Почему нельзя есть конфеты с кладбища

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки – обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Можно ли брать еду на кладбище?

Посещение могил дорогих людей, которые покинули нашу землю, это долг любви и дань уважения. Существует большое количество поверий, которые плотно вошли в нашу жизнь. Мы привыкли приносить еду на кладбище и не задумываемся о значении данного ритуала. Можно ли это делать и откуда взялась традиция? Попробуем ответить на данный вопрос.

Еда на кладбище – история и значение

Чтобы разобраться в логике ритуала, нужно обратиться к его истокам. Наши предки чествовали умерших обильными пирами прямо на месте захоронения. В то время ритуал имел название «тризна», первые упоминания о нем обнаружены в 10 столетии нашей эры. Помимо оплакивания и пиршества, ритуал включал в себя даже военные игры, которые часто заканчивались летальным исходом. Когда на Русь пришло христианство, ритуал утратил свое значение, но отголоски языческих традиций дошли до наших дней.

У древних славян поминальная церемония включала лишь молитвы. Однако можно предположить и о других истоках еды на кладбище. Поездка к могилкам для большинства семей на Пасху представляла собой долгий и небезопасный путь. Многие из них оставались на кладбище до утра, потому использовали в качестве пищи ту, что святили в церкви накануне.

Можно ли брать еду на кладбище

В старину поминки с большим количеством пищи проводились для бедняков, то есть для нуждающихся. Считалось, что они ближе всех находятся к богу, потому их молитвы об усопших имеют большее значение.

Можно ли поминать на кладбище едойв наше время? Верующие уверены, что трапезу нужно пожертвовать бездомным и рассказать им имена родственников, как это делали наши предки. Многие священники уверены, что еда на похороны на кладбище не имеет значения, если пришли неверующие и не помолились за умерших. Потому они советуют собирать вокруг себя истинных верующих и вместе с ними поминать усопших.

Что брать из еды на кладбище?

Что брать на кладбище из еды – важный и интересный вопрос. Среди основного списка можно выделить такие позиции:

Кутья считается символом вечной жизни, тогда как сладости вроде конфет означают прекрасную загробную жизнь в раю. Не рекомендуется брать с собой мясо, колбасу и любые другие мясные блюда. Они могут быстро испортиться и протухнуть, что создаст опасность для тех людей, которые собрались есть их. Официальная церковь пренебрежительно относится к алкоголю на кладбище. Распитие водки из пластиковых стаканчиков — неуважение и просто языческий обряд.

Поминают ли на кладбище едой?

Перед тем, как идти на кладбище, человек должен посетить храм и передать записку с именем умершего на алтарь. Если человек решил помимо молитвы помянуть покойного едой, не советуют класть ее на могилку. Лучше раздать знакомым или бедным.

В последнее время любое поминание не обходится без трапез всей семьей прямо на кладбище. Особенно это касается Радоницы — люди несут куличи, яйца, конфеты, бутерброды и алкоголь. Православная церковь разрешает перекусить на кладбище, но не стоит превращать поминание в шумный сбор. Это место должно остаться памятным и тихим. Поминать человека водкой или другими крепительными напитками нельзя ни у могилки, ни дома.

Зачем на кладбище оставляют еду?

Родственники умерших в поминальные дни привыкли брать еду на кладбище. На Пасху они оставляют там яйца, конфеты и куличи, не забывая даже об алкоголе. У каждого действия должна быть своя логика. Основная причина в том, что люди берут ее с собой для того, чтобы съесть прямо у могилки дорого человека. При этом нужно вспомнить умершего, помолиться за него и отведать жертвенную пищу.

Можно ли брать угощения на кладбище?

Хотелось бы, чтобы у людей сложилась правильная картина об еде на кладбище. Есть одна ситуация, при которой брать с собой угощение не запрещается, а наоборот поощряется. Угощения берутся с целью раздать их неимущим. Милостыня — одна из сильнейших проявлений добродетели.

На территории многих кладбищ имеются часовни или храмы. Рядом всегда можно найти нищих и бомжей, которые просят подаяния. Лучший способ помочь им — дать пищу и накормить. За деньги они смогут купить себе алкоголь, потому пожертвование еды одновременно станет актом проявления доброты и не потакание грехам вроде пьянства. Вы можете дать как праздничную еду, так и купленные в супермаркете продукты. Самое главное требование — отдать человеку еду искреннее, с надеждой на то, что она спасет его и принесет радость. Можно попросить человека помолиться о покойном.

Можно ли оставлять конфеты, печенье, куличи на могиле?

Согласно позиции православной церкви, приносить на кладбище конфеты, печенье и прочие угощения правильно. Но гораздо лучше, если вы лично отдадите эту пищу голодному человеку, чем разложите ее на могиле. Если ее быстро не заберут, она может испортиться.

Дополнительно по теме:

✓ Мы точно знаем, что всегда сможем Вам помочь.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО БРАТЬ С КЛАДБИЩА

Человек часто так устроен, что пытается сэкономить на чем угодно, а на кладбищах можно найти и конфеты и цветы и даже разную посуду. Некоторые доходят до того, что привозят с территории кладбища песок или гравий для ремонта. При этом есть старое суеверие, что никакие вещи с кладбища брать нельзя, даже те, которые выглядят случайно утерянными.

