Заправка сплит системы: как заправить фреоном климатическое оборудование своими руками

Как самому заправить фреоном бытовой кондиционер или сплит систему?

В зависимости от сезона кондиционер помогает охлаждать или нагревать воздух. Но при постоянной работе сплит системы порой возникают неполадки. Например, настоятельно рекомендуется использовать климатическое устройство по инструкции, в свое время проводить дозаправку его хладагентом. Методика при этом несложная в применении, потому самостоятельная заправка кондиционера – вполне возможна и под силу всякому пользователю.

Объем хладагента

Количество газа в кондиционере напрямую зависит от общего размера трассы для этого газа. В случае покупки новой сплит системы, в инструкции обычно пишется количество хладона от изготовителя. Но, во всяком случае, заправку кондиционера дома необходимо делать, учитывая длину магистрали.

Вследствие этого не существует одинаковых значений для всех кондиционеров, которые бы можно взять за базу при полной или частичной заправке. К тому же все сплит системы функционируют, а при этом происходит испарение газа в закрытом контуре. Узнать объем хладагента в системе нельзя, но доступно определить давление в контуре, а затем делать вывод о необходимости дозаправки сплит системы.

Причины утечки

Ситуаций, когда вдруг случается утечка газа в увеличенном количестве, бывает немного. Как правило, испаряется хладон через соединения труб или вентилей, и это явление неизбежно. Средняя цифра за 12 месяцев составляет от 4 до 7% фреона. Обычно наиболее ощутимые протечки наблюдаются на первых этапах и обнаруживаются они из-за того, что нарушилась герметизация трассы, по которой циркулирует хладагент.

Протечки фреона бывают по всяким причинам:

за неграмотной установки или обслуживания кондиционера;

поломки распределительного вентиля;

некачественного развальцевания трубок при установке.

Если случились подобные неполадки, необходима заправка в срочном порядке, иначе дальнейшая работа на таком оборудовании приведет к серьезным негативным последствиям.

Варианты дозаправки

При стандартной утечке хладона применяется регулярный профилактический осмотр, и заправка кондиционера производится один раз в два года. Однако необходимо заправить кондиционер, если вдруг уменьшился напор в системе, так как этот показатель должен быть постоянным. Если газа в трубопроводе мало или наоборот, много, то в том и другом случае это может привести к аварии и выходу из строя компрессора.

Для заправки сплит систем фреоном есть два метода, которые обычно применяются на практике:

1. По весу. Этот способ наиболее правильный и его применяют, когда нужна полная заправка фреоном. Сначала существующий в системе газ выпускают на улицу в атмосферу, а затем на весах заправляют свежий хладон в магистраль.

2. По давлению. Чтобы сделать вывод о заполнении кондиционера газом, необходимо вначале измерить давление в самой системе и полученный результат сравнить с показателями, указанными заводом-производителем. Как правило, такая заправка делается при обычной работе климатического устройства через определенный период времени.

К тому же существуют другие методы заполнения:

· визуальный способ – сквозь стекло;

· по максимальному нагреву компрессора;

Но такую методику используют только опытные специалисты после сделанного ремонта.

Подготовка

Перед тем как провести обслуживание кондиционера и заправить магистраль сплит хладоном, необходимо проанализировать ситуацию и взвесить все за и против. Сколько стоит заправка кондиционера, можно узнать в сервисном центре. Но в случае заполнения контура своими руками надо очень ответственно подойти к этому делу, заранее приобрести необходимое оборудование и инструмент.

Вначале можно взять вакуумную установку на прокат, получится дешевле, чем покупать новый прибор. А также для работы понадобится баллон с фреоном, контейнер с азотом и электронные весы.

Предварительно подготовить трассу к заправке, для чего следует:

1. Высушить магистраль кондиционера в квартире посредством продувки азотом. Фреон для этого тоже можно использовать, но только в случае, если первоначальный монтаж сделан без брака. В данной ситуации хладон находится во внешнем блоке, и таким образом, с его помощью допускается продувка трассы.

2. Проверить трубопровод на герметичность. Для этого нужно создать давление за счет азота или фреона. Если в системе закачан азот, то проверять стыки можно жидким мыльным составом на появление пузырьков. А в случае заполнения хладоном, предварительно в него нужно ввести немного красителя и потом проверять ультрафиолетовым светом. В тех местах, где будет протечка газа, появится характерное свечение.

На этом подготовку магистрали можно считать завершенной, следующим пунктом будет полная заправка кондиционера хладоном.

Какой фреон использовать

Согласно Монреальского договора, подписанного ведущими странами Европейского союза в 1987 году, компаниям запрещено заправлять климатическое оборудование ядовитыми хладагентами, такими как R-12, R-11, R22.

Вместо них рекомендовано использовать экологически защищенный газ – R410a и R407c., что отвечает Европейским стандартам. В то же время, несмотря на сомнительную экологическую безопасность R22, вследствие лоббирования интересов компаний производителей, данный фреон все еще применяется в кондиционерах.

Заправка кондиционера 410 больше из-за того, что трасса выполнена из медных трубок с утолщенными стенками. А также дороже сама заправка кондиционера этим газом, так как для лучшей текучести в нем используется специальная полиэфирная смазка. В R22 применяется минеральное масло.

Чтобы определить, какой хладон заправлен в сплит систему, надо посмотреть руководство к этому прибору. В нем производитель указывает тип газа и его параметры, а также экологическая безопасность.

Последовательность действий при заправке

После проверки магистрали на герметизацию, можно заполнять кондиционер хладоном.

Поэтапная инструкция по заправке магистрали фреоном будет следующая:

Этап № 1. Сначала медленно, чтобы не спустить масло, нужно выпустить газ на улицу любым методом: через отвернутую немного гайку у соединения трубки либо через золотниковый клапан.

Этап № 2. Вакуумирование трубопровода. Здесь потребуется станция с коллектором. Нужно подсоединить одну часть шланга к вентилю внешнего блока, а вторую – к коллектору. Затем отвернуть вентиль на станции, и включить насос.

Этап № 3. Наблюдать за табло манометра, при этом стрелка должна зашкалить за 0 и показать –1 Бар, после чего сразу же выключить насос. Сделать выдержку не менее получаса, причем цифровой показатель на манометре должен оставаться прежним. Если же стрелка сдвинулась и стала показывать плюсовые значения, то значит, в системе где-то утечка и ее необходимо устранить.

Этап № 4. Если утечек через 30 мин. не обнаружено, следует шланг от вакуумной станции подсоединить к баллону с фреоном, закрыв предварительно вентиль насоса.

Этап № 5. Установить баллон на электронные весы и обнулить данные на манометре.

Этап № 6. Открыть вентиль на станции и наблюдать за уменьшением веса хладона. Как только на дисплее появятся нужные цифровые значения, нужно тут же закрыть кран.

Этап № 7. Убедиться, что оба крана на вакуумном насосе закрыты, и затем закрыть клапан на толстой трубе магистрали, через который закачивался фреон.

После чего нужно проверить работу всех составляющих узлов кондиционера.

Во время процесса нужно все делать последовательно, причем заправку производить на трубке низкого давления, при этом обратная сторона трубопровода должна быть закрыта.

В систему заправляется хладон R410а всегда в жидком виде, из-за чего баллон ставится на весы кверху дном. Если же резервуар снабжен сифоном или закачивается фреон 22, то переворачивать баллон не нужно.

