Почему нельзя ходить на кладбище на Пасху: самый точный ответ

2 взгляда, можно ли ходить на кладбище в Пасху

Можно ли на Пасху ходить на кладбище: анализ пасхальных традиций + взгляд на вопрос со стороны религии + чем обусловлено появление традиции + правильная трактовка вопроса и ответа + пошаговая инструкция посещения кладбища на Пасху.

Пасха – несомненно великий и значимый день в жизни каждого христианина, однако он по-прежнему окутан большим количеством споров относительно традиций его празднования.

Одним из основных вопросов остается следующий: можно ли ходить на кладбище на Пасху? Давайте выясним это прямо сейчас.

Пасхальное воскресенье: что принято делать в этот день?

Пасха – переходной праздник. Это значит, что каждый год христиане встречают его в разное время. Единственным неизменным остается день торжества – воскресенье.

Согласно истории, в ночь с субботы на воскресенье Иисус Христос, который прежде был распят на кресте и похоронен, воскрес. Сперва он спустился в ад, чтобы забрать оттуда души мирных людей, а затем отправился с ними в рай.

Главный праздник всех христиан – это Пасхальное Воскресение

Именно по этой причине каждый год все христиане отмечают этот Великий день. Традиции празднования Пасхи весьма разнообразны, и полны не только особенных правил, но и множества запретов.

К примеру, в Пасху запрещается ругаться, позволять себе нецензурные высказывания, а также любой физический труд. В этот Светлый праздник нельзя работать ни в поле, ни дома. Также запрещается охота и рукоделие.

На Пасху принято освящать куличи и крашенки, поздравлять друг друга с праздником и ходить в гости.

Как раз в Пасхальное воскресенье заканчивается продолжительный пост, а значит, люди, соблюдавшие его, могут позволить себе различные угощения.

Также в этот день многие отправляются на кладбище, чтобы проведать умерших родных и близких.

Но здесь возникает вопрос, а можно ли на Пасху ходить на кладбище? Ведь, с одной стороны, религия не говорит о том, что в этот день обязательно посещение кладбища. Но, с другой стороны, многие семьи годами придерживаются такой традиции.

Кто же прав в этом вопросе: религия или традиции?

Можно ли в Пасху ходить на кладбище: что говорит по этому поводу религия?

Однако священнослужители говорят, что поход на кладбище на Пасху – пусть и небольшой, но грех. Почему?

Дело в том, что праздник Пасхи мы отмечаем не только потому, что тело Христа воскресло. Это событие таит в себе и другие важные предположения.

Версии Описание
Версия 1. Традиция сложилась исторически из-за далекого расположения церквей. Много лет назад далеко не в каждом поселке можно было найти церковь. Поэтому многим людям приходилось преодолевать путь в несколько десятков километров для того, чтобы освятить к пасхальному столу куличи и яйца. Поскольку дорога была длинной, чтобы набраться сил, люди после посещения церкви отправлялись на кладбище к местам захоронения своих родных. Во-первых, кладбища всегда располагались рядом с церквями, и было логично посетить сразу два места. А во-вторых, так люди могли перекусить утром, навестить своих покойных родных, и немного отдохнуть перед обратной дорогой.
Версия 2. Обычай ходить на кладбище возник во времена Советского Союза. Как вы помните, во времена СССР религия была недозволенной роскошью. В это время людей, которые были замечены за поклонением религии, лишали работы, а церкви повсюду сносили. Чтобы хоть частично не потерять традиции, переходящие из года в год, люди верующие стали собираться на кладбищах, где они могли помолиться, и разделить с ушедшими родственниками праздник, который не имели возможности отметить.

Таким образом, Пасха является действительно великим торжеством, которое вселяет надежду на то, что все люди после смерти попадут в рай, а затем – смогут снова стать большой семьей.