В чем суть такого суеверия? Кто-то объясняет все тем, что «покойники ничего просто так не отдают и будут мстить за украденное», кто-то пытается объяснить плохой (мертвой) энергетикой кладбища, которую можно «занести в дом» и навлечь этим самым беды и болезни на членов семьи, в основном же говорят просто «нельзя и все тут».

Верить или не верить в это суеверие — вам решать, но даже люди, которые не считают себя суеверными, находят в кладбище особую мистику, прикасаться к которой не хочется никому.

Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни от близких слышал историю, которая заставила, если не поверить, то хотя бы задуматься: а действительно ли так опасно брать вещи с кладбища? Ниже несколько историй о том, что случалось с людьми, которые брали с кладбища разные вещи.

Моя мама, жившая в Иркутске, решила однажды собрать всех детей к себе поближе. Сестра с братом быстро перебрались к ней, а я все тянула, никак не получалось. В итоге мама так и не дождалась меня. Переехала я уже после ее смерти.

Первым делом после переезда я решила сходить на кладбище к родителям. В выходной мы с мужем собрались, зашли на рынок. Я купила большой букет астр. Из дома взяла вазочку под цветы. Она была сделана в виде распустившейся лилии. Правда, при переезде в Иркутск один лепесток у нее отломался.

Приехали, подмели в оградке, я вырыла ямку в могильном холмике, закопала в нее вазочку по самое горлышко, поставила цветы. Посидели мы с мужем, помянули усопших и домой поехали.

Прошло дня три, снится мне сон. Мама пришла и говорит:

— Наталья, ты мне такую вазу красивую принесла, а ее стащили. А здесь фарфора нет, одно железо! — и плачет.

Проснулась я сама не своя. День хожу, два, не идет из головы сон. Не выдержала, рассказала мужу, говорю:

— Поедем на кладбище. Плохо маме.

Отмахнулся муж от меня:

— Глупость твоя это все, не может такого быть.

Два дня я ему надоедала, наконец, в субботу он согласился съездить. Приехали на кладбище. Только я дверцу в оградке открыла, вижу: букет астр брошен между могилками, и ямка пустая. Подняла я букет, повернулась к мужу:

— Ну вот видишь, что я тебе говорила, мама не станет просто так тревожить!

А он стоит, в березку вцепился, и сам белый:

— Знаешь, если бы не видел это своими глазами, в жизни бы не поверил!

Я закопала ямку, цветы разложила по всей могилке, а под памятник в землю вкопала красивую фарфоровую чашечку. Уж на сей раз не выкопают. Мамина будет. Больше я ее во сне не видела.

Что касается украденной вазы… Разве люди не знают, что нельзя ничего брать с кладбища, худо им будет за это? Меня этому учили с детства. Мне вот 60 лет уже минуло, а я до сих пор помню такой случай.

Нарвали мы как-то с братишкой на кладбище полные карманы ягод черемухи. Увидела наша бабушка, заставила все высыпать да еще шлепков надавала. И объяснила, что бывает с теми, кто берет кладбищенское. Считается, что даже если что-то потерял на кладбище — не возвращайся и не ищи: значит, мертвым это нужнее. Но судьба похитителей вазы мне, конечно же, неизвестна.

Наталия Федоровна ПАВЛОВА, г. Байкалъск Иркутской обл.

Моя сестра Люба выходила замуж по любви. А будущей свекрови она очень не нравилась. Та отговаривала сына от свадьбы. Да разве что-то может помешать, если люди любят друг друга? Они просто расписались, и все. Любиному мужу сразу дали однокомнатную квартиру от завода.

Потом у них родились подряд две дочери. Радоваться надо, а свекровь не унималась — разведу вас. Люба только улыбалась:

— Да что вы, мама, зачем нам расходиться? Мы любим друг друга. У нас семья.

Как-то зимой у нас умерла родственница. Мы все были на кладбище. Люди приносили венки. В то время зимой живых цветов было не достать. Так что несли либо бумажные, либо пластмассовые. Я обратила внимание на один такой букет — это были голубые хризантемы.

Почему нельзя ничего брать с кладбища

Прошло какое-то время, про похороны все забыли. И вот наступило 8 Марта.

Я была у сестры, когда к ней пришла свекровь. Она принесла ей в подарок завернутый в газету букет искусственных голубых хризантем. Немного посидела и ушла. А к вечеру Любе стало плохо. У нее разболелась голова, ее тошнило. И с каждым днем ей становилось все хуже. Поход к врачам ничего не дал. Анализы были хорошие, а сестра буквально умирала.

И вот сидим мы с мамой у кровати Любы, и мама взглянула на стол, где в вазе стояли подаренные свекровью хризантемы, и говорит:

— Какие цветы голубые!

— Я такие же видела, их на могилку к родственнице приносили.

Мама как услышала это, взяла цветы и ушла. Потом она рассказала, что вышла на перекресток четырех дорог, сломала все цветы и разбросала в разные стороны, повторяя: «С какой стороны зло пришло, туда и иди». После этого сестра поправилась, а ее свекровь вскоре умерла.

Люба с мужем ухаживали за ее могилкой. Мы жили в Узбекистане, там и зимой тепло. На могилках сажали многолетники. А вот на могиле свекрови, кроме бурьяна, ничего не росло, да и земля была как каменная.

