой жизни».

После ухода гостей священник снимал нарот с новобрачных, развязывал узел нитки, окровавленной при закалывании «свадебного быка», раскрывал нож. У постели ставили вино, фрукты, мед и сладости. В эту ночь в доме не оставался никто из домашних.

Послесвадебные обряды и обычаи

Продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданного невесты (ожит, джехезе или бажинк). Срок отправления приданого различен в разных районах: в одних – до или во время свадьбы, в других – после свадьбы, часто приуроченный к празднику трндеза («стог у дверей») – праздник магического возрождения силы солнца, «сретение господне». В старину, 13 февраля, вечером, в церковной ограде зажигали большой костер, от которого зажигались костры на крышах домов. Молодежь перепрыгивала через них. Сейчас чаще всего в этом принимают участие молодые невестки.

К послесвадебному циклу относится и соблюдаемый в ряде мест глхалванк — обряд мытья головы невесты, который происходит обычно в первую же субботу после свадьбы. В дом зятя приглашается мать невесты, которая приносит с собой повседневную одежду дочери, а также мыло, расческу, полотенце. В настоящее время этот обряд теряет свой прежний смысл, поскольку в прошлом он означал свидание матери с дочерью, которые до этого дня не могли видеться.

Армянская свадьба

Любая армянская свадьба празднуется с большим размахом, и продолжается от трех дней до недели. Основную роль в продолжительности веселья играют финансовые возможности родителей молодоженов. Кроме того, существует ряд свадебных традиций, которых придерживаются, и по сей день, так как армяне очень ценят свою культуру.

Начало празднования

Как и у многих народов, армянская свадьба начиналась с традиционного омовения жениха и невесты. Эта традиция символизирует очищение молодоженов перед таким важным событием, как вступление в брак.

Традиционно армянскую свадьбу, начинали праздновать в домах жениха и невесты утром. Начиналось застолье, которое прерывалось для венчания. Стоит заметить армяне, несмотря на то, что они православные носят обручальное кольцо на левой руке, поэтому при венчании они надевают его именно так.

Также раньше невеста не участвовала в застолье. В доме ее родителей для нее обустраивали специальный уголок, где она сидела за ширмой. Считалось что благодаря этому можно уберечь девушку от сглаза. Однако в современности эта традиция не сохранилась, и невеста на застолье сидит возле жениха.

Естественно, при приходе молодоженов из церкви их обсыпают изюмом орехами и другими сладостями. Считается, что таким образом, отгоняются злые духи и у молодоженов будет счастливая жизнь. Этот обычай, как и традиция того что армяне носят кольцо на левой руке, сохранилась еще с дохристианского периода этой культуры. Так как на Кавказе было распространено много верований.

Первая брачная ночь тоже имеет свои особенности. Новоиспеченные муж и жена, оставались в доме жениха. При этом его родители и другие, проживающие в доме, шли ночевать к родственникам и соседям. Поэтому молодожены оставались в доме вдвоем и им никто не мешал.

Интересные традиции

Конечно же, большое значение придавалось целомудренности невесты, в знак которого ее мама получала подарки от новой свахи. Раньше это была зарезанная курица, красные яблоки вино или коньяк. Сейчас обычно свахе передают только корзину красных яблок.

Отсутствие такого подарка считалось большим позором для семьи, так как она не смогла сохранить целомудренность дочери, а как следствие дать ей хорошее воспитание. Конечно, в современном мире к данному факту относятся не столь критично, однако, традиции стараются выполнять.

По поводу кольца на левой руке. Объясняют они это тем, что так обручальное кольцо ближе к сердцу, и как следствие брак намного сильнее. Хотя обычно православные христиане, носят кольцо на правой руке, так как эта традиция идет еще с основания церкви и получила немало подтверждений в виде икон, на которых изображено венчание Марии. Хотя как показала современная практика, то, на какой руке носят кольцо — это свободный выбор каждого.

Однако армяне — это самобытная культура, поэтому они носят кольцо на левой руке. Историки еще по сей день не определили истоков этой традиции. Ведь, кроме того, что кольцо носят на левой руке, их обряды венчания практически не отличаются от других православных христиан.

Также стоит заметить, что свадьба в Армении, это праздник для всех родственников и соседей, а в некотором случае и для целой деревни. Празднование проводится с очень большим размахом. Эта традиция сохраняется, и по сей день. Раньше в зависимости от того какой была численность жителей деревни, еще до наступления совершеннолетия родители уже начинали копить деньги и запасаться вином и коньяком для свадьбы.

Поэтому когда приходило время, свадьба проходила с таким размахом, что жителям современных городов, сложно даже представить. Ведь приглашались не только все жители деревни, а и приезжали родственники из других. Поэтому веселье получалось просто грандиозным. Ведь родители невесты радовались, что их дочь выходит замуж. Соответственно родители жениха радовались, что их сын стал взрослым и завел свою семью. Поэтому для празднования свадьбы не жалели ничего.