Ввиду этого, священнослужители настроены категорично против походов на кладбище в день Пасхи по двум причинам:

  1. Пасха – праздник радостный, и он не предполагает грусти и скорби. В этот день много лет назад душа спасителя наконец обрела покой, и это повод веселиться и прославлять имя Господа.
  2. Светлое воскресенье – не только привычное для всех торжество. Это тот день, который доказал, что жизнь одержала победу над смертью, а добро – над злом. Стало быть, поэтому идти на кладбище, где все говорит о смерти, нельзя.

Священнослужители говорят, что каждый человек, который в день Пасхи пожалует на кладбище, может почувствовать себя, будто «не на своем месте». Это связано с тем, что этот день не предназначен для скорби, наоборот – он ей противостоит.

Но в Библии не говорится о том, что это грех, поэтому совет духовенства таков: от похождений на кладбище в Светлое Пасхальное воскресенье лучше воздержаться.

Пасха символизирует победу жизни над смертью

Но, как быть, если близкий человек умер недавно, и его могилу непременно нужно посетить в этот день? Можно ли тогда ходить на кладбище в Пасху?

Говорят, если человек умер накануне Пасхи или в само Светлое воскресенье, значит, вы получили знак о том, что этот гражданин был особенным, и ему выпала особая честь покинуть мирскую жизнь в такие дни.

Конечно, в церкви вам не откажут от проведения ритуала похорон, и раз уж так сложилось, никто не запретит вам в этот день пойти на кладбище. Тем более, если это не ваш далекий знакомый, а близкий и родной человек.

Правда, в посещении кладбища при таких обстоятельствах есть одна особенность. Даже если вы намерены туда пойти, помните, что скорбеть и оплакивать умершего в это день нельзя. На Пасху нужно разделить с усопшим человеком радость этого великого дня.

История из жизни о том, стоит ли идти на кладбище в Пасхальный день

Ее семья сильно переживала по поводу того, что на Пасху не принято ходить на кладбище, а посетить умершего нужно было как раз в этот день. Они на всякий случай спросили у священника, как поступить.

Он ответил, что нет прямого запрета на посещение умерших, просто стоит вести себя сдержанно, и не горевать, ведь этот праздник очень особенный, он не предполагает скорби.

А вот, что касается обряда приносить еду на кладбище к покойному, то тут священнослужитель был категоричен. Мол, это языческие отголоски, и наша религия не предполагает таких обрядов.

Откуда возникла традиция ходить на кладбище на Пасху, и можно ли было это делать раньше?

Как вы понимаете, раньше вопросом о том, можно ли посещать кладбище на большой праздник, никто не задавался. Более того, люди повсеместно шли помянуть родных в этот день, и ни о каком запрете речь не шла.

Откуда тогда возникла традиция? Существует 2 распространенных версии.

Версии Описание
Версия 1. Традиция сложилась исторически из-за далекого расположения церквей. Много лет назад далеко не в каждом поселке можно было найти церковь. Поэтому многим людям приходилось преодолевать путь в несколько десятков километров для того, чтобы освятить к пасхальному столу куличи и яйца. Поскольку дорога была длинной, чтобы набраться сил, люди после посещения церкви отправлялись на кладбище к местам захоронения своих родных. Во-первых, кладбища всегда располагались рядом с церквями, и было логично посетить сразу два места. А во-вторых, так люди могли перекусить утром, навестить своих покойных родных, и немного отдохнуть перед обратной дорогой.
Версия 2. Обычай ходить на кладбище возник во времена Советского Союза. Как вы помните, во времена СССР религия была недозволенной роскошью. В это время людей, которые были замечены за поклонением религии, лишали работы, а церкви повсюду сносили. Чтобы хоть частично не потерять традиции, переходящие из года в год, люди верующие стали собираться на кладбищах, где они могли помолиться, и разделить с ушедшими родственниками праздник, который не имели возможности отметить.

Сегодня трудно сказать, что именно стало причиной возникновения традиции, но ее присутствие в жизни людей неоспоримо.