Людмила Дмитриевна ЧАЗОВА, г. Ульяновск

Правильно говорят старые люди: с кладбища ничего нельзя забирать домой. Я убедилась в этом на собственном опыте.

Несколько лет назад мы с мамой, сестрой и братом по весне поехали в деревню — навестить и прибрать могилу отчима. Увидели, что на скамейке возле захоронения лежит наше старенькое покрывало с кресла. До нас могилу посещали мои дочь с зятем, вот и забыли.

Я свернула покрывало, положила в пакет, подумала: пригодится на даче.

Мы убрали могилу, обновили венки. Затем сели, помянули и пошли с кладбища.

Но я вдруг почувствовала себя плохо: у меня разболелась голова, стало подташнивать. По мере того, как мы удалялись от кладбища, мне становилось все хуже и хуже. Даже пришлось присесть на лавочку у ближайшего дома, а потом и вызвать скорую помощь.

Оказалось, что у меня подскочило давление. Мне сделали укол, но полегчало нескоро. Мы даже опоздали на рейсовый автобус, пришлось добираться на попутке. И вдруг меня осенило — дело в покрывале, которое я забрала с кладбища!

Я мысленно стала просить прощения за свою оплошность у покойного отчима и других умерших родственников. И почувствовала, как мне стало легче. А то злосчастное покрывало, не занося домой, я отнесла на помойку. Не знаю, что это было: совпадение или действительно покойники решили меня наказать.

Таисия ЕГОРОВА, г. Димитровград Ульяновской обл.

Почему нельзя ничего брать с кладбища

Герань с кладбища

В 1984 году умер наш отец. Его похоронили на новом кладбище, недавно открытом за городом. Каждое воскресенье я, мама и сестра ездили к нему. Приберем, помянем. Мама посидит около могилки и пойдет гулять по кладбищу. Мы ее ругали: приехала к отцу — будь около его могилы.

Осенью на кладбище поехала я одна. Когда возвращалась, устала и остановилась около одной могилы. Там на лавочке сидела пожилая женщина. На могиле росли кусты герани. Такую герань я видела впервые — ярко-красная, пушистая.

Женщина спросила: «Нравится?» — и вырвала для меня из земли один кустик. Тогда я еще не знала, что с кладбища ничего брать нельзя. Приехав домой, посадила герань в горшок. Она не завяла, но выглядела не очень.

Мама наша тем временем изменилась. Сильно тосковала по отцу, плакала, все учила нас с сестрой, как жить после ее смерти. Летом я пересадила цветок на грядку. Буквально за неделю он ожил. Зато мама слегла. Вскоре она умерла. Когда соседки во дворе с ней прощались, одна из них сказала:

— Какая герань красивая! Сорви, положи матери на могилку.

Я так и сделала.

Позже, став мудрее, я поняла, что соседку надо благодарить. Цветок, принесенный с кладбища, мог забрать жизнь не только мамы, но и мою, и сестры. А так герань вернулась туда, откуда я ее привезла, и больше никому не причинила вреда.

В пасхальные праздники дети собирают сладости с могил. Объясняем, нормально ли это

На днях жительница Свердловской области Наталья опубликовала в своём инстаграме фотографию дочери с подробным рассказом о том, как девочка собирала сладости на кладбище во время пасхальных праздников. Мнения в интернете разделились: одни считают это недавно появившейся жутью, другие — милой пасхальной традицией. Medialeaks объясняет, откуда это пошло и нормально ли собирать конфеты с могил.

Скриншот поста Натальи, в котором она описывает поход с детьми на кладбище, был опубликован на портале «ЯПлакал» и собрал там множество комментариев.

Женщина описывает поход со своими детьми на местное кладбище. Они пошли туда на родительский день (так часто называют Радоницу), чтобы дети смогли по поводу праздника собирать конфеты.

Ирина ждала этот день больше всех. Приготовила себе пакет, чтобы конфет собрать. С самого утра переживала, что я её со школы быстро не заберу, а то ведь одноклассники вперёд её уйдут собирать. Как приехали на кладбище, так её только через два часа я нашла. Уже думала, что конфетные конкуренты её замочили Смотрю, вся красная, уставшая и прёт целый пакет (майка) конфет. Целый год можно поминать и весь двор детей угощать ещё. Столько детей собирало, тьма, и каждый по огромному пакету на хребте пёр.

Наталья написала, что ей приятно наблюдать за детьми, которые «бегут наперегонки, чтобы быстрее урвать себе горсточку». Женщина упомянула, что сама она также купила килограмм шоколадных конфет, чтобы дети могли собирать их.

Я когда была в их возрасте, тоже собирала, но тогда это была роскошь — найти конфетку.

Оригинальный пост разошёлся по пабликам во «ВКонтакте», его заметил журналист Олег Кашин и запостил у себя в фейсбуке. Большинство комментаторов, кажется, необычную традицию не оценили.

Видимо, из-за начавшегося хайпа Наталья даже удалила свой профиль в инстаграме. Между тем некоторые пользователи рассказали, что где-то это совершенно обычная традиция. Правда, различается день: одни дети собирают сладости на Пасху, другие — на Радоницу.

Вопрос о сборе сладостей на кладбище во время пасхальных праздников давно волнует интернет, впрочем, — довольно редко. Обычно пользователи форумов спрашивают, знает ли кто-то ещё о такой странной традиции. Те, кто знают, чаще всего находятся в меньшинстве. Ответы бывают не менее специфическими, чем сами вопросы.

