Живым тут место: почему нельзя приносить искусственные цветы на кладбище

Живым тут место: почему нельзя приносить искусственные цветы на кладбище

На этот счет существуют две диаметрально противоположных позиции — истово верующих православных (достаточно образованных, тех, кто «в теме») и атеистов, склонных к привычной ритуализации определенных жизненных процессов. К последней категории можно отнести также и крещеных русских, имеющих поверхностное представление о канонических принципах того или иного действа в православии.

Живые или искусственные

Если исходить из православных традиций, основанных на трактовке Священного Писания, цветы на могилах усопших не нужны вовсе. Никакие — ни живые, ни искусственные. Примечательно, что по этому поводу единое мнение практически у всех церковных иерархов РПЦ разных рангов. И объяснение подобной позиции у них схожее.

В частности, она касается искусственных цветов, приносимых на могилы. Это большая проблема — не только для России, но и для остальных стран постсоветского пространства: пластиковые, тканевые цветы дешевы и наиболее доступны. Однако они загрязняют окружающую среду — это мусор, который не везде возможно правильно и с пользой утилизировать. От них «воздух загрязняется в ужасных масштабах [после сжигания в мусорных баках]», говорит протоиерей Константин Головатский. Головатский считает, что уж если у православных появляется желание нести на кладбище цветы, то пусть это будут «живые создания Господа». Протоиерей приводит пример мусульманской традиции: у магометан нет привычки носить на усыпальницы цветы, поскольку пророк Мухаммед сказал: не тратьтесь излишне на тех, кто почил — деньги нужнее живым. По мнению иерея Александра Белослюдова, ничто вещное упокоившимся уже не нужно, в чем бы оно ни выражалось — в цветах или в памятниках или надгробиях — только жертвенность и молитва будет истинным благом для души покойника.

Венки: нужны или нет

Настоятель храма Всех святых в Климовске, игумен Феодор (Яблоков), обстоятельно, с экскурсом в историю, растолковывает данный вопрос с точки зрения православия. Феодор напоминает, что возложение венков на могилы — это изначально языческая традиция, официально запрещенная в России в 1889 году Священным Синодом. Советы после Октябрьского переворота ее возродили, и классическим воплощением языческого поклонения мертвому стали похороны Ленина в 1924 году — труп Ильича тогда обложили огромным количеством разнообразных венков.

Игумен говорит, что в раннем христианстве существовал ритуал поднесения к гробам покойных живых цветов и венков из них. Но эта процедура изначально символизировала надежду на воскресение и вечную жизнь. Венки из живых цветов возлагаются на могилы павших воинов и сегодня, в том числе и Святейшим Патриархом, а также другими иерархами РПЦ. Игумен Феодор подчеркивает: это делается с молитвой, да и сам по себе венок (обязательно в форме креста) — зримое воплощение памяти и молитвы за усопших.

Игумен Феодор также подтвердил, что искусственные цветы (в любом виде) «в доме Божием не допускаются». Но заметил: их зачастую покупают люди малоимущие, и подчас старушка, положившая на могилку такой цветок и беспрестанно молившаяся о душе покойного, делает ей (душе) блага неизмеримо больше, нежели человек, потратившийся на большой красивый букет живых роз и ни разу не помянувший усопшего должным образом.

Сколько класть цветов: четное или нечетное количество

Четность количества цветов при подношении (не только на могилу) — это опять-таки наследие язычества, говорят иерархи РПЦ. Протоиерей Андрей Ефанов, комментируя эту тему, считает, что для православных она «не актуальна»: главное — помолиться за покойного дома и (или) в церкви.

Разъясняя этот вопрос, часто цитируют мнение митрополита Рязанского и Михайловского Павла, данное им телеканалу «Союз». Если вкратце, то подобную числовую дифференциацию митрополит называет суеверием. В Америке, к примеру, принято дарить четное количество цветов живым и нечетное число — класть на могилы (у нас наоборот). Владыка Павел говорит, что на все эти условности не надо обращать внимания, они не имеют никакого значения. Вообще не стоит делить на «чет-нечет» что-либо, связанное с православной традицией упокоения (и не только с ней) — трапезу, вилки-ложки и т. п.: это язычество — искушение, бесовство. Лучше помолиться за умершего, для него это главнее всяческих мирских украшений, какими бы они ни были.