Современные традиции

Конечно, современный мир значительно упростил свадебные традиции. Конечно, размах для жителя города по-прежнему остается чрезмерно большим, армяне также носят обручальное кольцо на левой руке, но, например, традицию прятать невесту сейчас можно встретить только в глубинке.

Немного переродилась и приобрела новую форму, традиция похищения невесты. Если какой-то парень хочет жениться на девушке, однако, ее родители против союза, он может просто запихнуть любимую в машину и отвезти ее к себе. Через день, его родители звонят или другим образом связываются с отцом и матерью невесты и предлагают выдать ее за их сына. Так как к целомудрию у армян очень щепетильное отношение, им не остается ничего другого как согласиться, ведь репутация девушки уже пострадала, и желающих жениться на ней не будет.

Девушке волей-неволей приходилось выйти замуж за своего похитителя. Какой бы ни была причина похищения, несогласие родителей или мнение девушки, с ней всегда почтительно относились в это время. Со стороны могло показаться, что ее просто носят на руках. Хотя в современном мире кражи распространены только в провинциях, ведь какой парень будет похищать девушку в городе, где ее родители могут сразу заявить в полицию.

Оцените был ли полезен для вас данный материал и расскажите о нем друзьям

(4 голосов, средний: 4,25 из 5)

На какой свадьбе не кричат «горько»!

В маленькой рюмочке на подносе вино. Я протягиваю к ней руку, отпиваю. Ничего особенного — кислое. Но оно должно быть особенным, потому что здесь, сейчас, особенное все. И церковь с рвущимися в нее пучками солнца, и каменные водоносы, стоящие в углу храма, и полуденная духота октябрьского палестинского зноя. Я в Кане Галилейской. В той самой, где два тысячелетия назад собрались гости поздравить с законным браком Симона Кананита и его красавицу жену. В той самой, где впервые свершил Господь великое чудо: претворил воду в вино на радость гостям, на изумление распорядителям пира. Водоносы стоят в углу. Те самые. Светлый камень, шершавые бока, стоят себе в храме, выстроенном на том самом месте далекого брачного пира. Делаю еще глоток: ничего особенного, кислое. Но оно не должно быть кислым, и я лукавлю: благодарю поклоном священника, хвалю вино. Как могу его не похвалить?

А через год, почти в то же самое время года, я осторожно вступила в темноту мрачной холодной пещеры в Абхазии, совсем рядом с Новым Афоном. Заветными тропками вывел меня к ней послушник Ново-Афонского монастыря. Благословил войти, а сам остался на улице. Горит перед иконой лампадка, освещая строгий лик человека с книгой в руках. Симон Кананит. Тот самый жених Канского пира. Пещерка тесная, низкие своды касаются головы. Он жил здесь. И здесь принял мученическую кончину. Почему именно в этой пещерной прохладе укрылся он от нестерпимого палящего палестинского солнца? После чуда в Кане Галилейской, свершившегося на его глазах, он уверовал в Христа сразу, всем сердцем. И… ушел с собственного брачного пира, стал одним из двенадцати Христовых учеников.

После вознесения Господня стал благовествовать святое Евангелие, забрел сюда, на древние абхазские берега. Обращал язычников, жил в этой пещере и здесь же, в Абхазии, умер. Удивительно, кислое вино Каны Галилейской и тусклая лампадка Ново-Афонской пещеры мгновенно завязались для меня в крепкий узел единой памяти и единой жизни. Юноша, избравший брачную жизнь, так жаждавший семейного счастья, и чернобородый старец, обрекший себя на одиночество и пещерную сырость. Нашему разумению никак не уразуметь: была же свадьба, значит, по любви женился Симон Кананит, значит, все обдумал, все взвесил, все выверил. И вдруг развернуло его от брачного пира, да еще как развернуло! Ушел. Со свадьбы ушел, с собственной свадьбы, невеста плакала, наверное, да, точно плакала, что уж тут говорить… Но — ушел. Факт исторический, неоспоримый. И другой факт: Симону суждено было стать апостолом Христовым. Значит — особый путь, особые мерки. Может быть, на свадьбе собственной и прозрел, понял: главное в жизни — Божие благословение. И уготован ему был другой путь, тернистый, мучительный.