За исключением нескольких тем на форумах, интернет даёт не так много ответов о возникновении жутковатой традиции. Возможно, поэтому пользователи уже начали предполагать, что это какое-то новое явление путинской России, признак помешательства на религиозной тематике, случай сумасшествия, или выдвигать другие теории заговора. На самом деле, всё было не так.

На юге России — по крайней мере, в Волгоградской и Саратовской областях, а также в Ставропольском крае — традиции, по которой дети собирают сладости на кладбище, уже очень много лет. Обычно это развлечение для детей из небольших городов и сёл. Оно существовало уже, как минимум, в 1930-е годы. Правда, тогда дети собирали не сладости, поскольку их производилось не слишком много, а пасхальные яйца и домашнюю выпечку.

Конфеты, как правило, покупаются специально для того, чтобы положить их на могилу родственника на кладбище. Обычно кладут несколько конфет и пару пасхальных яиц. Детей, которые забирают угощения, просят помянуть умершего родственника. Затем ритуал повторяется.

Важно сказать, что событие чаще всего разворачивается на небольших деревенских кладбищах, где многие пришедшие знают друг друга. Пасхальные праздники здесь воспринимаются без драматизма, поэтому избавьтесь от жутких картин бредущих по грязи голодных детей, которые дрожащими руками собирают покрывшиеся плесенью конфеты, — это не так.

Возможно, корни этого мероприятия кроются в западной традиции «пасхальной охоты», когда дети собирают пасхальные яйца, спрятанные родителями в парке или в саду. Правда, не всегда удачно. Видимо, на юге России совместили «охоту» с традиционным пасхальным визитом на кладбище. Да, это может показаться очень странным, но так действительно бывает.

Черная Магия – заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Можно ли есть еду с кладбища?

Сообщений 1 страница 20 из 38

Поделиться12009-11-24 17:36:27

  • Автор: Светлана Соколова
  • Администратор колдующий
  • Откуда: Украина, Киевская обл
  • Зарегистрирован: 2009-07-14
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16246
  • Уважение: +13961
  • Позитив: +917
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    10 месяцев 2 дня
  • Активен 35 минут

Вот, хочу рассказать об одном, с моей точки зрения, любопытном обычае.
Мои предки из украинской деревни, находящейся в Киевской области, Переяслав-Хмельницкий район. Так вот, в этой деревне есть обычай, вернее, к этому относятся как к само собой разумеющемуся факту: на кладбище во время поминальных дней дети, да и не только дети, собирают с могилок конфетки и мелкую выпечку, фрукты в кульки, едят сами, угощают родителей, ну и тащат эти кульки домой, где лакомятся найденным еще несколько дней. Помню, у моей родственницы висела на стене такая плетенная кошелка, в которой годами хранились эти кладбищенские конфеты и еще те, которые ей давали “за царствие небесное” на многочисленных посещаемых ею похоронах. А ее внуки и другие приходящие в гости дети самозабвенно рылись в этой корзинке, выбирая лакомства повкуснее. И все знали, что конфетки – с кладбища или похорон, и ели себе спокойненько. мало того, эта бабка еще любила прихватить с кладбища пирожок или буханку хлеба, или там еще какое угощение, хотя ни бомжом, ни неимущей не была – просто так привыкла жить.
И еще. Хозяйки домой, находящихся близ кладбища, частенько бегали на кладбище рвать вишни на кисель, хотя у всех в садках этих вишен было масса, но кладбищенские почему-то считались вкуснее. Там же рвали цветы для сухих букетов, малину и землянику. На Тройцу мужики косили траву для застилания пола в доме (там такая традиция) только на кладбище, и традиционную осиновую ветку, которую ставили на воротах – “клечання” – вырезали тоже на кладбище, хотя осины росли не только там.
Вот такое отношение к кладбищу.
Сказать, что это кому-то мешает – нельзя. Упомянутая мной бабця живет уже больше 90 лет, пьет по утрам стопарик самогонки, читает газеты без очков и ходит с марта по ноябрь босиком, т.е. ни на душевное, ни на физическое здоровье не жалуется. Кладбищенский кисель едят всей семьей, и сухие букетики стоят на шифоньерах годами.

Я не призываю ничего тащить домой с кладбища, просто поделилась интересным обычаем моей родины.

Поделиться22009-11-24 18:03:52

  • Автор: Donna
  • Гость

SvSk, очень интересно. Вообще думаю тут и энергетика кладбище важна, и отношение к этому.
Сельские кладбище как то уютнее что ли. Там сильно ощущается дух предков, возможно поэтому данные угощения воспринимаются иначе.

Поделиться32009-11-24 18:12:52

  • Автор: Светлана Соколова
  • Администратор колдующий
  • Откуда: Украина, Киевская обл
  • Зарегистрирован: 2009-07-14
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16246
  • Уважение: +13961
  • Позитив: +917
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    10 месяцев 2 дня
  • Активен 35 минут

Donna
да, я спросила собственного дядю, почему траву нужно косить именно на кладбище, а не на лугу?
ответил, что оттуда она и пахнет лучше, и сочнее.