А все-таки: какие цветы на погосте считали лишними

Немногие знают, что одной из основательниц отечественной флориографии («языка цветов») была Екатерина II. «Шальная императрица» любила все красивое и составила «Реестр о цветах» — своего рода толкование значения отдельных цветов и их букетов. Сообразуясь с этим перечнем императрицы, можно определить список цветов, запретных для возложения на могилы усопших (он весьма условен и не основан ни на каких, тем более православных, канонах).

К примеру, бегония, по трактовке императрицы, больше подходила как «растительное предложение» флирта, букет желтых цветов (любых) символизировал измену, васильки — робость и смущение, георгины — радость от встречи, жасмин — немой вопрос о любви. Большинство сортов роз, по «Реестру о цветах», кроме темно-малиновой и чайной, означавших соответственно траур и память, для погоста не годились, поскольку на цветочном «языке» говорили о жизненно важных чувствах.

По малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (издание начала прошлого века), если следовать «языку цветов», модному веянию, пришедшему в Россию в XVIII — XIX веках из Европы, на могилы нельзя класть гвоздики (символ страсти). Между тем, эти цветы особенно популярны в качестве возлагаемых к мемориалам в России именно в ХХ — XXI веках, в частности, в День Победы. Впрочем, по утверждению известного шведского натуралиста Карла Линнея, настаивавшего на латинском названии гвоздики «Dianthus» (по-гречески «божественный цветок»), ее «милитаристское» значение имеет большую историю — не только в мифологии Древней Греции, но и военной и революционной истории Франции.

Почему на Радуницу не стоит нести на кладбище искусственные цветы и чем их можно заменить

Минприроды, экологи и представители православной церкви призывают белорусов не украшать на Радуницу могилы пластиковыми цветами. Чем такие цветы можно заменить и главное — зачем?

Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

«Проблема искусственных цветов не только экологическая, но и связана с привычками»

Каждый год после Радуницы на свалки вывозят около 1 млн пластиковых цветов. А они разлагаются — от 100 до 500 лет. Перед праздником Минприроды призвал белорусов не украшать могилы родных и близких такими цветами и заменить их на живые. Те же цветы в горшках, кустарники, газонную траву, свечи и ленты из ткани.

Каждый год об этом говорят и экологи. Они неустанно объясняют, чем опасны искусственные цветы. В Центре экологических решений рассказывают, что искусственные цветы делают из синтетических материалов. Например, лепестки могут быть из полиэстера, латекса, органзы. При этом их могут обрабатывать химическими веществами, чтобы те дольше сохраняли свой внешний вид.

Сами бутоны могут быть из ПВХ, их сердцевина, допустим, из окрашенного пенопласта. По словам экологов, если пенопласт нагреть, то он может выделять канцерогенное вещество стирол.

Когда такие искусственные цветы выбрасывают, их свозят на свалку. Переработать их нельзя.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Сергей Юшкевич, специалист Центра экологических решений, объясняет, что, безусловно, экологично приносить на могилы рассаду живых цветов и ее там высадить.

— Заменить искусственные цветы живыми в течение всего года, конечно, не получится. Живые могут засохнуть, и зимой тоже все хотят, чтобы было красиво. Но проблема искусственных цветов не только экологическая, но и связана с привычками белорусов. Это не традиция, потому что привычка украшать кладбища искусственными цветами появилась только в 90-е годы.

Этнолог и фольклорист Елена Довнар-Запольская тоже считает, что искусственные цветы — это, скорее, практичный подход, чем глубокая традиция.

— Это цветы, которые долго стоят, они хорошо сохраняют форму. Если люди привозят их на Радуницу, они могут простоять до Троицы, а какие-то — до осенних Дедов, — говорила она.

По ее словам, как правило, на кладбищах в Беларуси сажали живые цветы.