Без Бога ни до порога, говаривали в старину. Не только говаривали, но и жили так, сеяли, косили, в путь отправлялись и, конечно, семьи создавали. Зорко всматривались в свою жизнь, все ли в ней сходится, все ли получается по-божески. И вот что интересно: именно у него, у Симона Кананита, апостола, ушедшего за Христом с собственной свадьбы, испрашивали благословение на брак. Именно это место в Евангелие — о чуде в Кане Галилейской — читается во время венчания в православных храмах. Среди гостей Симона Сам Христос со Своей Пречистой Матерью. Наполненные прозрачной водой водоносы стоят до поры в стороне от брачного пира. Первое чудо. Именно с него начинает Господь Свое чудесное шествие по земле. Может быть, вторым чудом на свадьбе и было то самое мгновенное обращение к Богу жениха, то самое мгновенное пересмотрение собственной жизни, стремительное сжигание всех и всяческих мостов. Кто знает…

А помним ли? Всматриваемся ли зорко в свою жизнь в надежде услышать или не услышать Божие благословение? В небольшой деревушке под Вологдой живет у меня знакомая. Немолодая, дети выросли, разъехались, стало тяжело одной смотреть за домом. Вот и задумала — выйду замуж. Доброхоты подсказали адрес: в Харьковской области живет вдовец, тоже женился бы, надоело бобылем жить. Стали переписываться. И вот она собирается к нему ехать, познакомиться и забрать к себе хозяином в дом. Накануне заболела, пришлось сдать билет. Потом уже с чемоданом шла на поезд, поскользнулась, вывихнула руку. Кое-как добралась до Москвы. Пересадка ей на Курском вокзале, приехала, а он оцеплен, кто-то подложил мину. Пришлось ночевать в Москве. Звонит — можно приду? Можно. С порога выпалила — еду замуж выходить. Мне бы обрадоваться, а вырвалось другое: ты что, с ума сошла? Обиделась. Гостил у меня в это время знакомый священник. Тот тоже стал осторожно вразумлять: подумайте, вот и болезнь, и трудности с отъездом: бомба эта на Курском, может, предупреждает вас Господь, останавливает… Знакомая в слезы: нет сил одной в деревне, не управляюсь, мужик нужен. Уехала. А через полгода письмо. Привезла мужика, только дел еще больше стало, потому как мужик запойный. «Горючими слезами обливаюсь, что делать теперь? Мне бы, дуре, остановиться, ведь как Господь ограждал…» Жаль знакомую. На старости лет такой «подарок». Хорошо еще, что раскаялась, поняла — ее грех, ее ошибка.

А ведь бывает, не сложится жизнь, а человек с претензией: почему нет счастья, я ли его не заслужил, я ли его не достоин? Вон вокруг меня живут, детей рожают, а я, что, хуже? Мы очень самонадеянны. Мы уверены, что уж свою-то жизнь, свои проблемы знаем лучше всех и выводим свою формулу семейного благополучия. И под нее-то, под формулу, подтасовываем нашу жизнь. А ответ не сходится. Мы корни извлекаем, степени возводим, а ответ все равно не сходится. Кто виноват? Составитель формулы. То есть конкретный «я», нагородивший, напутавший. И распутывать конкретному «мне». Это совсем неверно, что мы лучше знаем свои проблемы. Мы видим их вблизи, впритык, а большое, как известно, видится на расстоянии.

Самый обыкновенный батюшка самого обыкновенного храма окажется прозорливым старцем в наших семейных неурядицах. Потому что по нескольку раз на дню распутывает наши мудреные формулы:
— Венчана с мужем-то?
— Нет, батюшка.
— Муж первый раз женат?
— Второй. С первой женой разошелся, ко мне ушел…
— Дети остались?
— Двое, но он алименты платит.
— В постные дни вместе спите?
— Вместе…
— Мужу изменяла?
— Грешна, батюшка.

Вот она и вся формула. Жаждем семейного счастья при оставленных без отца детях, устраиваем себе «праздники души», отправляя мужа в командировку, в строгие дни поста позволяем себе непозволительное… Жизнь без разбора, впопыхах, в злобе, зависти, в ссорах и взаимных укорах. Угодна ли Господу такая жизнь? То-то и оно.

Браки совершаются на небесах. Фраза всем известная, но какая-то отстраненная, не про нас. «Это счастливые браки на небесах совершаются, а наш с Федькой — ни то, ни се, грыземся, как кошка с собакой, куда нам под венцы…» И не вразумится Федькина жена: потому и грызутся, что за своеволие свое скорби несут.