И что важно, если взглянуть на ситуацию иначе, то станет понятно, что запрета на посещение кладбища в день Пасхи на самом деле нет.

Смотрим под другим углом: можно ли все-таки ходить на Пасху на кладбище?

Что такое Пасха? Думаю, многие из вас уверены, что Пасха – это один день, воскресенье, когда все люди чтут факт того, что Иисус Христос воскрес.

Правильна ли эта трактовка? На самом деле, нет. И вот, почему: все дело в том, что Пасхой называется не один день, и даже не неделя. Пасха – это промежуток времени, который равен 40 дням. Пасха начинается в Светлое Великое воскресенье и заканчивается в день Вознесения.

Выходит, что, говоря о Пасхе, вы подразумеваете не один день, а более одного месяца. Можно ли пойти на кладбище на протяжении этого периода? Разумеется, можно, и даже нужно, в специально отведенный для этого день.

Второй вторник после Пасхи – как раз тот день, когда людям нужно обязательно посетить кладбище и проведать умерших родных. Это 9-й день после Пасхального воскресенья, который называется Радоница.

Обратите внимание: слово «Радоница» расшифровывается, как радость. Стало быть, и в этот день с умершими близкими нужно поделиться радостью от Светлого праздника Пасхи.

Так что, если и Радоница – это Пасха, то и пойти на кладбище в Паху можно, но не на 1-й день, а на 9-й. Так будет правильнее.

Радоница – специально отведенный день для поминания родных

Нужно ли идти на Пасху на кладбище?

Как провести Радоницу: пошаговая инструкция

Если религия говорит вам о необходимости пойти на кладбище в определенный день, это не значит, что вы должны отправиться туда прямо из дому. Существуют определенные правила проведения такого дня.

Шаги Описание
Шаг 1. Пойдите в церковь. На Радоницу в церкви правится, и вы, если хотите пойти на кладбище, должны присутствовать на богослужении.
Шаг 2. Помолитесь. Священники утверждают, что посещать кладбище с целью повидать умерших родных не совсем правильно. Единственное верное решение для вас в этом случае – молитва. Только она способна быть полезной и вам, и умершему родственнику.
Шаг 3. Посетите кладбище. Если вы уже были на богослужении и помолились, самое время пойти и повидать усопших родных.

Думаю, если прежде вы задавались вопросом, можно ли на Пасху ходить на кладбище, то сегодня вы получили максимально развернутый на него ответ. Конечно, решение только за вами, прямого запрета религия не предполагает. Однако, если хотите провести праздник согласно всем религиозным канонам, дождитесь 9-го дня после Пасхи.

Можно ли ходить на кладбище на пасху

Вопрос, можно ли верующим ходить на кладбище на Пасху, интересует многих людей. Православные священники говорят, что – нет, этого делать не стоит. Пасха или Светлый праздник (Велик день) – самый главный праздник в христианской религии. В этот день и всю последующую неделю (Светлую седмицу), христиане всех конфессий радуются и приветствуют знакомых словами – «Христос воскрес».

Когда возник обычай ходить на погост в Пасхальные дни

Народный обычай посещать на кладбище могилы родственников на Пасху, как отвечают историки и некоторые батюшки, мог зародиться несколько раньше революции. Тогда погосты располагались рядом с церквями или часовнями, в больших селах. Жители небольших деревень должны были пешком преодолевать значительные расстояния или брать подводы, чтобы прийти в храм. На Пасху верующие, отстояв праздничную службу, утром могли пойти и посетить перед возвращением могилы родных и близких. Некоторые начинали там разговляться, перед дальней дорогой домой.

Советская традиция посещения на Пасху, могил родных на кладбище, возникла после революции, когда храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, а верующих людей могли выгнать с работы, посадить в тюрьму или психбольницу. Единственное место, где люди могли безнаказанно встретиться с единоверцами, поприветствовать их, обменяться куличами — было кладбище. Места захоронения родственников, являлись своеобразным символом протеста верующих против произвола атеистов. Власти не препятствовали подобному общению, так как это не являлось православной традицией. Сейчас, когда вера больше не преследуется законом, нельзя ходить и поминать усопших на кладбище на Пасху, больше нет такой причины.