Тонкости заправки сплит-системы

Для исправной работы кондиционера на протяжении длительного времени важно его правильное обслуживание. В него обязательно входит заправка сплит-системы фреоном. Если это делать регулярно, то работа агрегата будет качественной и стабильной. Стоит заметить, что заправка необходима как при поломке кондиционера, так и после его установки на новое место. Процедуру заправки можно доверить мастерам или провести самостоятельно.

Признаки недостатка хладагента

Если кондиционер служит довольно длительное время, возникает вопрос о необходимости его заправки фреоном. Особенно он становится актуальным при неэффективной работе агрегата. Как только замечена потеря мощности или недостаточное охлаждение кондиционером воздуха в комнате, стоит проверить, нужна ли устройству дозаправка. На недостаточное количество газа в сплит-системе может указывать целый ряд признаков.

  • Самый основной – вентилятор гонит в помещение теплый воздух вместо холодного.
  • Лед на сервисном порте, который находится на внешнем блоке устройства. Обмерзание внутреннего модуля.
  • Безостановочная работа компрессора.
  • Частое отключение кондиционера и выдача ошибки на экране дисплея.
  • На трубках в местах утечки начинает проступать масло.
  • После включения агрегат долго шумит перед тем, как начать процесс охлаждения.

Также стоит учитывать, что с течением времени газ сжимается и может просачиваться сквозь мелкие щели в приборе. При снижении мощности следует проверить агрегат на загрязнения внутренней части кондиционера. В таком случае достаточно произвести его очистку, и эффективность работы станет прежней.

Фреон представляет собой основной хладагент в современных кондиционерах. Этот газ необходим, чтобы компрессоры кондиционера работали исправно. Именно за счет фреона в конструкции держится необходимая температура, а детали устройства не обмораживаются.

Стоит подчеркнуть, что новый компрессор стоит довольно дорого, поэтому выгоднее проводить дозаправку вовремя. Однако не всегда возможно дозаправить устройство фреоном, порой требуется полностью удалить газ из контура и заполнить его заново.

Как часто нужно осуществлять дозаправку?

Как правило, сплит-система дозаправляется регулярно раз в год. Данный промежуток времени был установлен производителями оборудования в ходе проведенных испытаний. В документации к устройствам указано, что ежегодно потеря фреона из-за утечек может составлять 6-8%. Если кондиционер установлен правильно, то порой он может работать без дозаправки на протяжении 3 лет. Надежные соединения не позволяют газу утечь быстро и в больших объемах.

Конечно, бывают случаи, когда фреон необходимо дозаправить в оборудование ранее запланированного срока. К примеру, если есть причины, указывающие на значительную вытечку фреона. Чаще всего это бывает из-за повреждений устройства. В таком случае важно сперва провести ремонт кондиционера, а затем уже заполнить его газом.

Дозаправка может понадобиться и из-за неправильно монтажа охлаждающего устройства. Нередко поломки охлаждающих агрегатов возникают при транспортировке.

Порой причиной вытечки хладагента являются чрезмерно плотное примыкание трубок друг к другу. Важно обращать внимание на специфический запах газа вблизи кондиционера, медленное охлаждение и на изменения во внешнем блоке, так как все это свидетельствует о необходимости заправки фреоном.

Подготовительные работы

Непосредственно перед самостоятельной заправкой кондиционера фреоном необходимо провести ряд подготовительных работ. В первую очередь следует позаботиться о наличии некоторых инструментов и приборов.

  • Фреон в баллоне, подходящий под конкретную модель охлаждающей системы. В последнее время наибольшей популярностью пользуется R-410A.
  • Осушенный азот в баллоне.
  • Манометр.
  • Весы электрические или простые напольные.
  • Вакуумный насос, предназначенный для техники.
  • Трубки для коммуникации с резьбой для лучшего соединения.

Помимо всего вышеперечисленного, также понадобится провести некоторые мероприятия, после которых можно будет вручную заправить устройство хладагентом. Подготовка агрегата начинается с осушения его деталей. Это можно сделать в ходе продувки, для которой используется азот или фреон. Стоит подчеркнуть, что фреон стоит применять в таком случае, только если отсек с ним располагается в наружном блоке кондиционера.

Не менее важно провести проверку всех элементов сплит-системы на герметичность. Делается это при помощи создания высокого давления. Этот способ отлично подходит для определения, есть или нет утечка фреона. Последний подготовительный этап – это удаление воздуха из устройства с использованием вакуума.

Еще один момент, который не следует упускать при самостоятельной процедуре заправки фреона – техника безопасности. Конечно, фреон является веществом, который в целом безопасен для здоровья человека. Каких-то особых навыков или правил при работе с этим хладагентом нет. Однако лучше надевать на руки перчатки из ткани, чтобы не было обморожения. Нелишними будут и специальные очки, чтобы защитить глаза от попадания газа.

В ходе работ по заправке важно следить, чтобы охлаждающая система оставалась герметичной и не было утечек. Отличным решением станет проведение процедуры в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. При попадании газа на кожу или слизистые их надо как можно быстрее промыть водой, а затем нанести вазелин.

В случае возникновения признаков отравления надо вывести человека на свежий воздух. Чтобы симптомы удушья прошли полностью, можно дать подышать ему кислородом на протяжении получаса.

Виды фреона

Стоит знать, что хладагент бывает нескольких видов. Перед выбором, каким воспользоваться, желательно знать, что они из себя представляют.

  • R-407C – это смесь из 3 видов фреона. Данный вид предназначен исключительно для заправки. В случае если система с ним разгерметизировалась, то ее придется сперва полностью очистить от газа, а затем заново заправить. Чаще всего его применяют для крупных сплит-систем промышленного назначения.
  • R-410A представляет собой современный хладагент. К его основным преимуществам можно отнести экологическую безопасность и повышение производительности охлаждающих систем. Данный вид газа можно использовать как для заправки, так и для дозаправки кондиционеров.
  • R-22 используется очень редко. Это обусловлено его разрушительным воздействием на атмосферу. Данный вид применялся еще для заправки самых первых кондиционеров. Еще не так давно он пользовался большой популярностью благодаря своей низкой стоимости. Однако по большинству свойств он проигрывает более новым и дорогостоящим хладагентам.

Способы заправки

Способов заправки сплит-системы довольно много. Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Нельзя сказать, что какая-то из них универсальная. При самостоятельной заправке устройств хладагентом нужно выбирать способ с учетом множества факторов и особенностей.

Технология по давлению требует знать, какой объем вещества, содержащегося в системе, является допустимым. Данную информацию можно найти в документах, которые прилагаются к агрегату, или на официальном сайте производителя. Суть способа заключается в том, что баллон с газом присоединяют к коммуникационным трубкам посредством манометра. Газ подают очень небольшими порциями и постоянно сравнивают показания прибора с рекомендуемыми. Это делается пока числовые показатели полностью не совпадут. К минусам данной технологии стоит отнести наличие умения пользоваться приборами. Также следует учесть, что она затратна по времени.

Технология по массе хладагента заключается в том, что необходимо постоянно контролировать массу баллона с фреоном. Для этого можно воспользоваться удобными весами. При перетекании газа в систему баллон становится легче. Отслеживая изменения его веса, можно знать, насколько заполнилось устройство. Считается одним из самых простых методов. Однако важно перед данным методом вакуум-насосом удалить остатки вещества из системы.

