Секреты красоты советских женщин: что применяли во времена СССР

«Я вам женщина, а не товарищ»: три секрета красоты наших бабушек

В одном из интервью эксперт моды Эвелина Хромченко отметила:

«Моя бабушка любила платья-футляры и трикотажные джемперы, всегда ходила на каблуках, с маленькой сумочкой и пользовалась коралловой помадой».

Я поинтересовалась секретами стиля и красоты своей бабушки. Думала, что услышу что-то про огуречные маски и втирание яйца в волосы, но первое, что она сказала, было: «Помада!»

Губная помада, пудра и тушь-«плевалка»

Ярко-розовая, морковная, коричневая и алая – выбор палитры был невелик, ассортимент производителей – тоже, но тем больше советские женщины ценили губную помаду (фирмы «Дзинтарс», например). Когда она заканчивалась, остатки «добывали» с помощью спички!

Одна женщина рассказала, как в советское время из матовой помады самостоятельно делала перламутровую:

«Покупаешь обычную помаду за 35 копеек и смешиваешь ее с зубным порошком».

Пишут, что особенно популярна яркая губная помада стала благодаря советской киноактрисе Любови Орловой.

Любовь Орлова (фото: www.eva.ru)

Ароматная пудра «Красная Москва» в картонной коробке и прессованная тушь от «Невской косметики» за 40 копеек – ещё один «мастхэв», как бы сейчас сказали. В комплекте была кисточка в виде зубной щетки, а сама тушь была суховата. Чтобы накрасить ресницы, в неё нужно было добавить немного жидкости. Понятно, что часто в неё попросту плевали – так тушь получила название «поплюйка» или «плевалка». Совсем, конечно, не изысканно, зато я слышала от многих женщин, что это была лучшая тушь из тех, которыми они пользовались: была натуральная, не размазывалась и давала «драматический» объем.

Тушь, помада, пудра, румяна и лак для ногтей советского образца

Палитра теней для глаз, опять же, была скромная. Это легко заметить по кадрам из советских кинофильмов: куда ни глянь – все фантазии на тему голубых век.

Барбара Брыльска в “Иронии судьбы” и Наталья Кустинская в “Иван Васильевич меняет профессию” (фото: www.liveinternet.ru)

Советская промышленность долгое время не производила кисточек для макияжа, поэтому в пособиях для продавцов советского времени было пояснение: тени наносят на веки «кончиком пальца».

Беспокойная ночь на бигуди

Это сейчас всё просто: разогрела коническую плойку, накрутила за полчаса кудри – и готова. Раньше, рассказала мне бабушка, тем, кто не делал химическую завивку, нужно было целую ночь спать на бигуди, чтобы выйти на работу «при параде». Думаю, эти советские бигуди, электрические и обыкновенные, ещё у многих сохранились.

Спать на них было – настоящая морока. Хорошо ещё, если результат удовлетворил. А бывало: один локон выбился, другой не завился, третий получился слишком мелкий…Что делать! Если под рукой оказался лак для волос «Прелесть» — закрепили красоту и на работу. А если лака нет, «сбрызните расческу духами и причешите волосы, — советовали советские журналы. – На волосах останется ненавязчивый аромат, который будет окутывать вас лёгким облаком».

Фото: Денис Ромодин

Парикмахерские в больших городах СССР были не просто «салонами красоты», а местом, где женщины общались по душам, узнавали последние новости, отдыхали. Большинство из них не имели собственного названия, салоны с именем были редкостью и хотя бы за это уже считались лучшими.

Московская парикмахерская “Чародейка” и её посетительницы (фото: РИА Новости)

Самой известной парикмахерской советской Москвы была «Чародейка», открывшаяся в начале 70-х годов на Калининском проспекте, ныне Новом Арбате. Просторный зал, лучшее оборудование, мастера-победители конкурсов парикмахерского искусства и даже кафе на втором этаже, где можно было скоротать время, прославили «Чародейку» как самый роскошный салон Москвы. Чтобы подстричься здесь, записываться приходилось задолго, а вот цены на парикмахерские услуги были немногим дороже, чем в других салонах, потому что устанавливались государством в соответствии с тарифом региона.

Баня по выходным

Вспомните, как популярны были в советское время общественные бани. Воскресный поход в баню моя бабушка назвала третьим секретом красоты и хорошего самочувствия, который стоило бы взять на вооружение и современным девушкам. Баня снимает стресс, даёт возможность «отдохнуть» почкам, помогает организму избавиться от токсинов, расслабляет мышцы и сухожилия, что актуально и для постоянно сидящих офисных работников, и для тех, кто активно занимается спортом.