Почему не следует на Пасху поминать усопших

Пасха – это главный праздник христиан всего мира. В этот день происходит торжество жизни над смертью, радость, которую не следует омрачать скорбью о тех, кто уже находится с Господом. Неуместно и не правильно приносить эту радость в место печали, которым является погост, как и скорбеть в этот Великий день, тем более заниматься уборкой. В Пасхальную неделю, не работают, в храмах не звучат молитвы о усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки. А если кто-то умирает в эти дни, служат особое отпевание, где звучат Пасхальные песнопения. Вот почему православные на Пасху и не ходят на кладбище.

Когда следует поминать усопших

В православии существуют службы особого (сугубого) поминовения умерших близких людей. Такими днями являются Родительские субботы, три из них, специально предназначены для поминовения в дни Великого поста. Накануне, в пятницу проходит служба, где священник вычитывает 17 кафизму (заупокойную) из Псалтири, зачем следует особый канон. Утром служится литургия, на которой поминают усопших, пишут записки об упокоении (только крещеных православных христиан, не самоубийц), носят в церковь – сладости, хлеб, масло, другие продукты, в память об умерших родственниках. После литургии служат панихиду, где идет обязательная молитва об упокоении всех младенцев, воинов и всех православных христиан. А затем, ходят на кладбище, убираются там после зимы.

Идти на погост после празднования Пасхи

Если интересуются, в день Пасхи ходят ли на кладбище, ответ – лучше это сделать после окончания Светлой седмицы. На следующий после нее вторник ( на девятые сутки), празднуется Радоница. Надо найти время и прибраться на могилках заранее, в понедельник. Радоница — праздник, когда живые делятся с мертвыми радостью и благой вестью о воскресении Господа. В этот праздник необходимо навещать усопших, верующими признается факт, что Христос победил смерть. Этот праздник призывает христиан не печалиться о смерти родных и близких, а радоваться их рождению для вечной жизни. На Радоницу принято опять совершать заупокойное поминовение, которое не проводилось после наступления Пасхи, служить панихиду, и ездить на кладбище. Там нужно отслужить заупокойную литию ( особый молитвенный чин) на могиле близких.

Следующий день, когда положено поминать и надо сходить на кладбище – Троицкая вселенская родительская суббота. Убирать вернее накануне праздника. Этот поминальная традиция ведет свое начало с апостольских времен, и предваряет два великих праздника – Святой Троицы и Пятидесятницы (Сошествие святого Духа). Церковь в это время просит, чтобы благодать Святого Духа сошла не только на живых, но и на мертвых.

Как следует вести себя при посещении церкви (монастыря) или погоста

Часто православные верующие, стремятся не только идти на кладбище, но и помянуть своих умерших в различных храмах, посетить монастыри. Ехать в монастырь или его подворье, сделать в церкви поминание о близких, верующий может в любое время. О усопшем можно заказать одну обедню или сколько захочет – поминание священнослужителем за литургией, сорокоуст – поминовение в течение сорока дней. Есть более длительные числа – полгода, год, в некоторых монастырях принимают и вечное поминовение.

Многие, когда ходят на кладбище, несут и оставляют на могилах на Пасху куличи, яйца, конфеты. Это языческий обычай, не приветствуется православной традицией. Особенно неуместно выглядят те, кто стремится взять на погост алкоголь и помянуть покойного рюмкой на могиле. Самое лучшее поминовение – это молитва за их души, церковная или домашняя, раздача милостыни нуждающимся, и добрые дела, которые делают в память об усопшем.