— После войны это были «браткі», анютины глазки. Вообще у белорусов к анютиным глазкам отношение особенное, с этими цветами связаны сильные легенды. Понятно, что на кладбищах высаживали неприхотливые, жизнестойкие цветы. Например, что-то из ирисовых, у нас их называют «кочетки». С собой приносили вербу. Крепкими были традиции сажать у могилки деревце — березу, рябинку… Эти традиции нашли отражение в народных песнях, — говорила она.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Есть еще один момент, который, возможно, мог бы мотивировать украшать кладбища живыми цветами: если бы была услуга ухода за могилой, если родные умершего живут далеко. Ведь именно из-за невозможности часто навещать кладбище люди часто и ставят там искусственные цветы.

— Но с чьей стороны должна быть такая инициатива? Со стороны КБО (комбината бытового обслуживания. — Прим. TUT.BY), государства? Тут вопрос.

«Важно, чтобы сохранялась память и понимание мест упокоения как мест сакральных»

В этом году церковный приход Николая Японского в Минске запустил акцию «Живая память — живые цветы!». Ее суть в отказе от пластиковых цветов на кладбищах. Все желающие могут купить в приходе живые цветы в горшочках, а специалисты по садовому мастерству советуют, какие лучше подойдут для кладбища.

Павел Сердюк, настоятель храма Николая Японского в Минске, рассказывает, что идея акции — итог совместного интеллектуального творчества в их приходе. При этом это не первая экологическая инициатива. Например, при приходе есть экологическая тропа, она находится в северо-восточной части парка Уго Чавеса.

Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Павел Сердюк рассказывает, что крест на могиле — это уже ее главное украшение.

— Могила православного христианина увенчивается крестом. Это символ страдания, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Это семейный алтарь.

По его словам, правильно ухаживать за могилой близкого человека — это в первую очередь прийти на нее и помолиться.

— Важно, чтобы на могиле были символы воскресения. А они всегда связаны с пробуждающейся растительностью, красивыми цветами, тем, что возвышает человека. Это может быть лампадка, которую мы зажигаем во время молитвы.

Протоиерей Павел Сердюк за более чем 15 лет, когда он как священник напутствует в последний путь тела усопших, сделал вывод:

— Вся эта индустрия искусственных цветов и венков — увековечивание памяти не усопших, а демонстрация отношения живых к усопшим. Мне это напоминает ярмарку тщеславия. Если бы эти венки еще были произведением искусства, но это и с эстетической точки зрения выглядит отвратительно. Они, конечно, долго хранятся и не нужно ходить на могилы, живые же цветы требуют ухода… В то же время слоган нашей акции такой: «Живая память — живые цветы!» — утверждение того, что это наша забота о любимых людях, о тех, кто дал нам жизнь, кто оказал большое влияние и открыл дорогу, помог пройти личностное становление в этом мире. Кладбища для нас — места святые, это не место утилизации. Нам очень важно, чтобы сохранялась память и понимание мест упокоения, кладбищ и колумбариев как мест сакральных.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Настоятель храма объясняет, что они при своем приходе организовали только место, где можно приобрести живые цветы в горшочках. К акции подключились предприниматели, которые разводят такие цветы.

— Мы считаем этот шаг действенным, потому что надо подавать добрые примеры и помогать человеку возвышаться, задуматься над жизнью и осознать свое отношение к окружающей природе.

Священники рассказали, почему нельзя носить искусственные цветы на кладбище

Все мы чтим традиции и отправляемся на кладбище во время светлых праздничных дней, чтобы навестить могилы усопших и красить их. Священники рассказали, почему нельзя носить искусственные цветы на кладбище.

Все чаще церковь призывает христиан не украшать могилы умерших пластиковыми цветами и венками. Такая практика приобретает масштаб перед Пасхой. Церковники говорят, что в эти дни пластик заполоняет кладбища. Люди убирают могилы и украшают новыми искусственными цветами, а старые, которые уже потеряли цвет, — выбрасывают. Как же украсить могилы усопших родственников?

Взгляд священника, вопросы и ответы

Здравствуйте,Батюшка, помогите мне, пожалуйста. 1 января мы похоронили бабушку, на могиле было много венков, и недавно мы их убрали с могилы и прикрепили к оградке. Но нам говорят, что надо убрать их к Пасхе, это действительно так, или они могут находиться на могиле или возле нее столько сколько родные захотят? Как правильно сделать? Спасибо большое за помощь! (Ксюша, 04.04.2014 14:29)

Протоиерей Александр Билокур

Бумажные и пластиковые венки, на мой взгляд, никакого смысла на могиле не имеют. К Пасхе лучше убрать могилу и посадить живые цветы.