Ну и, конечно, после бани кожа становится просто «младенческая», особенно, если вы взяли с собой скрабы, мёд и «свежий» банный веник.

Реклама косметики советских времён

Секреты красоты советских женщин: что применяли во времена СССР

Советские «салоны красоты», которые в основном назывались просто парикмахерскими, прочно ассоциируются с рядами сушуаров, под которыми листают журналы советские модницы в ожидании, когда перманент подействует на волосы. Еще один образ — парикмахер в белом халате, сооружающий высоченную бабетту. Парикмахерские были не только местом для приведения себя в порядок, но и центром знакомств и обмена сплетнями.

Здесь можно было устроить на голове «взрыв на макаронной фабрике» с помощью химической завивки, взбить бабетту или завить кудри «как у Орловой». Можно было даже сделать маникюр или педикюр, если повезет, или хотя бы просто освежиться одеколоном. Вся красота жила пару дней, после чего посетителю салона приходилось вновь вставать в очередь за следующей порцией красоты.

В прямом смысле слова салонов красоты как таковых в СССР не было: как мы уже сказали выше, были парикмахерские, и не у каждой из них даже было свое название и вывеска. Как и в любом другом деле, включая здравоохранение и пошив одежды, для советского человека было важно найти своего мастера, к которому потом можно было годами ходить в соседний подвал за углом и еще водить туда все свое семейство.

В хороших парикмахерских мастера строго делились на мужских и женских; «универсалы» в основном работали на периферии и в парикмахерских при вокзалах, банях и других местах общественного пользования. Ничего удивительного: женщинам хотелось хотя бы частично сохранить тайну превращения из золушки в принцессу, да и мужчины не горели желанием демонстрировать такие интимные процессы, как бритье, стрижка усов и бороды, а может, даже и окрашивание волос.

Салоны с оригинальными названиями обычно оказывались самыми лучшими и популярными. Одной из самых знаменитых в Советском Союзе парикмахерских была «Чародейка» на Калининском проспекте (сейчас — Новый Арбат) в Москве. Салон открылся в начале 1970-х годов и быстро завоевал популярность среди столичных жителей. Желающих постричься или сделать укладку ждал огромный зал с панорамными окнами на улицу, самое передовое оборудование и мастера, побеждающие в различных профильных конкурсах. Конечно, новое оборудование в Москве было проще достать, чем в регионах, но тем не менее «Чародейка» в этом смысле всегда отличалась.

Каждая мечтала сделать модную прическу и стрижку в «Чародейке», но не каждая имела такую возможность: очередь на стрижку длилась несколько недель, на всех желающих мест не хватало. Вот тут бы и пригодилась дружба с парикмахером. Наверняка такие привилегии были у завсегдатаев «Чародейки» — актрис, певиц и жен высокопоставленных советских чиновников. Гламура добавляло и наличие кафе на втором этаже, где, дожидаясь назначенного времени, посетительницы могли за чашкой кофе обсудить городские новости. «Чародейка» стала поистине легендарным местом, и вскоре парикмахерские по всему Союзу тоже стали так себя называть.

Несмотря на элитарность, «Чародейка» была такой же демократичной в плане цен, как и остальные советские салоны: прейскурант утверждался на государственном уровне и мог лишь слегка отличаться с поправкой на регион.

Сколько же стоили парикмахерские услуги в СССР? К примеру, в мужском зале можно было постричь усы за 40 копеек, бороду — за 55 копеек. Мужская «модельная» стрижка стоила всего 40 копеек, а полить все это дело одеколоном обошлось бы в сумму от 5 до 20 копеек в зависимости от категории одеколона.

Модная женская стрижка по методу «Сассун» — от знаменитого стилиста и парикмахера Видала Сассуна, который совершил настоящую революцию в мире моды в 1950-х годах, предложив вместо сложных локонов и укладок простые в укладке женские стрижки, — стоила в среднем 1,6 рубля. Завивка волос на бигуди стоила 80 копеек. Полный комплекс услуг, включавший химическую завивку и стрижку, обошелся бы советской моднице в целых 5 рублей.

В женских залах творилось волшебство, и не все секреты хотелось раскрывать мужчинам. Некоторые из них были довольно отталкивающими. Ведь профессиональные средства, которые закупались централизованно, быстро заканчивались, и мастерам приходилось прибегать к народным приемам.