Технология заправочного цилиндра подойдет в том случае, если точно известно количество вещества в устройстве. Недостающим объемом хладагента сперва заполняется цилиндр, а затем уже из него вещество попадает в устройство. Основной плюс данного метода – не нужно удалять из сплит-системы остатки газа.

Технология по перегреву (переохлаждению) сводится к тому, что фиксируется разность температурных показателей. Следует учитывать, что данный метод является довольно сложным и затратным по времени.

  • Технология с использованием смотрового стекла. Суть метода состоит в том, что специальное стекло позволяет следить за состоянием жидкого вещества. Появление пузырьков в агрегате говорит о необходимости его заправки до тех пор, пока они не исчезнут. Важно, чтобы фреон двигался равномерным потоком. Чтобы избежать переизбытка, стоит дозаправлять небольшими порциями.

Описание процедуры

Кондиционер можно заправлять дома самостоятельно, если есть все необходимые инструменты и приборы. Желательно заранее подготовить их все заранее. Стоит заметить, что если заправлять систему своими руками, совершенно необязательно приобретать манометрическое устройство. Его всегда можно арендовать в специальной компании. Этапы заполнения системы фреоном выглядят следующим образом.

  • Проводится очистка блоков радиаторов. После этого вентиляторы точно будут работать правильно.
  • Далее выпускается фреон. Для этой процедуры есть в сервисных штуцерах специальные замки. Их надо открыть, а после того как все вещество выйдет, замки обязательно надо закрыть.
  • Баллон с хладоном ставится на весы, а весы устанавливаются на ноль. Затем быстро открывается вентиль на устройстве для спуска лишнего воздуха со шланга.
  • На кондиционере устанавливается температура на отметке 18 градусов. Он должен работать на охлаждение.
  • После этого присоединяется манометрическое устройство на место самой крупной трубки, идущей от внешнего блока сплит-системы.
  • Также манометрическое устройство присоединяется к баллону с фреоном.
  • На коллекторе открывается вентиль, отвечающий за подачу газа. В ходе процесса будет наблюдаться рост давления и понижение температуры в системе. Оптимально, если давление возрастет до показателя в 6-7 бар.
  • Затем перекрывается вентиль для подачи газа и вентиль на баллоне.

Вычислить объем хладагента, понадобившегося для заправки системы, можно снова взвесив баллон.

По завершении заправки необходимо убедиться в герметичности кондиционера и его нормальной работе.

О том, как произвести заправку кондиционера своими руками, смотрите далее.

Полная инструкция по заправке домашних кондиционеров

Доброго всем времени суток! Сегодня в статье мы поговорим про заправку сплит-системы. Во время её эксплуатации или сразу после некачественной установки можно обнаружить нехватку хладагента (фреона) в системе. Если причиной утечки является заводской брак (негерметичность радиатора внутреннего или внешнего блока), то это обычно проявляется в процессе монтажа устройства. Если заводского брака не выявилось, то основных причин утечки остается всего две:

    первая причина – это ошибки установки (примерно 80% случаев утечки). Чаще всего это связано с некачественной вальцовкой медных трубок. В таком случае необходимо найти и устранить причину утечки, прежде чем заправлять «кондёр»;
  • вторая причина – это естественная утечка (если так можно выразиться). Хотя, по теории фреоновый контур должен быть герметичен. Даже в дорогих моделях не исключается незначительный выход хладагента через соединения и сервисные краны.

Процесс заправки кондиционера хладагентом недолгий, но требует внимательности, осторожности и понимания всего процесса. Малейшие ошибки при «закачке» фреона могут привести к серьезным поломкам сплит-системы. И можете пострадать сами. Поэтому КРАЙНЕ НЕ СОВЕТУЮ ПРОВОДИТЬ ЭТУ ОПЕРАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО БЕЗ НАВЫКОВ КОНДИЦИОНЕРЩИКА.

Заправка сплит системы

Представим, что причину утечки мы уже нашли и устранили. Теперь необходимо выполнить полную заправку кондиционера. Что нам необходимо сделать:

  1. Стравливаем остатки фреона в системе. Для этого на внешнем блоке откручиваем гайки медных трубок против часовой стрелки.
  2. Когда весь газ стравится, прикручиваем гайки с трубками обратно.
  3. Подсоединяем ЛЕВЫЙ шланг манометра к штуцеру внешнего блока (к которому подходит трубка большого диаметра). СРЕДНИЙ шланг манометра подсоединяем к вакуумному насосу. Открываем шестигранником оба крана на внешнем блоке, чтобы воздух потом откачивался из всей системы (из внутреннего и внешнего блока и из трубок).
  4. Запускаем насос и открываем ЛЕВЫЙ кран на манометре (против часовой стрелки).
  5. Ждем несколько минут пока «откачается» воздух. Для небольших кондиционеров (до 2,7 кВт. мощности) и короткой «трассой» (до 5 метров), ждите от 8 до 10 минут.
  6. По окончании «откачки» воздуха перекрываем ЛЕВЫЙ кран манометра, и сразу после этого отключаем насос. Смотрим на показания манометров (стрелка должна стоять на месте «-1»).
  7. Затем отсоединяем СРЕДНИЙ шланг манометра от насоса и подсоединяем его к баллону с фреоном.
  8. Открываем кран на баллоне, переворачиваем его и ставим на весы. Чтобы хладагент закачивался в жидком состоянии.
  9. Открываем на несколько секунд ПРАВЫЙ кран манометра (около 3-5 секунд, пока не выйдет жидкий фреон). Чтобы выдавить воздух из манометров, чтобы он не попал потом в кондиционер.
  10. Наконец, переходим к закачке хладагента. Находим на шильдике кондиционера нужное количество фреона. Сбрасываем показания весов. Затем периодически приоткрываем ЛЕВЫЙ кран манометра и строго по весам контролируем количество фреона (поступившего в кондиционер). Когда нужный вес фреона заправлен, закрываем ЛЕВЫЙ кран манометра.
  11. Далее закрываем кран на баллоне с фреоном. Стравливаем остатки фреона из манометра, открыв ПРАВЫЙ кран манометра.
  12. Отсоединяем ЛЕВЫЙ шланг манометра от штуцера кондиционера. Внимание. здесь нужно быть СУПЕР аккуратным и ОЧЕНЬ БЫСТРО открутить шланг, чтобы и не обжечься фреоном (обязательно в перчатках). Даже специалисты со стажем могут пострадать при этой операции.

Что ещё нужно знать:

В бытовых кондиционерах используется три типа фреона. Многокомпонентный фреон марки R410 пришел на смену R22 (озоноразрушающий). Затем появился фреон R32. Один из компонентов 32 и 410 фреонов более летуч. Если происходит их утечка, то изменяется состав хладагента. Чтобы обеспечить идеальный состав этих фреонов не исключается полная перезаправка. Тогда как устаревший R22 можно просто дозаправить.

В процессе работы с фреоном нужно соблюдать технику безопасности, неосторожные действия могут привести к серьезным ожогам. Если вы не уверены в своих силах, то не беритесь за это дело. Оставляйте ваши комментарии, если статья была полезна! Рекомендую посмотреть данное видео, где наглядно показан весь процесс заправки.

Как самостоятельно заправить кондиционер фреоном?