Извините, пожалуйста, это ваше мнение,а как с точки зрения именно церкви? Ведь большинство людей на могилы после Пасхи идут именно с искусственными цветочками,а живые пока нельзя сажать они могут замерзнуть, погода сейчас очень переменчива.

Протоиерей Александр Билокур

Православная Церковь в своем уставе ничего не говорит о венках и искусственных цветах на кладбище. Но, например, в храме искусственные цветы категорически запрещается употреблять. Искусственный цветок это подделка, обманка и имитация настоящего цветка. Поэтому многие священник запрещают вообще на могилы православных христиан приносить искусственные цветы и венки, т.к. в этом случае, искусственные цветы являются символом лукавства и обмана. Допускается на кладбище приносить сухоцветы – бессмертники, венки из веток ели, туи и других растений.

Почему нельзя носить на кладбище искусственные цветы

Строгих ограничений, по поводу видов цветов, приносящих на кладбище, нет. Каждый сам решает, какие цветы ему больше нравятся. Венки из пластика или кованые изделия относятся к искусственным. Причем последние, вообще не требуют никакого ухода (иногда подкрасить и все, по сути они вечные).

Что касается пластиковых венков, то главное их достоинство — это цена. Они стоят недорого и приобрести их можно в любом магазине ритуальных услуг. Их разнообразие и цветовая гамма достаточно широки, выбор большой, на любой вкус и кошелек.

Однако, покупая подобные изделия стоит задуматься об окружающей среде. Поскольку материалы из которых выполняют подобные венки и букеты являются очень ядовитыми. Они выделяют множество токсичных веществ, которые негативно и пагубно влияют на здоровье человека, могут вызвать развитие множества болезней. Кроме этого, пластик не разлагается в земле, а загрязняет почву, что также негативно влияет на окружающую среду.

Откуда пошла традиция?

Предрассудки – одна из причин, по которой православные массово несут искусственные украшения на кладбище. Люди считают, что если живым дарят живые цветы, то мертвым нужны обязательно мертвые. И если оставить на могиле родственника живой цветок, произойдет чуть ли не демонический обряд.

Все это не более чем предрассудки и суеверия. И если вы считаете себя человеком верующим, то уж точно не будете верить в эти вымыслы. Тем более, сами священники призывают людей не украшать искусственными цветами могилы родственников. Так, греко-католическая церковь отмечает, что традиция искусственных цветов не имеет глубоких корней и длится не более 10-15 лет. Поэтому у этой практики нет религиозной основы.

«Цветы – это всего лишь украшение, от которого, по сути, нет ни вреда, ни пользы. Если вам хочется украсить могилу родственника, почему бы и нет? Однако уместным будет небольшой букет цветов или скромный венок. Не стоит заставлять цветами всю могилу».

Мнение психологов однозначно: никаких искусственных, только живые цветы. Ведь букет живых благоухающих цветов не только радует глаз и утешает, но и помогает организму справиться с горем.

Почему церковь настоятельно просит не нести искусственные цветы на могилы

videoboom

Во время поминальных дней на кладбищах всегда очень много народа. Люди приезжают вспомнить об усопших родственниках и убрать могилы. Священники читают молитвы, кладбищенские работники присматривают за порядком, а вездесущие нищие протягивают к прохожим руки, выпрашивая милостыню.

Могилы утопают в подношениях: печенье, конфеты, свечи, и, разумеется, цветы. Раньше посетители приносили с собой преимущественно пластиковые венки. К счастью, в последние годы ситуация начала меняться к лучшему!

Пластиковый венок — святотатство

Экологи давно уже упрашивали людей прекратить носить на кладбище искусственные цветы. А недавно к ученым присоединились и священники.

Самые сознательные из людских пастырей даже говорят, будто лучше вообще не приходить на кладбище, нежели нести туда пластиковый венок. И на то есть свои причины!