Территории церкви или монастыря, являются местом, где приняты правила Православной церкви:

  • Женщины должны быть одеты в платья или юбки, закрывающие колени, плечи прикрыты, головы должны быть накрыты платками или шарфиками;
  • Мужчины должны быть в брюках, одежде, прикрывающей плечи, без головного убора;
  • Приходить в храмы (на кладбища) с животными;
  • Вести себя вызывающе;
  • Недопустима громкая музыка, сквернословие, распитие алкоголя и курение.

Является ли грехом поминания на кладбищах в праздники

В священном писании нет прямого запрета на посещения погоста в праздники или Светлую седмицу. Если человек хочет сходить на могилы родственников на Пасху, то это не является смертным грехом. Позиция церкви объясняется наличием определенных правил, специально отведенных дней для радости и скорби. Когда наступает Пасха, и люди спрашивают, можно ли идти на кладбище, то священнослужители не запрещают, а настоятельно рекомендуют отказаться от поминания на кладбищах родных, и тем более, уборки на могилках.

Верующих людей становится больше с каждым годом. Для православного человека, исполнение правил празднования, имеет большое духовное значение. Поэтому воцерковленные люди отказываются ходить на погост в праздничные дни, предпочитая помолиться о своих близких в определенное поминальное время.

Можно ли посещать кладбище на Пасху

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается к греху. Мы расскажем, можно ли поминать усопших в этот день или стоит от этого воздержаться.

Уже давно люди разделились на два лагеря: одни считают Светлую Пасху поводом почтить усопших, другие утверждают, что это неприемлемо, даже грешно. Стоит разобраться в сути праздника.

Служители Бога объясняют, что Пасха — это «день мертвых», так как по преданию Иисус спустился в преисподнюю, дабы рассказать о вечной жизни и спасении рода человеческого. А уже после воскрес.

С другой стороны, Святая Пасха является праздником радости, счастья и свободы. В этот день неуместно сеять горе и печаль в своем сердце. А посещение могил само собой подталкивает к скорби. Люди откланяются от сути торжества и проводят этот день в переживаниях, что негативно сказывается на внутреннем состоянии и вере.

Без поддержки высших сил никогда не останутся те, кто занимается богоугодным делом. Попробуйте себя в вышивании икон. Святой лик, вышитый своими руками станет настоящим украшением вашей комнаты, а труд, который вы потратили на вышивание будет по достоинству оценен церковью. Не даром в древности жены вышивали иконы, когда отправляли мужей на подвиги:такая икона считалась лучшим оберегом. Набор и все необходимое для вышивки вы можете приобрести прямо сейчас, если перейдете по этой ссылке.

Так можно или нельзя ходить на кладбище в Пасху?

Традиция посещать кладбище появилась в советские времена, когда многие храмы были закрыты, а упоминание о вере наказывалось властями. Людям хотелось разделить святость этого праздника со своими близкими, но в церковь попасть было трудно. Поэтому найденная альтернатива встречаться у могил обратилась в некоторую традицию. Многие выпивали на кладбище и оставляли на надгробиях яства: крашеные яйца и куличи, дабы почтить память родных. Однако сейчас это приравнивается к язычеству, а любое чрезмерное употребление спиртных напитков вообще недопустимо в этот день, тем более на кладбище.

В наше время священнослужители призывают к восстановлению церковных устоев. Необходимо пребывать в храме в день Христовой Пасхи, воспевать и восхвалять Спасителя. Для посещения кладбища отведен специальный праздник — Радоница, в который можно сходить на кладбище, почтить память тех, кто ушел. Радоница бывает на девятый день после Пасхи, именно в это время стоит оплакать и помянуть усопших.

Что будет, если все же пойти на кладбище?

Церковь не возбраняет посещение кладбища в дни ликования, особенно если душа рвется почтить память любимых и родных. Однако, учитывая человеческую психологию, стоит воздержаться от таких визитов. Не каждый сможет вместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.

Поэтому священники настоятельно просят отказаться от посещения могил и проведения на них панихид. Истинные православные люди не преступают этот канон и проводят Пасху в радости, а в родительский день уже делятся этим с усопшими.