Фреон – это газ. Другое его название хладагент. Все современные сплит-системы заправлены таким газом, помогающим производить теплообмен, из-за чего в помещении становится либо холоднее либо теплее. Когда в кондиционере хладагента становиться мало в виду его утечки, нарушается её нормальная работа. Теряется хладопроизводительность. Частая жалоба наших клиентов в летнее время: «сплит-система стала дуть теплым воздухом» – как правило это случается из за недостатка фреона в системе.

Как заправить кондиционером самостоятельно

В первую очередь снижение хладопроизводительности. Система станет еле-еле холодить, то есть почти или совсем не будет чувствоваться разница с комнатным воздухом.

Обмерзшие краны наружного блока. При работающей сплит-системе на охлаждение можно посмотреть на краны наружного блока, куда подходят фреоновые трубки из помещения. Один из кранов может быть обмерзшим или покрыт инеем.

Утечка фреона на кранах наружного блока

Если в системе совсем нет хладагента, то оба крана по температуре будут теплыми, а не холодными. Случается так, что при утечке на вальцовочных соединениях наружного блока, рядом с кранами появляется масляное пятно.

1. Теплообменники внутреннего и наружного блоков чистые. Как правило после нескольких лет эксплуатации сплит-системы, она нуждается в обслуживании. Наружный блок может забиться пухом и грязью, а вентилятор внутреннего блока зарости плесенью. Дренаж засориться из-за чего конденсат начнет капать в помещение. Фильтры забиться пылью.

2. Ваш кондиционер запускается в режиме охлаждения и начинает поступать холодный или прохладный воздух из внутреннего блока. Это говорит о том, что компрессор запустился.

3. Вентилятор наружного и внутреннего блоков работают и вращаются довольно быстро.

Замерить разницу температур воздуха на входе во внутренний блок, поместив термометр не верху внутреннего блока, и на выходе из него, откуда выдувается поток воздуха. Считается нормой если ваша система может снизить температуру входящего воздуха хотя бы на 10 градусов. Если этот показатель больше 10 градусов(к примеру в комнате 30 градусов, а сплит выдувает 18, соответственно разница 12 градусов) тогда заправка не нужна. Если же меньше 10, тогда вероятнее нужна.

Если все эти пункты выполнены тогда идем дальше.

Разводной ключ для откручивания заглушки на кране наружного блока. Приблизительная цена 200-500 рублей. Можно обойтись плоскогубцами или обычным ключом.

разводной ключ

Что бы проверить уровень фреона в сплит-системе необходим манометрический коллектор низкого давления. Цена около 800-1200 рублей.

Манометрический коллектор низкого давления для заправки фреона

Два шланга для манометрического коллектора по которым будет закачиваться хладагент в систему. Комплект шлангов 800-1500 рублей.

Шланги для манометрического коллектора

В случае если у вас современная сплит-система работающая на хладагенте R410a, тогда нужен будет переходник с R410a на R22. Стоимость 200-300 рублей.

Переходник с r22 на r410

Сам фреон R22 или R410a. Какой из них заправлен у Вас, можно узнать посмотрев на шильдик внутреннего или наружного блока. При разовой дозаправке бытовой системы подойдет маленький баллон весом в 1кг. Цена 800-1200 рублей.

Шильдик кондиционера с фреоном

  1. Откручиваете заглушку крана на наружном блоке.
  2. Накручиваете шланг ровной стороной на манометр низкого давления. Как правило снизу. Проверьте чтобы вентиль манометра был в закрытом положении.
  3. Накручиваете шланг с манометром к крану с открученной раннее заглушкой.
  4. Включаете сплит на охлаждение и самую большую силу выдува(обычно она регулируется на пульте кнопками “Fan” или со значком вентилятора).
  5. Когда запуститься компрессор давление на манометре упадет. Если давление близко к 0 или ниже нуля, тогда можно предположить, что в системе есть серьезная утечка, без устранения которой весь заправленный фреон со временем утечет, постепенно сокращая ресурс компрессора замена которого стоит приличных денег. Да и сам заправленный хладагент стоит не мало. В данном случае нужно найти и устранить утечку, отвакуумировать систему, после чего точно по граммам заправить сплит.
  6. Прикручиваете к манометру второй шланг ровной стороной. Как правило слева.
  7. Другой конец шланга нужно накрутить на баллон с фреоном.
  8. Открываете вентиль на баллоне.
  9. Чуть-чуть откручиваете шланг который идет от баллона к манометру в месте где он накручивается на манометр, чтобы газ выдавил воздух из трубки(около 2-3 секунды), и закручиваете плотно назад.
  10. Так же поступаете с другим шлангом который идет от вентиля наружного блока к манометру. В месте где он накручивается на манометр, слегка откручиваете шланг чтобы вышел воздух.
  11. Открывая вентиль на манометре заправляете сплит. Старайтесь не открывать вентиль на полную, а по чуть-чуть добавлять хладагент в систему.

В сплит-системе до 20 м 2 (7-ка) – примерно 450-550 грамм фреона. До 25 м 2 (9-ка) уже 500-600 грамм, а в системах до 35 м 2 (12-ка) – 600-800 грамм. Мы уже говорили, что фреон это газ и при разной температуре окружающей среды он либо расширяется либо сужается. На манометре при одном и том же объеме хладагента в системе может показываться разное давление.

  • Дозаправлять сплит лучше всего когда на улице довольно тепло, даже жарко. Больше 25 градусов.
  • Фреон R22 заправлять не больше 4,8 атмосфер
  • R410a не больше 8,4 атмосфер
  1. Перекрываете вентиль на манометре.
  2. Закрываете вентиль на баллоне.
  3. Откручиваете шланг от баллона потом от манометра.
  4. Откручиваете шланг от крана наружного блока. Лучше это делать в каких либо защитных перчатках или через тряпочку, чтобы хладагент не попал на руку при откручивании шланга. Потом от самого манометра.
  5. Закручиваете заглушку крана наружного блока.
  6. Всё! Ваша сплит-система дозаправлена.

Случается так, что спустя некоторое время после установки сплита, к примеру пару лет, вы можете заметить что ваша система стала охлаждать не так как раньше. Это может быть из за незначительной допустимой утечки фреона на вальцовочных соединениях. Обычно это 5-7% от общего объема в год. Тогда раз в несколько лет дозаправка 100-200 грамм фреона при обслуживании сплит-системы будет почти незаметной в финансовом плане. Если же вам приходится дозаправлять фреон каждый год, тот стоит задуматься о поиске и устранении утечки, конечно же силами специалистов.

На первый взгляд процесс заправки сплит-системы своими руками может показаться не таким уж и тяжелым, но стоит учесть, что вам придется потратится на оборудование, а это манометр со шлангами, возможно переходник и сам фреон.

Если Вы не хотите обременять себя лишними заботами, то лучше доверить это дело опытным мастерам, которые знают все нюансы при дозаправке кондиционеров и не навредят вашей системе. Ведь как недостаток фреона так его избыток в системе ускоряет процесс износа компрессора, поломка которого приведет к дорогостоящему ремонту.

Заправка сплит системы: как заправить фреоном климатическое оборудование своими руками

Утечка хладагента — одна из самых распространенных причин плохой работы кондиционера. Для устранения неполадки требуется заправка сплит системы и контроль герметичности корпуса оборудования.

Выполнение этой процедуры лучше доверить специалистам компании, с которой заключен договор на сервисное обслуживание кондиционера. Провести заправку самостоятельно достаточно сложно — нужно учесть ряд нюансов технологического процесса, а также иметь под рукой специальное оборудование.