Поделиться42009-11-24 18:16:02

  • Автор: Норфет
  • Администратор
  • Откуда: Киев
  • Зарегистрирован: 2009-07-13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 10978
  • Уважение: +11482
  • Позитив: +4669
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    6 месяцев 23 дня
  • Последний визит:
    Вчера 23:44:35

Так эти же конфеты и прочие на кладбище оставляються не для того, что бы их птички клевали а покойникам, эти конфетки никчему. Это специально для поминов. А трава, защита предков.
Да мы напуганы кладбищенскими страшилками, но ведь известно, люди косившие траву и собиравшик кофеты, вопервых делали это не на простом кладбище, а на кладбище где лежали их предки и наверно не в одном колене. Хотя, я конечно бы тоже не стала

Поделиться52009-11-29 14:20:19

  • Автор: GataSalvaje
  • Пользователь
  • Откуда: Латвия
  • Зарегистрирован: 2009-07-13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 265
  • Уважение: +87
  • Позитив: +40
  • Пол: Женский
  • Возраст: 51 [1968-04-29]
  • ICQ: 397071793
  • Провел на форуме:
    7 дней 10 часов
  • Последний визит:
    2015-03-12 11:54:17

Я тоже читала, что конфетки и прочее на могилах оставляли именно для того. чтоб прохожий взял и помянул усопшего. Наоборот не хорошо, что оставленное для поминовение лежит подолгу и размачивается дождём. Но я бы тоже не решилась что-то взять и, тем более, съесть.

традиционную осиновую ветку, которую ставили на воротах – “клечання”

Светлана, а для чего эту ветку прикрепляют к воротам? Что это означает? Это оберег? Или что-то ещё? Что значит “клечання”? У нас в Латвии берёзовые ветки прикрепляют по бокам входа – оберег от злых духов. Но по моему. осину использовать логичнее!

Поделиться62009-11-29 14:34:03

  • Автор: Светлана Соколова
  • Администратор колдующий
  • Откуда: Украина, Киевская обл
  • Зарегистрирован: 2009-07-14
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16246
  • Уважение: +13961
  • Позитив: +917
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    10 месяцев 2 дня
  • Активен 35 минут

GataSalvaje
это делают только на Троицу.
“клечання” от слова кликать, звать.
то есть таким образом зазывали к себе в дом гостей. у кого перед двором или на заборе стоит такая ветка – ждет гостей, приглашает, закликает к себе в дом. то есть это своеобразный знак – заходите, вас ждут, вам рады.
но, думаю, тут языческие корни – в гости закликали добрых духов, умерших родичей (потому, скорее всего, и ветка с кладбища). ведь Троица, а у нас ее называют Зелена неділя (зеленое воскресенье), – это праздник языческий.

Поделиться72009-11-29 16:46:13

  • Автор: GataSalvaje
  • Пользователь
  • Откуда: Латвия
  • Зарегистрирован: 2009-07-13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 265
  • Уважение: +87
  • Позитив: +40
  • Пол: Женский
  • Возраст: 51 [1968-04-29]
  • ICQ: 397071793
  • Провел на форуме:
    7 дней 10 часов
  • Последний визит:
    2015-03-12 11:54:17

но, думаю, тут языческие корни – в гости закликали добрых духов, умерших родичей (потому, скорее всего, и ветка с кладбища). ведь Троица, а у нас ее называют Зелена неділя (зеленое воскресенье), – это праздник языческий.

Интересно. Первый раз узнала. что у осины может быть и такая роль. Всё-таки, здорово, что мы тут собрались из разных стран. У каждого есть что-то своё.

Поделиться82010-01-09 22:35:58

  • Автор: Лютик Аконит
  • Пользователь
  • Откуда: Красноярский край
  • Зарегистрирован: 2009-11-10
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1960
  • Уважение: +979
  • Позитив: +310
  • Пол: Женский
  • Возраст: 62 [1957-09-16]
  • Провел на форуме:
    17 дней 2 часа
  • Последний визит:
    2017-02-12 01:36:35

буханку хлеба, или там еще какое угощение, хотя ни бомжом, ни неимущей не была – просто так

Всё очень просто, хорошая деревня,там на погосте для них не просто мертвецы лежат, а их мамы , бабушки -Род, и они к ним в гости домой ходят, и в гостях лакамяться. Раньше так вся Русь делала,Ягоду садили на моглках родителей, чтоб малая детвора прийти могла и полакомиться-угоститься. Видно в этой деревне долго язычники жили, вот они и приучили к этому последуюшии поколения.

Поделиться92018-03-12 18:51:19

  • Автор: Мадб
  • Модератор
  • Откуда: Кенигсберг
  • Зарегистрирован: 2010-05-18
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 6740
  • Уважение: +6122
  • Позитив: +2872
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    5 месяцев 16 дней
  • Активен 8 минут

Да ведь на самом деле – брали не только с могил родных, это вообще было нормально. И открою страшный секрет – от этого не только никто не умер, а даже и не заболел. Вот точно вам скажу – с семидесятых по середину девяностых никто не беспокоился. А потом к нам пришла Степанова, и все узнали, что уже зомби)).
Хоть в ее книгах и имеются рабочие вещи, многое она на ходу выдумывали, или скорее, коллектив авторов выдумывал, чем бы удивить. И в итоге запугали.. несколько миллионов. Теперь ко всему с кладбища относятся как к цианиду.
Давайте-ка восстановим истину. Кто помнит достепановский времена – пишите
– Из каких краев, и брали ли еду или растения с кладбища.
Кто не помнит – спросите у матерей и бабушек и тоже пишите.