Известно также, что если человек умирает на Пасху — это считается благоволением Божьим. Даже отпевание в этот день проходит по особому, пасхальному чину, что означает огромную милость на «том свете».

Посещение кладбища в Святой праздник не будет считаться грехом, но и дозволения со стороны церкви вы на это не получите. Особенно стоит отметить, что Пасха — это день радости, которой и так не много в нашем мире. Не омрачайте этот день скорбью: это может плохо сказаться на вашем состоянии в течение последующего года. Лучше посетить кладбище и помолиться за усопших в предназначенный для этого праздник — Радоницу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Можно ли ходить на Пасху на кладбище и откуда взялась эта традиция

Чтобы получить ответ на этот вопрос корреспондент «Победы26» пообщалась с протоиереем, настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской Владимиром Волковым.

— Батюшка, можно ли ходить на Пасху на кладбище?

— Давайте обратимся к традициям. В священном писании сказано, что когда воскрес Иисус Христос, то многие мёртвые восстали из гробов и явились домой. Само воскресение означает, что смерти больше нет. Отсюда можно сделать вывод, что идти на Пасху на кладбище нет ни традиции, ни смысла.

— Почему же люди идут туда?

— Это пережиток тоталитарного коммунистического режима. Тогда были жёсткие гонения на церковь. Людям запрещали ходить в храм. Но каждая душа стремится к Богу, к единению с ним. На каждом кладбище есть церковь, поэтому люди шли туда. Тайком от власти, чтобы помолиться. В православии есть специальный день, чтобы пойти на кладбище и вознести молитвы за усопших — Радоница. На Пасху же нужно, в первую очередь, идти в храм, на службу. Принять участие в божественной литургии.

— Почему на Пасху на кладбище можно встретить священников?

— Дело в том, что нет некоего категорического мнения, что нельзя туда идти. К примеру, у человека сильная потребность побывать на погосте: не осталось друзей или родственников, к кому можно пойти в этот день. Церковь идёт навстречу христианам, поддерживает, не бросает. Поэтому можно увидеть батюшку, который по просьбе людей может совместно помолиться на могилках.

— Откуда пошла традиция красить яйца?

— Есть придание, что после воскресения Христова Мария Магдалина пришла к императору Понтию Пилату и рассказала о случившемся. Правитель не поверил и пренебрежительно заметил, что если это — правда, то белое яйцо станет красным. В тот момент произошло чудо и яйцо покраснело. Крашеные яйца — это напоминание о том, что воскресение Христа — реальность. Здесь не стоит искать гастрономическую подоплеку: просто случай, который был необходим в то время, чтобы доказать произошедшее чудо. Главная идея — это спасение рода человеческого.

— Вы сами красите яйца, бываете на кладбище?

— Как не красить. Сейчас, конечно, очень много пасхальной атрибутики в магазинах, но все равно стараемся всё делать сами. Каждый год матушка печёт пасочки, красит яйца. Что касается кладбища, то на Пасху — нет. Помню, в детстве, потихоньку с бабушкой или родителями ходили, потому что в храм не пускали. А теперь — ночная молитва, потом поздравления, Крестный ход, праздник в кругу семьи. На Радоницу — литургия, а потом по благословению Владыки идём совершать службу на могилки. Кстати, уже сейчас убираем их, красим, чистим от травы, мусора.

— Вы упомянули о семье…

— Да, у меня есть жена, сын и дочка, и даже трое внуков. Дети уже большие. Сын ушёл в науку, занимается исследованиями и публикуется в крупнейших мировых изданиях. Дочка — юрист по образованию, сейчас в декрете с малышом. Все они соблюдают посты, каждое воскресенье ходят в храм. Это естественный процесс.

— А с какими вопросами люди приходят к вам в храм? Ведь, как известно, случается беда – человек идёт в церковь.