Всем, заинтересованным в вопросе, предлагаем разобраться, как подготовить прибор, проконтролировать количество фреона в системе и осуществить заправку кондиционера. Понимание процесса пригодиться, чтобы проконтролировать действия мастера или выполнить работу самостоятельно.

Что нужно знать о хладагенте?

В качестве хладагента в современных сплит-системах обычно используют фреон. Это газообразное вещество, которое при сжатии переходит в жидкое состояние. Проходя по внутреннему контуру устройства, фреон поглощает тепловую энергию. В наружном блоке он отдает тепло окружающему воздуху.

Важная часть системы — компрессор, который постоянно взаимодействует с хладагентом, сжимая его до жидкого состояния. Если фреона в контуре слишком мало, оборудование будет работать с перегрузками, что почти наверняка приведет к его скорой поломке.

Заправка наружного блока фреоном

Крепления наружного блока вполне способны выдержать дополнительную нагрузку, поэтому электронные весы и баллон с хладагентом удобнее всего поставить прямо на корпус

Следует отметить, что стоимость компрессора может составить больше половины цены за новую сплит-систему. Поэтому, обнаружив недостаток фреона в системе, нужно проверить компрессор и выполнить заправку как можно скорее.

Если производительность кондиционера упала, он стал медленнее охлаждать помещение, скорее всего, пора проверить количество хладагента в контуре.

Об утечке фреона может также свидетельствовать обмерзание наружной трубы контура. Очень часто хладагент вытекает из-за разгерметизации системы. Но даже если никаких поломок нет, а монтаж кондиционера выполнен правильно, в течение года количество газа может уменьшиться на 8-10%.

Если кондиционер безупречно работал в течение нескольких лет, обслуживание сплита проводилось в соответствии с рекомендации производителя, а потом агрегат стал охлаждать помещение недостаточно быстро, скорее всего, нужна дозаправка.

Но не всегда возможно просто долить в систему небольшую порцию хладагента. Некоторые виды этого материала нужно полностью удалять из контура, а затем заполнять его новым фреоном.

Обморожение трубки сплит-системы

Обморожение концов медной трубки и конденсат на ней — это явный признак того, что в системе недостаточное количество хладагента

Чаще всего современные кондиционеры заправляют фреоном марок R-410А и R-407С. Последний представляет собой смесь из трех разных хладагентов. Именно эту марку нельзя добавлять к остаткам вещества в системе. Компоненты состава испаряются с разной скоростью, поэтому при утечке пропорции изменяются.

Это не относится к фреону марки R-410А — более современной версии, которая применяется в последних моделях сплит-систем. Составы R-407С и R-410А не наносят вреда окружающей среде, в отличие от фреона R-22. Он представляет собой состав прошлых лет, использование которого не рекомендуется из-за вреда для озонового слоя.

Чем безопаснее фреон, тем он дороже. Но использовать ради экономии неподходящую марку фреона нельзя. Сведения о том, какой именно хладагент необходим для конкретного прибора, указаны в его техпаспорте, а также на шильде, прикрепленном к корпусу наружного блока.

Как подготовить прибор?

Нельзя просто взять баллон с хладагентом, присоединить его к трубке и впустить в систему некоторое количество вещества. Дело в том, что сначала нужно подготовить устройство к этой операции. Если фреон вытекает неестественно быстро, скорее всего, имеет место разгерметизация корпуса.

Медная трубка сплит-системы

В месте соединения медной трубки с наружным блоком может возникнуть протечка из-за неправильного монтажа и повреждения развальцованного края

Нужно узнать причину, устранить ее и только после этого впускать в систему новую порцию газа. Герметичность контура проверяют и тогда, когда нужно восполнить хладагент, потерянный во время эксплуатации. Очень часто утечка возникает после неумелого монтажа.

Например, некоторые неопытные мастера неаккуратно обрезают развальцованный край медной трубки и забывают о необходимости восстановить вальцовку. В результате протечка возникает в месте соединения трубки с наружным блоком. Медь — довольно мягкий материал.

Очистка наружного блока

Перед началом работ нужно очистить блок кондиционера от скопившейся пыли, чтобы вентилятор работал без дополнительных нагрузок и можно было получить максимально корректные данные

Повредить вальцовку можно, даже не обрезая трубку, достаточно неровно завинтить крепеж. Поэтому перед заправкой сплит-системы нужно развинтить это соединение и проверить состояние края трубки. Если он поврежден, следует его обрезать, развальцевать и завинтить крепление. При этом действовать следует аккуратно, гайка должна идти легко, без усилий.

Дополнительная информация о вероятных поломках кондиционера и способах их устранения представлена в этой статье.

Непосредственно перед заправкой проводится процедура осушения системы. В контур заводят азот или фреон, чтобы вытеснить из него посторонние вещества. При высоком давлении устройство тщательно осматривают в поисках щели, из которой вытекает газ. Иногда целесообразно использовать при этом ультрафиолетовую лампу.

Методы контроля количества фреона

Выясняя, как самому заправить сплит систему фреоном, следует помнить, что количество хладагента должно быть достаточным, но не чрезмерным. Если в контуре будет слишком много газа, работа устройства будет серьезно нарушена, поскольку хладагент просто не будет успевать испаряться. Это может серьезно повредить компрессор.

Такая ситуация для устройства хуже, чем если в системе будет недоставать несколько граммов хладагента. Поэтому во время заправки нужно организовать контроль количества фреона, поступающего в систему.

Делают это следующими способами:

  • измеряя изменение массы баллона с хладагентом;
  • учитывая давление в системе, которое должно достичь определенного показателя;
  • оценивая состояние контура через смотровое стекло;
  • учитывая изменение температуры у вентилятора внутреннего блока.

Самый простой способ контролировать количество фреона — фиксировать изменение веса баллона. Для этого перед заправкой емкость с хладагентом ставят на весы, обнуляют результат и наблюдают за изменением показателей при открытом кране баллона.

Как только его вес уменьшится на необходимую величину, заправку сразу же прекращают. Конечно, этот метод используется только для полной заправки контура. Если нужно просто дозаправить систему, то предварительно нужно узнать вес хладагента, который уже имеется внутри, а в домашних условиях это сделать затруднительно.

Существуют профессиональные весы, предназначенные для этих целей, но многие мастера обходятся недорогими бытовыми моделями.

Прибор должен соответствовать следующим требованиям:

  • грузоподъемность — не менее 20 кг;
  • градация шкалы — от 100 г;
  • наличие опции взвешивания тары.

Удобнее всего использовать электронные весы, по которым проще отслеживать изменение веса емкости с хладагентом.

Другой доступный вариант — довести давление внутри контура до нужного показателя. Чтобы выполнить такую заправку, понадобится манометрический коллектор. С помощью этого прибора оценивается давление внутри системы.

Хладагент подают на контур небольшими порциями, постоянно сверяя сведения о давлении с нормативным показателем, пока не будет достигнуто совпадение.

Проверка работы сплит-системы

До заправки системы хладагентом необходимо выяснить, почему возникла утечка, а затем устранить обнаруженные неполадки. Повторная проверка выполняется после окончания работ

Коллектор — достаточно дорогое оборудование, которое не имеет смысла покупать, чтобы использовать один раз в несколько лет. Он пригодится не только на этапе закачки фреона, но также и при осушении и вакуумировании системы. Можно занять такой прибор у знакомого мастера или арендовать в специализированной точке.