Начну – Кыргызстан. Все брали спокойно. Травы использовались для лечения. Некоторые для этого специально сажали.На кладбищах до сих пор пасут скот.

Поделиться102018-03-12 23:35:39

  • Автор: Aspro
  • Новичок
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован: 2014-01-14
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 46
  • Уважение: +17
  • Позитив: +146
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    12 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 15:40:46

– Из каких краев, и брали ли еду или растения с кладбища.
Кто не помнит – спросите у матерей и бабушек и тоже пишите.

В Подмосковье с кладбища ни еду, ни растения не берут.
В детстве с братом гуляли по кладбищу годах так в начале восьмидесятых и наелись какой то травы. Очень хорошо помню, что взрослые нас здорово отругали и запретили это делать.

Поделиться112018-03-12 23:39:36

  • Автор: Светлана Соколова
  • Администратор колдующий
  • Откуда: Украина, Киевская обл
  • Зарегистрирован: 2009-07-14
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16246
  • Уважение: +13961
  • Позитив: +917
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    10 месяцев 2 дня
  • Активен 35 минут

Ну я уже написала в заглавном сообщении.
в этом году выкопала георгину возле могилки покойной жены моего мужа и на зимовку отправила в погреб. и жива.

Поделиться122018-03-13 01:15:37

  • Автор: Марийка
  • Модератор
  • Откуда: Краснодар
  • Зарегистрирован: 2012-01-29
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 6564
  • Уважение: +4280
  • Позитив: +5898
  • Пол: Женский
  • Возраст: 37 [1982-12-08]
  • Провел на форуме:
    5 месяцев 9 дней
  • Последний визит:
    Вчера 23:11:39

Так вот, в этой деревне есть обычай, вернее, к этому относятся как к само собой разумеющемуся факту: на кладбище во время поминальных дней дети, да и не только дети, собирают с могилок конфетки и мелкую выпечку, фрукты в кульки, едят сами, угощают родителей, ну и тащат эти кульки домой, где лакомятся найденным еще несколько дней.

у нас тоже самое. На родительский день, на кладбище оставляют конфеты, выпечку, в кулечки маленькие или на салфетках, прям на могилке и их принято собирать, чтобы помянуть. Детвора разная ходит и собирает по всему кладбищу, также вешают платки на памятник или крест, эти платки снимают и носят, те что по-лучше снимают (перед уходом уже) и другим родственникам отдают, которые пришли тоже помянуть. У меня есть такой платок (красивый красный шелковый ), тоже дальняя родственница сняла с памятника своей другой родственницы перед уходом и мне отдала, т.к. жалко было что бы чужие забрали и нельзя отказываться. Конфеты никогда не собирала по могилкам, а вот платки когда-то и сама снимала совершенно с чужого памятника.. считается, что когда голова болит надо надеть такой платок, чтобы перестала да и просто носить можно.

Поделиться132018-03-13 01:18:41

  • Автор: Марийка
  • Модератор
  • Откуда: Краснодар
  • Зарегистрирован: 2012-01-29
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 6564
  • Уважение: +4280
  • Позитив: +5898
  • Пол: Женский
  • Возраст: 37 [1982-12-08]
  • Провел на форуме:
    5 месяцев 9 дней
  • Последний визит:
    Вчера 23:11:39

Травы использовались для лечения.

т.е. срывали с могил, заваривали и пили? С родных могил или чужих?

Поделиться142018-03-13 08:36:33

  • Автор: Lialia
  • Пользователь
  • Откуда: город без дорог
  • Зарегистрирован: 2017-03-22
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 315
  • Уважение: +422
  • Позитив: +546
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    14 дней 4 часа
  • Последний визит:
    Сегодня 16:46:43

У нас как бы двойственное отношение к этому. Основное население да, считает, что все, что с кладбища – это лютый йад)) и не дай бог, не дай бог. А вот цыгане и цыганята массово собирают помин и вроде как вымирать не собираются, напротив, румяны и плодовиты) Матушка рассказывала, что в ее детстве в деревне собирать ягоду на деревенском погосте – нормальное дело было.

Поделиться152018-03-13 08:50:38

  • Автор: ос
  • Пользователь
  • Откуда: Тимашевск ,Краснодарский край
  • Зарегистрирован: 2016-08-05
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 707
  • Уважение: +697
  • Позитив: +1515
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    1 месяц 10 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 23:24:10

у нас тоже самое. На родительский день, на кладбище оставляют конфеты, выпечку, в кулечки маленькие или на салфетках, прям на могилке и их принято собирать, чтобы помянуть. Детвора разная ходит и собирает по всему кладбищу, также вешают платки на памятник или крест, эти платки снимают и носят, те что по-лучше снимают (перед уходом уже) и другим родственникам отдают, которые пришли тоже помянуть. У меня есть такой платок (красивый красный шелковый ), тоже дальняя родственница сняла с памятника своей другой родственницы перед уходом и мне отдала, т.к. жалко было что бы чужие забрали и нельзя отказываться. Конфеты никогда не собирала по могилкам, а вот платки когда-то и сама снимала совершенно с чужого памятника.. считается, что когда голова болит надо надеть такой платок, чтобы перестала да и просто носить можно.