— Не соглашусь. Не всегда человек идёт в церковь со своей бедой. Кто-то ищет спасения в бутылке, кто-то в чём-то ещё. Так же, как в радости забывает о Боге, — я знаю много обратных примеров. Вопросы задают самые разные. Ведь, как известно, нет людей неверующих, так называемых атеистов. Кто-то верит в свой желудок, кто-то — в совесть, государство, космический разум или Христа.

Вера определяет образ жизни человека, состояние и отношение. Если мы посмотрим на труды Уильяма Джеймса или Карла Юнга, можем узнать, что люди верующие имеют гораздо меньше неврозов, чем неверующие. Отсюда и идёт классификация вопросов. Что касается самых частых — это правила. Как правильно вести себя в храме, как исполнять заповеди, как соблюдать пост. Как жить, узнать своё место в мире. Увы, но в наш век бесперебойных потоков информации все пытается отвлечь человека от центральной миссии, самого главного — зачем ты, человек, живёшь? В чём смысл твоей жизни? Куда ты уходишь?

— Как звучат ответы на эти вопросы? Зачем человек живёт?

— Христианство очень чётко даёт ответы на эти вопросы. В раю человек отошёл от бога. Было нарушение одной из трёх заповедей во время поста: вкушение плодов с дерева познания добра и зла. Человек отсёк себя от Господа. А что такое человек — это душа и тело. Изгнание из рая стало равносильным отречению от души. Сейчас мы зависим от инстинктов. По сути, не можем даже отказаться от стакана молока, хотя называем себя хозяевами мира. Человек — дитя божье, поэтому вся его жизнь — это возврат к нему. В райские сады. Так или иначе, люди умирают. Тогда в чём смысл? Удобрять землю? Дать потомство? Но мы же не быки-осеменители. Власть, деньги, слава, — всё проходит. Цель человеческой жизни — быть в единстве с богом. Остальное — средство, абсолютно всё: посты, молитвы, добрые дела. Чтобы прийти сначала к смирению, осознанию себя.

— Становиться лучше, чище, добрее.

— В христианстве это следствия достижения цели. А цель — спасение души. Через осознание себя, через открытие своего сердца Богу.

— С самого детства у меня был такой вопрос. Почему человек попадает в ад, если Бог – всепрощающий?

— Я задам встречный вопрос, чтобы объяснить наглядно. Курение, алкоголь, сигареты — они убивают человека?

— Конечно.

— Почему тогда люди это делают? Свобода. Войдите в храм и посмотрите на икону воскрешения Христова. В аду ворота поломаны. Хочешь уйти — иди. Но человек сам выбирает направление. Божье прощение — это не насильный акт втаскивания человека в рай. Грех — это болезнь души, а прощение — процесс исцеления. В миру нельзя лечить человека без его на то разрешения, его желания. Также происходит и в религии. Человек сам выбирает, как ему жить и ради чего.

Фото: Эдуард Корниенко/«Победа26» и из архива героя

Иллюстрация: Поленка Тарасевич

Почему нельзя на Пасху и в течение следующей недели ходить на кладбище

Все привыкли к тому, что в пасхальное воскресенье люди семьями ходят на могилы усопших родственников. Муниципальные власти зачастую даже выделяют бесплатные автобусы. Однако православные христиане точно знают, почему нельзя во время Пасхи и следующей недели ходить на кладбище. Что по этому поводу говорит церковь, и каковы причины массового нарушения христианских традиций? Разберемся в этих вопросах подробнее.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Пояснения священников

Православие не одобряет посещение усопших в светлый день Пасхи. Причина этого проста — это праздник радости и веселья, время для того, чтобы отчиститься от печальных мыслей и скорби. Вот почему поминать умерших родственников в этот период неуместно. Конечно, страшным грехом это не является, но и одобрения не вызывает.

Также нельзя приходить на захоронения родных в:

  • Рождество Христово;
  • Благовещение;
  • Святую Троицу.