Метод с применением смотрового стекла доступен профессионалам. Он состоит в том, чтобы наблюдать за состоянием потока хладагента, отслеживая момент, когда из него исчезнут пузырьки воздуха. В домашних условиях часто используются первые два метода.

Измерение температуры — простой, но не слишком надежный способ. У вентилятора при заполненном контуре температура обычно должна составлять около восьми градусов, хотя существуют модели, для которых этот показатель равен пяти, допускается отклонение на пару градусов. Хладагент вводят малыми порциями, периодически делая замеры.

Как заправить кондиционер хладагентом?

Сначала нужно подготовить необходимые устройства и инструменты, такие как баллон с фреоном, весы, коллектор, термометр, вакуумный насос и т.д.

В целом порядок работ при заправке сплит-системы на весах выглядит следующим образом:

  1. Сначала блоки радиаторов нужно очистить от пыли, чтобы обеспечить корректную работу вентиляторов.
  2. Снять колпачок с большой трубки на внешнем блоке.
  3. Соединить этот выход со шлангом коллектора.
  4. Установить на весы емкость с фреоном.
  5. Выставить на весах положение ноль и включить режим измерения веса тары.
  6. Присоединить к контуру вакуумный насос, чтобы выкачать из системы остатки старого фреона, влагу, грязь, воздух и т.п.
  7. Подключить к контуру емкость с фреоном.
  8. Открыть вентиль и наблюдать за показаниями весов.
  9. Перекрыть вентиль и отсоединить емкость от кондиционера.
  10. Отсоединить шланг, закрыть отверстие колпачком.
  11. Проверить работу системы.

При заправке с измерением температуры, нужно установить средний режим для вентилятора внутреннего блока и запустить устройство на режим охлаждения до температуры 18°С. Зафиксировать показания температуры и данные с манометра.

Коллектор для заправки сплит-системы

Можно пользоваться коллектором на две или четыре позиции, последний предпочтительнее, поскольку после вакуумирования не придется переподключать шланг, предназначенный для дополнительного оборудования

Если снаружи температура составляет 25°С, то нормальный уровень давления в контуре должен быть равен 4,2-5 бар.

Когда давление достигнет максимума, температуру воздуха снова замеряют.

Баллон с фреоном на весах

После того, как баллон установлен на весы и его вентиль открыт, следует сразу же и всего на секунду приоткрыть жидкостный вентиль коллектора, чтобы стравить воздушную пробку

Она должна заметно понизиться. На этом этапе манометр открывают примерно на 10 секунд, а затем продолжают закачивать хладагент в систему до максимального уровня давления.

После того, как исходная температура воздуха понизится на 12-14°С, заправку можно считать завершенной, можно начинать тестирование системы.

Вакуумный насос

Вакуумный насос, предназначенный для выполнения работ этого типа, должен иметь манометр, а также обратный клапан, чтобы предотвратить проникновение в контур частичек масла

Чтобы проверить, насколько хорошо работает прибор после заправки, рекомендуется включить его в сеть и перевести на минимальный режим охлаждения. Если примерно через четверть часа трубы начнут обмерзать, значит, хладагента слишком мало в системе, следует добавить немного фреона. Если же трубы в порядке, процедуру можно считать успешно завершенной.

Несколько важных нюансов

Прежде чем начинать работы, необходимо изучить техпаспорт кондиционера и инструкцию, которая к нему прилагается. Если эти документы утеряны, обязательно следует обратить внимание на металлический шильд, закрепленный на наружном блоке.

Технические характеристики сплит-системы

Основные технические характеристики любой сплит-системы продублированы на металлическом шильде, закрепленном на боковой стенке наружного блока устройства

На этой металлической пластине обычно имеются все основные сведения по этой конкретной модели. Здесь можно узнать, какая именно марка фреона использована для заправки контура, каким должно быть давление в нем, сколько граммов хладагента нужно закачать в систему и т.д.

Следует помнить, что номинальное давление в контуре зависит от марки хладагента, а также от температуры окружающего воздуха. Если на улице слишком холодно или жарко, а замеры проводятся по манометру, необходимо сделать поправку. Данные об изменении давления можно найти в справочниках.

При тестировании кондиционера после заправки нужно включать только режим охлаждения. Если случайно запустить обогрев, можно залить компрессор и полностью сломать сплит-систему.

Выводы и полезное видео по теме

Заправка сплит-системы фреоном:

Как выполнить дозаправку контура:

Заправить сплит-систему самостоятельно сложно, но вполне возможно. Для этого нужно выбрать подходящий способ, найти необходимое оборудование и точно соблюсти процедуру заправки. Но если нет полного понимания процесса, лучше попросить профессионального мастера о помощи и консультации.

Есть, что дополнить, или возникли вопросы по заправке сплит системы? Можете оставлять комментарии к публикации, участвовать в обсуждениях и делиться собственным опытом восстановления работоспособности климатического оборудования. Форма для связи находится в нижнем блоке.

Пошаговая инструкция как заправить кондиционер дома не вызывая мастера

Пошаговая инструкция как заправить кондиционер дома не вызывая мастера

Кондиционеры сильно упрощают жизнь. Всегда можно настроить комфортную температуру на работе, дома или в автомобиле. С ними лишь одна проблема – их приходится периодически заправлять. Для этого нужно ждать мастера и терпеть неудобства. Поэтому рассмотрим, как заправить кондиционер дома и что для этого нужно. Дочитав вы узнаете, что это намного проще, чем кажется.

Чем заправляются кондиционеры

Перед тем как самому заправить кондиционер, нужно понимать, а что собственно мы заправляем. Как в обычные кухонные холодильники в кондиционеры заправляется фреон. Но их важно не перепутать, поскольку тут должны использоваться специальные марки, предназначенные специально для систем охлаждения помещения.

Для заправки кондиционеров чаще всего используют следующие виды фреонов:

  1. R-22 – качественный хладагент с неплохими показателями охлаждения. Его просто в специализированных магазинах. При его использовании помещение охлаждается быстрее в сравнении с заводским фреоном. Главный минус в том, что при его использовании кондиционер начинает потреблять больше электричества;
  2. R-407c – аналог предыдущего. Основная разница в повышенном содержании хлора.
  3. R-134 a – безопасный хладагент без вредных примесей. Положительно сказывается на охлаждении и не вредит окружающей среде. Стоит дороже R-22 из-за чего используется реже.

Когда нужно заправлять

Вы должны обязательно закачать фреон в кондиционер дома в одном из следующих случаев:

  • Один раз в течение двух лет при условии, что система установленная правильно;
  • После того как система охлаждения была установлена в первый раз или ее перевесили в новое место;
  • Если на какое-то время фреонные магистрали были отключены, например, после ремонта;
  • В случае если произошла утечка.

Важно! Главный признак того что фреон нужно поменять это когда устройство само по себе перестало нормально охлаждать.

Замена фреона в 80% всех случаев требуется сразу после установки. Обычно это происходит из-за ошибок, допущенных в системе монтажа. Внимательно проверяйте систему прямо при мастерах. Так вы избежите ненужных затрат на смену фреона.

Охладительные системы оконного типа практически не нуждаются в дозаправке. Обычно в них короткие трубки, расположенные в конце корпуса, которые практически невозможно задеть при монтаже.