Сейчас, правда, многие венчаются. Радостно видеть, как стоит свечечкой, боясь шелохнуться, тоненькая, красивая девочка, а рядом серьезный мальчик. Такая глубина в их глазах, такое волнение. Венчается раб Божий… И не обидно, что раб. И не возмущается сердце. Да, раб, но только Того Господина раб, Который не оставит без Своих милостей и опеки. Но еще больше ликует сердце, когда вижу под венцами немолодых людей. Пожили, наошибались, намаялись, натрудились и стопы свои направили сюда, под своды храма, под тяжесть венцов, зависших над их головами. Нередко говорю с такими людьми и слышу всегда примерно такое:
— После венчания как молодость вернулась. А еще чувство такое, что мы одно целое, неразделимое. То, что раньше раздражало, теперь уже не раздражает. Это уже как бы мое, что сердиться…

Есть святые, их трое — Гурий, Самон и Авив. Жили они в глубокой древности в IX веке. Приняли мученическую кончину. С тех пор считаются православными людьми как устроители благочестивой семейной жизни. Им молятся, когда семейная жизнь терпит испытания, а они ведь, испытания, вместе с тяжелыми венцами ложатся на головы тех, кто соединяет себя законным браком. Православные знают: не клеится что-то в доме, наперекосяк пошло, подойди к иконе Гурия, Самона и Авива (они всегда изображаются вместе) и постой тихонечко, поплачь, попроси вразумления. Вразумят святые, обязательно вразумят. И вот уже от сердца отлегло, и вот уже не так страшно. В каждом доме найдется место для такой иконки, но в каждом ли доме она есть? А ведь продается, не в дефиците.

Сильна молитва и Ксении Петербургской. Сама показала нам великий образец супружеской верности и жертвенности и нас призывает нести свой крест достойно. Да, тяжело, да, бывает, надоест так, хоть обрыдайся. А ты неси. Потому что это твой крест, с тебя за него и спросится. Удивительна жизнь и святой Наталии, верной жены Адриана. В житии их мы не прочитаем о благополучии и безмятежном счастье. Напротив, сколько скорбей перенесла Наталия ради мужа своего, первой пришла к нему в темницу, уговаривала не бояться мучительных пыток, а когда палач приказал Адриану положить для отсечения руку, сама взяла эту руку и положила — рубите… Она и умерла около его гроба. И эти святые — наши добрые помощники. Их крепость духа, красота отношений, их верность Господу и друг другу — сквозь века к нам. Так разве мы одни? Разве можно сказать, что сами все знаем, как лучше и что лучше?

Недавно во время венчания один петербургский священник так своеобразно поздравил молодых:
— Не надейтесь, счастья не будет. Будет трудно, будет очень трудно. Кто ждет счастья, тот ошибается. Кто вам обещал его? Никто не обещал…

Не обещал, а хочется. Так хочется и детей здоровых, и дом — полную чашу, и супруга, сдувающего пылинки и щедрого на нежные слова. А безплатный сыр-то, он где? Правильно. Даром никто ничего не дает. Правы родители, что, готовя своих детей к семейной жизни, неустанно повторяют: учись терпению, учись переносить скорби. А когда случаются те самые скорби, для таких молодых не рушится мир, не разлетаются вдребезги надежды. Не бегут они в ужасе под родительский зонтик зализывать раны и хныкать над неустроенностью бытия. Терпят, просят помощи. Молятся. И — вымаливают. Потому что прочно лишь то, что трудом дается.

Благополучная жизнь всегда на виду, и примеров ее несть числа. Только вот что возражу: чужая душа — потемки. Мы в своей-то плутаем, а уж чужую где разглядим. А благополучие — показатель непостоянный. Сегодня оно есть, а завтра нет. От сумы да от тюрьмы… Благополучие и прочная семейная жизнь ничего общего не имеют. Хочешь искать благополучия — всматривайся в мир, обрети в себе способность жертвовать ради ближнего, пойми избранника своего и прими всей душою. И обязательно проси сил, проси мудрости, проси терпения. Просить не стыдно. Стыдно не просить, а оправдываться своей слабостью, своим несовершенством.

Когда бывает свадебное застолье, на нем обязательно кричат «горько». На какой же свадьбе не кричат «горько»? А потом, когда вымыта посуда и расставлены в прежнем порядке стулья, начинается жизнь. Однообразная, не всегда предполагаемая, порой такая, что даже в страшном сне не увидишь. Как не поспешить нам отмести ее за ненадобностью и погнаться за другой, что посверкивает где-то совсем рядом, мельтешит, соблазняет. Как не запутаться нам в собственных семейных формулах? Очень просто. Вспомнить старую, как жизнь, арифметику семейной жизни, которой следовали неукоснительно наши неглупые предки. Где во сто раз выверено, где сходятся все ответы со всеми вопросами. Где нет зауми, а есть Правда. И следовать этой Правде. И верить в нее. И стараться стяжать Ее, если Она вдруг куда-то скроется. Но иногда так хочется зауми. Ведь за ней легче скрыть свое собственное нежелание поступиться привычками, пресечь грех, крутануть свою жизнь не против, а по часовой стрелке. Вот тут уж дело выбора. Как поется в одной известной песенке: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».

Ссылка на основную публикацию