Вредоносные вещества

Исследователи предупреждают: при массовом производстве искусственных цветов в воздух выделяется огромное количество вредных веществ.

Страдает экология, страдает здоровье множества людей. Таким образом желающие почтить память предков неосознанно приносят в жертву благополучие собственных детей!

Утилизация пластиковых венков тоже проходит с большими потерями для окружающей среды. В земле пластик разлагается больше века, отравляя при этом окружающие свалку грунты.

А когда венки попросту сжигают, происходит загрязнение воздуха в ужасающих воображение масштабах. Между прочим, токсичные вещества, связанные с производством и утилизацией искусственных цветов, провоцируют развитие онкологических заболеваний!

Просто бизнес, ничего личного…

Зачастую, впрочем, никто венки не утилизирует. Ушлые бизнесмены отправляют людей собирать «использованные» пластиковые цветы с могил и из мусорных баков.

Потом веночки по-быстрому отмывают и снова выбрасывают на прилавки. Покупая искусственные цветы, задумайся: скорее всего их уже не раз носили на кладбище другие люди!

Отвратительный обычай

Священники же утверждают: дешевый пластик на могиле служит проявлением максимально возможного неуважения к усопшему. Живым людям, которые нам дороги, мы покупаем красивые и пышные букеты настоящих цветов.

Но как только человек умирает, происходит странная перемена в отношении к нему. Теперь, думают многие, пыльного пластикового веночка хватит за глаза. Печальная картина…

Альтернативы пластику

Альтернатив искусственным цветам существует очень и очень много. Скромный букет полевых цветов, хризантем или гвоздик выглядит куда лучше, а обойдется дешевле.

На могилы можно носить свечи, венки из хвои или сухоцвет. А если посадить там каменные розы, нарциссы, крокусы, герань, хризантемы, или даже газонную траву, место упокоения будет выглядеть хорошо в любую пору и без пластиковых украшений!

Ну а если ты всё же твердо решил брать искусственные цветы, ученые и священники в один голос просят обратить внимание на изделия на тканевой основе, которые были предварительно вымочены в цветном воске. Выглядят они красиво, а вреда для окружающей среды от них нет совсем.

Почему не стоит нести на кладбище искусственные цветы

Пластиковая память

В наш пластиковый век буйно расцвело искусственное “цветоводство” — налажены целые производства, активизировались кустари. Стало быть, есть спрос. Особенно это заметно накануне Радоницы. У кладбищенских ворот — плотные ряды ходового товара. Но не только там. Искусственными цветами бойко торгуют на рынках, в супермаркетах, подземных переходах — кругом пластиковые “оазисы”.

Традиция украшать могилы искусственными цветами не имеет глубоких корней, это современное веяние, у которого нет никакой религиозной основы, говорит руководитель направления “Церковь и охрана окружающей среды” Центра экологических решений Сергей Юшкевич:

— Когда приходишь на кладбище на Радоницу, в глазах начинает рябить. Могилы пестрят яркими, кислотными цветами. Несомненно, содержать могилы в чистоте и порядке необходимо. Но многие слишком ревностно украшают их, что совершенно не соответствует атмосфере кладбища в ее христианском понимании. Если есть возможность, лучше принести живые цветы или посадить их на могиле. Но и здесь нужно соблюдать чувство меры — это ведь не клумба.

Более того — искусственные цветы представляют серьезную опасность для окружающей среды и здоровья человека, утверждает руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова:

— Как правило, лепестки искусственных цветов изготавливают из синтетических тканей — полиэстера, латекса, органзы, обработанных различными химическими составами. Для их окрашивания используются преимущественно анилиновые краски — достаточно токсичные соединения, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье, вызывая головокружение, головную боль, слабость. Стебли, бутоны и иные декоративные элементы в большинстве случаев делают из пластика, чаще всего — из ПВХ, тоже довольно токсичного. Сердцевины и мелкий декор могут изготавливаться из пенопласта, который при нагревании (к примеру, на солнце) способен выделять канцерогенное вещество — стирол.