Утечку фреона можно обнаружить по одному из следующих признаков:

  • на внешнем блоке начал образовываться иней;
  • при одной и той же температуре и стандартных настройках охлаждение происходит медленнее или вообще не происходит;
  • при включении кондиционера появляется неприятный запах;
  • кондиционер самостоятельно отключается или показывает код ошибки (обычно такое бывает на инверторных моделях).

Как определить количество фреона в системе

Чтобы заправить кондиционер самостоятельно, нужно хотя бы примерно понимать, сколько фреона в нем осталось. Для этого существует два основных способа:

  1. Проверить давление. Для этого в инструкции к устройству посмотрите нормальное давление для вашей модели. Используя манометр, посмотрите какое давление сейчас в системе. Добавляем до нужного предела. Такой способ обычно используется при плановой замене фреона.
  2. По массе. Этот метод применяется, когда используемый хладагент полностью выкачивается из системы, и заменяется на новый. Также в инструкции следует посмотреть нормальное количество фреона. При помощи весом выясняем массу заполненного объема и заправляем в систему.

Что потребуется для замены

Перед тем как самостоятельно заправить кондиционер дома вам потребуется подготовить следующие инструменты:

  • несколько крестовых отверток;
  • цифровые весы (обычно достаточно весов до 20 кг);
  • заполненный баллон с фреоном необходимой марки;
  • манометр (измерительный прибор, позволяющий узнать уровень давления в сплит системе).

После того как стало понятно чем заправлять и когда это нужно делать можно рассмотреть как самому заправить кондиционер дома.

Видео описание

В данном видео можно посмотреть, как правильно проверить давление в кондиционере

Пошаговая инструкция закачки кондиционера

Данная инструкция самая простая и лучше всего походит для новичков. Чтобы залить фреон в кондиционер необходимо:

  • Выпустить из системы остатки прошлого хладагента. Нужно найти на внешнем блоке небольшие медные трубки и открутить на них гайки (резьба против часовой стрелки).
  • Когда газ выйдет трубки нужно установить на место.
  • К штуцеру внешнего блока крепим левый шланг манометра (трубка с большим диаметром). Средний шланг крепим к насосу. На внешнем блоке при помощи шестигранника откручиваем два крана. Это необходимо чтобы весь воздух из системы был откачен.
  • Включаем насос и откачиваем левый краник манометра (резьба против часовой стрелки).
  • Ждем, пока воздух из системы будет окончательно откачен (у средних комнатных кондиционеров это занимает около десяти минут).
  • После завершения откачки закручиваем краник манометра и выключаем сразу насос. Стрелка на манометре в этот момент должна показывать -1.
  • Теперь откручиваем средний шланг и подсоединяем к баллону с фреоном.
  • Откручиваем краник баллон, ставим его на весы в перевернутом виде. Так хладагент будет поступать в жидком виде.
  • На три секунды откручиваем правый краник манометра, чтобы стравить воздух из трубок. Нежелательно чтобы он попал в кондиционер.
  • Только теперь начинается правильная заправка кондиционера. Сбрасываем показания весов и по ним контролируем, сколько хладагента попало в систему. Когда нужно количество было залито, закручиваем левый краник. Нужное количество веса должно быть указанно в инструкции и на самом кондиционере. Оно зависит от размеров и модели устройства.
  • Закручиваем краник на баллоне. Выпускаем фреон, оставшийся в манометре. Для этого следует открутить правый краник.
  • Откручиваем левый штанг от кондиционера.

Важно! В конце нужно быть максимально аккуратным. Шлангу нужно отсоединить максимально быстро при этом наденьте перчатки. Фреоном можно обжечься. Травмы бывают даже среди специалистов с многолетним опытом.

Видео описание

В следующем видео вы можете посмотреть, как заправить кондиционер фреоном

Диагностика после заправки

После того как закачать фреон в кондиционер включите его и в течение пары часов внимательно наблюдайте за работой системы. Перезаливка могла привести к ненормальной работе устройства.

Если вы перезолили не более чем на 10%, то сильной проблемы в этом не будет. На работу это не повлияет. Перезаливка больше этого значения негативно повлияет на работу компрессора и может привести к поломке.

Если поменяли фреон, но устройство все равно работает слабо, то стоит проверить давление. Возможно, вы добавили ниже требуемого уровня. Если уровень фреона нормальный, а кондиционер нормально не охлаждает, то стоит проверить само устройство. Скорее всего, поломка в другом.

Проще вызвать мастера

Заменить фреон самостоятельно в домашних условиях несложно. Даже с учетом того что можно обжечься. Основная проблема в том, что это не очень выгодно. В среднем вызвать мастера обходится:

  • 1500 рублей в случае дозаправки;
  • 2500 при полной замене.

При этом стоимость одного самого дешевого манометра обычно в районе 3000 рублей. Другая проблема в том, что трудно найти в продаже маленькие баллоны фреона. Он продается большими баллонами. Это стоит примерно 5000 рублей. Если у вас один обычный кондиционер, то это невыгодно.

Коротко о главном

Годовая норма потери фреона составляет 08%. При нормальных условиях его нужно менять не чаще чем один раз в два года.

Чаще всего утечки фреона происходят при монтаже. Важно следить лично за процессом установки.

Менять фреон обязательно нужно в перчатках. При замене фреоном можно обжечься. Травмы бывают даже среди специалистов с многолетним опытом.

Как самому заправить домашний кондиционер – инструкция

Как самостоятельно залить хладон в кондиционер

После монтажа либо ремонта бытовой сплит-системы рабочий контур заполняется хладагентом – специальным веществом, испаряющимся при отрицательных температурах. Согласно опубликованным в интернете прайс-листам, цена данной услуги стартует от 2000 рублей (35 у. е.). Альтернативный вариант — сэкономить и решить проблему самостоятельно. Предлагаем рассмотреть 3 вопроса: когда становится нужна заправка кондиционера фреоном, сколько стоит аренда оборудования и как проделать работу своими руками.

Как часто заправлять домашний охладитель

Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:

  • в процессе монтажа или переустановки на новое место;
  • после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
  • в результате утечки хладона из контура.

Для справки. Мобильные и оконные кондиционеры, исполняемые в виде моноблока, практически не нуждаются в дополнительной заливке фреона. Короткие трубки, монтируемые на заводе, находятся внутри корпуса и недоступны «криворуким» установщикам. Другое дело – охладитель автомобиля, подвергающийся вибрации и гораздо чаще теряющий хладагент.

Охладитель оконного типа

Охладители — моноблоки значительно реже теряют газообразный фреон, нежели сплиты с внешними коммуникациями

Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.

На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:

  • снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
  • компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
  • инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
  • расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
  • под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
  • обмерзание испарителя внутреннего модуля.

Примечание. Сервисные порты сплит-системы находятся под крышкой на боковой стенке наружного блока. К ним подключены 2 магистрали, где фреон циркулирует в жидком и газообразном состоянии. Диаметр жидкостной трубки меньше, чем газовой.

Недостаток хладона в холодильной машине

Полный набор последствий — газовый сервисный порт в масле, жидкостный покрылся инеем, на фото справа – обмерзший испаритель внутреннего блока

На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3—5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.

Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, нужно разбирать стыки и проверять качество вальцовки. Заводской брак внутри агрегатов – редкость даже для «китайцев».