На хуторах кубани тоже такие традиции. Я когда вышла замуж на хуторе со свекрами жили и вот на «Провода» так называется на местном диалекте Ррдительский день который через 7 дней после Пасхи, вся родня собирается на «гробках» придя на кладбище повязывают платки и отрезы ткани по 3 метра на кресты женщинам -покойницам( на платьтя) на пошив платьев, полотенца и рубашки ( сорочки мужские)на мужские надгробия. Стоят или сидят до 11 утра около своих родных могилок, ну и прохаживаются по кургану ( а кладбища хуторские всегда имеют форму кургана, не плоские как в станицах и городах) встречаются с теми кто переехал с хутора в другое место жительства , но на Провода всегда посещает родню похороненную . А в 11 дня местные « читаки» ( тоже местное название бабушек, которые на каждых хуторских похоронах сидят ночь и время до похорон с покойником , делают и контролируют чтоб покойника правильно обмыли, обрядили и отпели ,и перед выносом покойника они же и читают отходные молитвы ( не было церкви в хуторе) а батюшку надо было привозить из райцентра и не у всех была такая возможность, да и моды такой не было до 95 года, потом после похорон брали родственники землю с гробика и везли в церковь запечатывать). Так вот в 11 эти читаем на кладбище читают молебен с потом начиналась такое действо. С могилок снимались повязы( туани рубахи и полотенца с платками) и раздавались родне или на выбор кому из знакомых и детворой разбиралась вся снедь ( Паски, пироги, яйца крашеные, конфеты и печенье) а взрослые спускались вниз и там у подножия кургана по периметру были сколочены длинные столы , где рассаживались все все, кто приехал на Провода, накрывались столы и проходили поминальные обеды до 14 часов дня. Причём это совсем не по походному, там всегда были и горячие блюда ( не жидкие) но мясо запечённое, блины с начинкой, пироги и овощи всего было, столы ломились. Что не доедали-разбирали по домам и ели дома или раздавали родне и знакомым. Все продукты с гробков тоже неслись баулами домой, там не один и не два кг сладостей приносились и тоже съедались в течении какого-то времени, ну или скармливались домашним животным или птице ( куры и тд) . А вот сено на кладбище корове косила только баба Маша-читалка, по прозвищу Почтарька( долгое время она работала почтальоном , оттуда и прицепилось. Тоже , в итоге , никто не пострадал от принося с кладбища продуктов и предметов. Это все в порядке везёт и естественно воспринимается и по сей день так происходит.

Еда на кладбище

Посещение места поминовения усопших – важнейшее действие тех, кто помнит своих уже умерших близких, чтит их и любит. Поминальные походы на погост проводятся несколько раз в году. Каждое посещение могилы сопровождается большим и не очень застольем здесь же. Но далеко не все знают, можно ли есть на кладбище принесенную еду и выпивать спиртные напитки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Кладбище и еда — описание и история традиции

Первые упоминания о принесении пищи на место поминовения умершего относится к эпохе язычества. Известны они благодаря Повести временных лет (Х век). Тогда продукты питания использовались для задабривания богов и прошения у них более милостивого отношения к покойному. Называлась процедура тризной. Проводилась она при непосредственных похоронах человека. Предки считали, что чем богаче поминальный стол, тем более щадяще боги отнесутся к усопшему.

С появлением христианства на Руси тризна практически полностью истребилась. Сохранились лишь некоторые отголоски язычества, которые действуют и поныне. Православная Церковь считала еду на могилах недопустимой, хотя к поминанию усопших молитвой призывала. Тогда кладбище посещали лишь для оплакивания покойного.

Исключением считалась лишь поездка на христианский погост после церковной службы. Так получалось, что крестьяне приезжали поминать близких к вечеру. Обусловлено это было долгой и опасной дорогой к месту захоронения. В такой ситуации приносить еду на кладбище (освященные куличи и яйца) и есть ее там было более чем нормально.

Именно эта традиция и сохранилась в наши дни. То есть приносится еда на кладбище не для поминовения души покойника, а для утоления собственного голода живых людей. Приносят на место захоронения не всегда освященные продукты питания. Чаще всего в ход идут приготовленные дома или купленные в магазине блюда.

Можно ли класть на кладбище еду?

Вопрос о том, можно ли брать еду на кладбище по сей день спорный. Одни родственники умерших веруют, что продукты следует оставлять на могиле для удовлетворения физических потребностей покойного, другие – что пищу заберут приближенные в Богу нищие и помолятся за умершего, третьи же не приносят еду на могилы вовсе.

Чтобы разобраться в данном вопросе, надо вновь обратиться к традициям наших предков. Священники утверждают, что нести пищу на поминальное место следует только в том случае, если здесь планируется проведение большого периода времени (затяжная уборка). В такой ситуации еда может понадобиться для перекуса. Поминать же продуктами питания умерших не следует, но и не возбраняется. Главное, если еда на погост и была принесена, — следует раздать ее малоимущим или знакомым. Следует попросить человека употребить пищу самостоятельно и помолиться за усопшего Богу.

Не менее спорным является вопрос о том, можно ли пить на кладбище спиртные напитки. С одной стороны, священнослужители разрешают выпивать глоток красного вина (ведь это наставление Иисуса). С другой же, брать на место захоронения алкоголь нельзя вовсе.