Переработке искусственные цветы не поддаются: сложно установить тип пластика, много побочных материалов, которые трудно разделить (ткань, металл, часто запаянный внутрь пластика). Поэтому они, как и искусственные венки, и прочая подобная атрибутика, рано или поздно оказываются на свалке, продолжая выделять токсичные вещества и загрязняя почву, воздух, грунтовые воды. Время их разложения в земле очень длительное — более 100 лет! А при сжигании, что нередко практикуется, в окружающую среду могут выделяться тяжелые металлы и диоксины — стойкие органические загрязнители, обладающие сильнейшим канцерогенным действием и являющиеся одной из причин развития онкологических заболеваний. Так что избавиться от искусственных цветов, не навредив природе и человеку, не удастся.

Вряд ли, конечно, большинство обывателей услышит глас экологов. Многие, увы, и собственным здоровьем не слишком-то озабочены, что уж говорить о природе. Но, возможно, для кого-то решающим аргументом станет беспристрастная статистика. В Беларуси только на Радоницу кладбища посещают около 1,5 миллиона человек. Ценовая вилка искусственных цветов — от 1 до 8 рублей за штуку (есть и дороже). Если каждый третий из посещающих кладбища купит хотя бы 2 искусственных цветка, на могилах их окажется около миллиона. Даже при минимальной цене выходит 1 миллион рублей — более 500 тысяч долларов. Однако многие покупают гораздо больше цветов и по более высоким ценам, так что итоговая сумма исчисляется несколькими миллионами долларов! Нешуточная цифра. Не слишком ли велика плата за сомнительное украшательство могил? И не слишком ли велика расплата? Впрочем, это еще цветочки. Сегодня и без них предостаточно факторов риска, сокращающих нашу жизнь. Стоит ли добровольно укорачивать себе путь на кладбище?

Почему искусственные цветы на кладбищах в Радуницу — это плохая идея

Во второй вторник после Пасхи в Православной Церкви отмечается Радоница – день особого поминовения усопших. Христиане, по обыкновению, приходят на кладбище, чтобы помолиться о душах усопших родственников и прибрать место погребения.

Привычные для каждого уборка и облагораживание могил на самом деле обоснованы христианским вероучением. Христиане называют покойных «усопшими» (уснувшими), но не «умершими», потому что верят, что в своё время они восстанут из гроба, а значит, могила — это место будущего воскресения. Поэтому она должна содержаться в чистоте и порядке.

Что касается украшения могил, то для христиан главным украшением является христианский крест, который знаменует спасение и воскресение человека. Но мало кто на самом деле думает об этом, приходя на кладбище, и обязательно приносит с собой дополнительное украшение – цветы. Так проявляется наша память и любовь к усопшим. Это естественно для человека, и здесь нет ничего странного (главное не превратить могилу в клумбу). Цветы принято приносить даже в храм, размещать их перед иконами. Но если в храм христиане приносят цветы живые, то на кладбище подавляющее большинство приносит цветы искусственные. Однако так делать не стоит по нескольким причинам.

Почему не нужно приносить на кладбище искусственные цветы

Зададимся вопросом, что заставляет нас идти на кладбище к могилам родных и близких? Общественность? Потому что все так поступают и так принято — прибираться на могиле? «Насильно никто нас не заставляет идти на кладбище в день Радоницы. Мы идём к могилам добровольно. Нас ведёт наша искренняя Любовь. Любовь к усопшим родным и друзьям, которая, несмотря на годы расставания, всё ещё жива и неподдельна. Именно поэтому и наши приношения на их могилы должны быть живыми и неподдельными», — говорит диакон Иоанн Лященко, магистр теологии Фрибургского университета (Швейцария).