Церковный устав предполагает осуществить ночное богослужение в ночь перед пасхальным воскресеньем. После можно отправиться домой или в гости к родственникам с целью совместного веселья и радостного времяпровождения. Следующая неделя также считается праздничной. Несомненно, нужно помянуть усопших — это обязанность каждого христианина. Это делают даже те, кто не соблюдает всех божьих канонов.

Для посещения ушедших в иной мир специально существует Радоница, которая наступает на 9 день после празднования Пасхи. Также перед праздником, во время Великого поста, имеется еще 3 родительских дня, предназначенных для того, чтобы поминать родных и убираться на их могилах.

При особом желании всё же можно посещать усопших, если вы предварительно посетите церковную службу и получите благословение у батюшки. Помните: горевать при этом не стоит, радуйтесь светлому празднику и молитесь за упокоенных.

История традиции нарушать традицию

Все началось с того, что несколько веков назад церквей в российских деревнях было очень мало. Это вынуждало их жителей в канун Пасхи ездить на церковную службу в большие села. Этот путь занимал достаточно много времени, поэтому отправляться назад по окончанию ночного богослужения никто не спешил.

Кладбище часто располагалось там же, возле храма. Именно поэтому, чтобы не возвращаться сюда на Радоницу, прихожане навещали захоронения родственников в этот день, общались между собой и употребляли освященную на служении еду.

Во времена Советской власти разрушение храмов и церквей приобретало большие масштабы, поэтому христиане стали проводить молитвы на кладбищах. С тех пор в этот праздник многие так делают. Это стало новой традицией, ошибочно считающейся христианской.

Несмотря на то, что в наше время недостатка в монастырях нет, люди продолжают в Пасху ходить на могилы родных. Многие даже не понимают, почему поступают не по канону.

Посещать кладбища по всем правилам

Перед посещением упокоенных мест желательно прийти на службу в церковь и передать записку с именем покойных родственников для совершения поминовения в алтаре. Молитва — это то, что живой человек может дать мертвому. Даже гроб и памятник является ничем большим, чем благой традицией, от которой умершему нет никакой пользы.

Дни, когда верующему можно ходить на кладбище Когда они наступают
Годовщина смерти. По календарю.
Радоница и родительская неделя. Следующая за пасхальной.
Мясопустная суббота. За неделю до Великого поста.
Три субботы Великого поста подряд. Начиная со второй.
Троицкая суббота. За сутки до Святой Троицы.
Дмитровская суббота. 1-я ноябрьская суббота.

Христианам следует идти на кладбище в отведенные для этого дни. При этом нужно поставить свечку и осуществить моление. Для этого приглашают священнослужителя либо четко следуют молитвослову для мирян. После этого можно заняться уборкой могилы либо помянуть родственника молчанием.

Употребление еды и алкоголя, а также окропление могильного холма водкой недопустимо. Не за тем сюда ходят. Таким образом, вы оскорбляете память умершего. Даже такой общепринятый обычай, как рюмка водки с хлебным ломтиком относится не к христианской вере, а к языческой.

Ездить на кладбища после заката не приветствуется. Не стоит надевать яркую одежду. Ноги нужно прикрывать штанами или длинной юбкой, а также закрытой обувью. Женщинам следует покрывать голову платком или другим головным убором.

Следите за своим поведением, будьте спокойны, избегайте громкого плача или смеха. Разумеется, не стоит сквернословить. Уважайте других и себя, выбрасывайте мусор и справляйте нужду в специально отведенных для этого местах. Не ступайте по могилам и не перепрыгивайте их. Не стоит хозяйничать и убираться на чужих захоронениях. Покидая кладбище, не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Это плохая примета.

Посещайте места захоронения родных тогда, когда велит вам сердце, а не только раз в году. А при отсутствии такой возможности, сходите в церковь и поставьте свечку за упокой.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка – перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, – не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, – кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, – мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Ссылка на основную публикацию