Традиция обязательного поминовения с помощью алкогольных напитков уходит корнями в период Великой Отечественной войны. Именно таким образом сослуживцы поминали погибших друзей на месте их упокоения. Раннее обычая пить спиртное не было вовсе. Однако, придерживаться его или нет – решение каждого. Главное – вспоминать близкого человека в сопровождении с молитвой. Физическое окружение поминовения (пища, алкоголь) не так важны. Необходимо лишь помнить о соблюдении меры и не брать на душу грех.

Зачем усопшим физическая пища?

Беря на место поминовения усопшего продукты питания, вы должны помнить, для чего приносят и оставляют еду на могилах умерших. Кладут пищу на место захоронения не для того, чтобы покойник «ел» любимые им при жизни блюда. Нет. Делается это для того, чтобы после прочтения молитвы преподнести пищу в качестве милостыни малоимущем. Такие люди приближены к Богу сильнее, а значит, что их молитва будет услышана раньше. Священники рекомендуют отдавать бедным людям не деньги, а еду. Денежные средства они могут использовать для покупки алкоголя. А пищу они забирают и едят с удовольствием, радостью.

Помните, зачем на кладбище оставляют еду. Делается это не для удовлетворения физических потребностей покойника и для того, чтобы его душа «поела», а для пожертвования в его честь. Однако, прибегать к такому способу милостыни не рекомендуется. Прежде чем положить и оставить принесенную пищу на могиле вспомните о бедных, не имеющих пропитания людях. Гораздо правильнее будет отдать продукты питания им в руки. Так вы точно будете уверены в том, что человек поест, и, соответственно, благое дело выполнено.

Что можно носить на место поминовения усопших?

Если вы твердо решили брать на поминки так называемые подати, то вы должны знать, что носят на кладбище из продуктов. В принципе, для предоставления в качестве милостыни подойдут практически любые продукты. Однако, предпочтение следует отдавать следующему перечню:

  • Кутья (или ее аналоги);
  • Яйца (крашенки);
  • Блины (с начинками и без);
  • Печенья и конфеты;
  • Печеные изделия (пирожки, куличи и иные высококалорийные продукты).

Включить в подати можно и иные нескоропортящиеся продукты. Помните, что употреблять их в пищу будут малоимущие, поэтому уделяйте внимание сытным изделиям.

Продукты, которые приносить на погост запрещено

Первое, что точно не стоит нести на кладбище – это водка. Батюшки призывают православных вовсе отказаться от алкогольных напитков на месте поминовения усопших. Но если данная традиция слишком близка вам, следует хотя бы заменить крепкие напитки красным вином. Пить же его следует в небольших количествах. Помните, что Иисус призывал нас не упиться! Класть стакан с алкоголем на могилу или нет – выбор прихожан. Церковь категорически против такого обряда, считая его языческим и даже магическим.

Отказаться следует и от скоропортящихся продуктов. Каким бы не было кладбище, здесь наблюдается антисанитария (особенно у земли). Поэтому мясные и молочные блюда могут очень быстро портиться, становясь потенциальной угрозой для здоровья людей, которые решат покушать таким образом.

Почему нельзя есть на кладбище?

Принося еду на место упокоения умершего, вы должны понимать, что продукты следует отдать малоимущим или просто знакомым (которые и будут кушать пищу). Есть их самостоятельно нельзя. Церковь настоятельно рекомендует отказаться от данной привычки в пользу чтения молитвы. Ведь умирает человек, а не его душа. Последняя особо нуждается в поддержке и спасении со стороны ныне живых родственников.

Люди, которые едят на кладбище, не совершают страшный грех. Но этим они и не помогают душе умершего избавиться от тягостных мук, выпавших на ее долю. Не следует есть принесенную вами еду. Отдайте ее лучше в качестве милостыни или накормите ею животных. Таким образом вы совершите благое дело, посвященное умершему человеку. Следовательно, поминовение будет иметь смысл.

Можно ли забирать еду домой и почему?

Православные все еще едят на погосте и никак не перестанут спорить на счет того, можно ли брать еду с кладбища домой. Единой верной позиции нет. С одной стороны, если вы оставили пищу на могиле, то ее может забрать малоимущий, который съест подать и прочтет молитву за покойника. С другой же – продукты могут просто испортиться, что окажется знаком неуважения в сторону умершего. Но ни в одном из случаев забирать еду домой не стоит. Намного правильнее будет передать ее в руки нуждающимся лично. Они и пищу скушают с удовольствием, и умершего помянут добрым словом.

Согласно еще одной версии, на кладбище своя энергетика. Это место полностью принадлежит мертвым, мир которых не изучен нами вовсе. Забирать с места захоронения воду и продукты – значит забирать с собой плохую энергетику. Допускается такое поведение только для тех людей, которые не имеют что есть и не подразумевают под данными действиями злые помыслы.

Наличие еды на кладбище – очень спорный и неоднозначный вопрос. Священники в один голос твердят о том, что носить продукты питания и алкогольные напитки на место захоронения нельзя. Главное – сопроводить поминовение соответствующей молитвой за умершего. Однако, количество прихожан с большими пакетами еды и податей, предназначенных для поминального застолья на кладбище, не сокращается из года в год. Брать с собой блюда и выпивку или нет – решать лишь вам. Только помните, зачем вы приходите на погост, и не забывайте помянуть усопшего молитвой и добрым словом.

Ссылка на основную публикацию