Искусственные цветы не имеют глубоких исторических корней эта традиция насчитывает не более 10-15 лет. Использование такого рода пластиковых украшений не несёт никакой богословской символики и чаще всего обусловлено желанием человека сэкономить. Принято считать, что искусственные цветы стоят дешевле настоящих и дольше сохраняют свою внешнюю «свежесть». Частично – это миф. Искусственные цветы на открытых пространствах и на солнце довольно быстро теряют свой товарный вид. Кто-то скажет, что настоящие цветы завянут гораздо быстрее, чем испортятся искусственные. Не будем забывать, однако, что некоторые настоящие цветы можно посадить возле могилы и они долго будут украшать её. Кроме того, по стоимости такие цветы лишь немного дороже искусственных (1 искусственный цветок стоит 1 бел. руб., а саженец – 1 руб. 50 копеек). Конечно, придётся чаще бывать на кладбище, чем один раз в году…

Нельзя не признать, что кричащие, яркие искусственные цветы совершенно не соответствуют атмосфере кладбища в её христианском понимании. Ещё раз повторимся: могилы – место воскресения наших усопших близких. Значит, кладбище — это место не только скорби и печали, чёрного цвета и т.д. (вспомним, что во время отпевания священник надевает белые одежды, а не чёрные). Но вместе с тем, это не площадка для демонстрации ярких «кислотных» красок, безвкусных искусственных украшений, а место, где живые могут в тишине вспомнить в молитве усопших и, не отвлекаясь, «побыть с ними».

В конце концов, искусственные цветы в определённом смысле представляют собой выброшенный материал – мусор. И проблема здесь гораздо сложнее, чем кажется…

Из чего состоят искусственные цветы

«Искусственные цветы, несмотря на их привлекательность и простоту использования, представляют собой серьёзную опасность для окружающей среды и здоровья человека», – уверена Дарья Чумакова, руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений.

Как правило, искусственные цветы изготавливают из следующих компонентов. Лепестки – это синтетические ткани, например, полиэстер, латекс, органза, обработанные различными химическими составами для придания пластичности и стойкости. Для окрашивания чаще всего используются анилиновые краски, представляющие собой достаточно токсичные соединения, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье, вызывая головокружение, головную боль, слабость.

Стебли, бутоны и иные декоративные элементы искусственных цветов в большинстве случаев изготавливаются из пластика, чаще всего ПВХ, который также довольно токсичен.

Сердцевины цветов и мелкие украшения могут изготавливаться из пенопласта, окрашенного или нет. Пенопласт при нагревании может выделять канцерогенное вещество стирол.

Искусственные цветы, так же как и иные искусственные погребальные украшения, рано или поздно оказываются на свалке. Выброшенные искусственные цветы могут продолжать выделять токсичные вещества, загрязняя почву, воздух и грунтовые воды. А вот при сжигании искусственных цветов в окружающую среду могут выделяться тяжёлые металлы и диоксины.

Переработке искусственные цветы не поддаются: сложно установить тип пластика для грамотной сортировки отходов, много побочных материалов. Таким образом, как бы мы ни поступили с искусственными цветами, избавиться от них, не навредив природе и человеку, не удастся.

Сколько денег мы тратим на Радоницу

Приобретая искусственные цветы, мы, по сути, покупаем мусор, который впоследствии наносит вред природе и может навредить здоровью человека.

Согласно данным МВД за 2015 г., в Беларуси на Радоницу кладбища посетили около 1,5 млн. человек. В этом году ожидается примерно столько же посетителей. Попробуем подсчитать, сколько мы тратим денег на покупку искусственных цветов. Предположим, что если треть из всех посетивших кладбище возьмёт 2 искусственных цветка, то на могилах наших усопших окажется 1 млн. искусственных цветов. Один искусственный цветок стоит сегодня 10 тыс. бел. руб. Умножив общее количество цветов на стоимость одного цветка, мы получим 10 млрд. бел. руб., или примерно 500 тыс. $. Такая сумма тратится на то, чтобы загрязнить не только кладбище, но и окружающую природу.

Сложно найти оправдание использованию искусственных цветов для украшения могил. Нет ни богословского обоснования, ни естественнонаучного, ни экологического, ни даже финансового. Может быть, что причина использования искусственных цветов в наших равнодушии и лени? Гораздо сложнее сделать доброе дело в память об усопшем, чем просто купить цветы, причём искусственные, и прибраться на могиле. Радоница – праздник не для нас, чтобы мы радовались, как красиво мы украсили могилу. Радоница – праздник для наших усопших близких и друзей, чтобы они радовались, как красиво мы украсили наши души добрыми делами, помня о них и о том добре, которое они когда-то сделали для нас.

Ссылка на основную публикацию