Отсюда совет: займитесь заправкой, когда это действительно необходимо. А вот чистить кондиционер надо ежегодно.

Оборудование и материалы для работы

Чтобы произвести самостоятельную заправку домашней сплит-системы, купите, а лучше – арендуйте небольшой набор оборудования:

  • насос вакуумный двухступенчатый, оснащенный обратным клапаном;
  • коллектор манометрический со смотровым окошком и комплектом шлангов;
  • электронные напольные весы;
  • ключи рожковые и шестигранники размером 5—8 мм (возможно, найдутся в домашнем хозяйстве).

Заправочное оборудование - насос и коллектор

Примечание. Модели насосов, оборудованные обратным клапаном, не «забрасывают» собственное масло внутрь фреонопроводов в процессе работы.

Дальше нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, ориентируясь по заводскому шильдику на внешнем блоке либо инструкции по эксплуатации охладителя. В табличке указана марка хладагента и заправочная норма, выраженная в килограммах (или граммах).

Шильдик с данными на внешнем блоке

При выборе типа хладона воспользуйтесь простыми рекомендациями:

  1. Покупайте фреон, указанный на бирке, другие марки не подойдут. Наиболее распространен двухкомпонентный газ R410а, реже встречается R22 либо R134a (в автомобилях). Хладон R12 считается устаревшим и потому снят с производства.
  2. Арендуя манометрический коллектор, обязательно сообщите марку используемого хладагента. Прибор и шланги, работавшие с фреоном R22, нельзя применять для заправки газа R410а, поскольку в них добавлены разные масла – на минеральной и синтетической основе соответственно.
  3. Для подсоединения манометрической станции к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410а, используется специальный переходник.
  4. Вес хладона рассчитывайте с запасом. На продувку шлангов уйдет примерно 50 грамм плюс 30 г на каждый лишний метр магистралей, если их длина превышает 3 м.
  5. Для большинства кондиционеров, установленных в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Можно взять в аренду вместе с баллоном либо купить в отдельной емкости.

В некоторых типах баллонов предусмотрен встроенный сифон, изображенный на схеме. Такие резервуары не требуется переворачивать для заливки хладона в жидком состоянии. Осведомитесь о типе баллона у продавца либо арендодателя.

Уточнение. Баллоны, заряженные газом R410а, окрашены розовым цветом, фреоном R22 – зеленым.

Существует специализированный электронный прибор, обнаруживающий мелкие дефекты труб и соединений, — течеискатель фреона. Если эффективность охлаждения снизилась, но явных протечек в кондиционере не обнаружено, измеритель поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости прибор можно арендовать, покупать — дорого и бессмысленно.

Разновидности фреонов

Экономия средств по сравнению с вызовом мастера

Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:

  • вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
  • полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
  • самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).

Примечание. Цены взяты по состоянию на 1 марта 2018 года. В скобках указан эквивалент в условных единицах, поскольку стоимость услуг меняется с течением времени.

Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.

Подготовка к зарядке сплит-системы хладоном

Учтите ряд противоречивых факторов:

  1. Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
  2. Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
  3. Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
  4. Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
  5. Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.

Отсюда вывод: правильно сделанная самостоятельная закачка фреона предпочтительнее, нежели обращение в компанию, предоставляющую услуги по заниженной цене. Труд опытных специалистов стоит дорого.

Технология заправки по весу хладагента

Суть способа заключается в полной замене фреона – старый газ нужно спустить в атмосферу, а вместо него залить свежий хладон. Для новичков это наиболее приемлемый вариант – только опытный мастер способен определить остаток хладагента в системе и точно дозаправить недостающее количество. Другие способы закачки мы опишем ниже.

Схема расположения сервисных портов

Присоединение коллектора к портам внешнего модуля

Совет. Перед заправкой устраните проблему, вызвавшую потерю старого газа. В идеале сплит-система должна пройти процедуру опрессовки азотом, закачанным под максимальным давлением, указанном в паспорте изделия (обычно 25—30 Бар).

Представляем инструкцию, как заправить кондиционер фреоном по весам:

  1. Слейте старый хладон в атмосферу любым удобным способом – через открученную трубку либо золотник сервисного порта. Выпускайте газ медленно, дабы не потерять масло. В процессе опорожнения шестигранником откройте оба крана, спрятанные под защитными гайками.
  2. Закройте краны и подсоедините к золотнику левый шланг манометрической станции (синего цвета). Убедитесь, что вентили коллектора тоже закрыты.

Важный момент. Фреон R410а заливается только в жидком состоянии, поэтому баллон ставится на весы кверху дном. Во время заправки перетекание вещества легко увидеть в смотровом окошке коллектора. Если резервуар оборудован сифоном либо закачивается хладагент R22, переворачивать баллон не нужно.

В процессе работы важно не перепутать последовательность операций и случайно не открыть заправленного контура. Минимальное время вакуумирования – 20 мин, в течение указанного периода насос вытянет из системы не только воздух, но и влагу, способную нанести вред компрессору. Как нужно заправлять кондиционер фреоном R410а, смотрим на видео:

Другие способы закачки газа

Поскольку полная замена газа предполагает некие затраты, мастера – холодильщики применяют такие методы дозаправки фреона в сплит-систему:

  • по температуре перегрева;
  • по давлению хладона в работающем кондиционере;
  • по току потребления компрессора.

Для доливки хладона очень важно понять, сколько газа осталось в контуре, компрессоре и обоих теплообменниках. Точный ответ дает лишь первый способ: с помощью контактного термометра либо дистанционного пирометра измеряется реальная температура фреона при работающем компрессоре и сопоставляется со значением нужной шкалы (точка закипания соответствующего хладагента), нанесенной на манометре станции.

Градуирование шкалы манометра

На измеритель нанесены шкалы температур кипения хладагентов различных типов. Актуальный показатель давления — 5.4 Бар, фреон марки R22 должен закипеть при +8 °С

Если разница реальной температуры и значения, указываемого стрелкой на шкале, превышает 8 градусов, фреона в контуре недостаточно. Мастер добавляет хладагент небольшими порциями и снова измеряет температуру. Когда разница составляет менее 5 °С, имеет место перезаправка – нужно стравить лишний газ.

Поскольку давление хладона и ток в цепи компрессора зависит от многих факторов и постоянно меняется, точно определить остаток фреона нереально. Мы не рекомендуем новичкам пользоваться указанными методами, дабы не вывести из строя самый дорогостоящий агрегат – компрессор.

Советы напоследок

Скорее всего, самостоятельная дозаправка сплит-системы не принесет большого выигрыша в финансовом плане, только моральное удовлетворение и опыт, который пригодится в будущем. Чтобы не наделать ошибок, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  1. Уделите пристальное внимание поиску утечек и вакуумированию. Лучше потратить время на переделку вальцованных соединений медных трубок, чем снова потерять фреон.
  2. Не торопитесь и не забывайте закрывать вентили в нужной последовательности.
  3. Продувка шлангов от воздуха строго обязательна – попадания влаги и кислорода внутрь контура допускать нельзя.
  4. Перед отключением шлангов от кондиционера закройте вентиль баллона, а остаток из патрубков выпустите через манометрическую станцию.

У мастера – холодильщика процедура заливки отнимет не более часа, вам стоит выделить на выполнение работы вдвое больше времени. Посмотрите инструкцию по закачке фреона марки R22, представленную на последнем видео.

Ссылка на основную публикацию