К примеру, они могли мыть волосы пивом и им же смачивать локоны перед тем, как накрутить их на бигуди, для лучшей фиксации. Как все это пахло, можно только догадываться. Кончился лак для волос? Не беда: в ход шла вода с сахаром, которая отлично справлялась с фиксацией начесов. «Отлично» — это оценка в условиях, когда нет ничего лучше, и всего остального тоже нет. Конечно же, все это легко распадалось при малейшем дожде и держалось недолго.

Откуда бралась в СССР мода на прически и стрижки при закрытом «железном занавесе»? После выхода на экраны фильма «Колдунья» 1956 года в моду вошли прямые пряди. В 1959 году состоялась премьера картины «Бабетта идет на войну» с молодой Брижит Бардо в главной роли, и образ актрисы настолько вдохновил советских зрительниц, что они ринулись в парикмахерские делать себе прическу как у нее.

Чем больше было объема, тем круче была бабетта: в прически подкладывали вычесанные волосы, капроновые чулки и даже банки. В начале 60-х все ходили с начесами: и взрослые женщины, и юные девушки. В школах проверяли учениц на предмет наличия начесов и отправляли домой, если прическа была недостаточно гладкой. Увлечение объемом привело к созданию прически «улей», которую можно было создать даже на волосах средней длины. Женщины, у которых были шиньоны, завивали их дома и уже готовыми несли в парикмахерскую, чтобы не тратить время на сидение под феном.

Любимые актрисы и певицы были примером для подражания в прическах. В свое время очень модными считались стрижка как у французской певицы Мирей Матьё, а также уложенные локоны, как у актрисы Любови Орловой. Считается, что она стала одной из первых среди советских женщин, кто решился на пластическую операцию. Простые соотечественницы ничего не знали о пластической хирургии, эту услугу нельзя было получить в парикмахерских, поэтому оставалось лишь с изумлением наблюдать, как Орлова молодеет год от года, и пытаться повторить эффект при помощи огурцов на глаза и сметаны на щеки.

Еще одна популярная московская парикмахерская — это «Красный мак» на углу улицы Петровка и Столешникова переулка. На самом деле это была очередная безымянная парикмахерская, но в народе ее прозвали именно так из-за того, что рядом находилось кафе с таким названием. Местные мастера славились на всю Москву своими навыками. Это было место попроще «Чародейки», но все равно занимать очередь нужно было сильно заранее. Количество желающих росло и оттого, что в городе ходила легенда, будто парикмахеры работают здесь в халатах на голое тело.

Бьюти-бокс по-советски: секреты макияжа в эпоху дефицита

Люди стремились быть красивыми во все времена — но в СССР это давалось им особенно тяжело. Рассказываем, во сколько обошлась бы советскому гражданину пластическая операция, какой была идеальная женщина по версии партии (спойлер: чистой) и зачем на голову лили пиво.

«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.

Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:

«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»

Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.

Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:

«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».

Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.

Белая ночь. Реклама. 1930-е. Источник

«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник

Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:

«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».

Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:

«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».

Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.

«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник

В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:

«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».

Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.

Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.

Любовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник

Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.

Фрагмент из фильма «Весна»

Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.

Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».

Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».

Карикатура из журнала «Крокодил». Источник

Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.

Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.

Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.

Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Вместо привычных нам щипцов женщины использовали для завивки ресниц раскаленную вилку или обычный… столовый нож. В романе Андрея Битова «Пушкинский дом» лирический герой с удовольствием разглядывает, как прихорашивается его возлюбленная:

«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные… Эта возня с колющими и режущими предметами (у самых глаз!) казалась Леве рискованной и опасной, а то спокойствие и деловитость, с каким Фаина это всё проделывала, и восхищали, и пугали его, как смелость артиста в цирке».

Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:

«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».

Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».

Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.

Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.

Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».

Кадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник

Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.

Ирина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник

Советская реклама. Помада

Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.

После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.

В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.

Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.

Секреты красоты советских женщин: что применяли во времена СССР

Страницы

Секреты советской красоты

Косметики в СССР было очень мало, а если и было, то ее не покупали, ее доставали. И не важно было, нравится аромат туалетной воды, цвет теней или помады, подходит ли оттенок пудры. В конце концов можно было сдать непонравившийся товар в комиссионный магазин…

То без чего сложно представить себе макияж тех лет — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками.

Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрёпанную жизнью обувную щётку.


Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.


Зубной порошок. Помимо жёсткой абразивной чистки зубов можно было ещё столовые приборы почистить. Вот она мультифункциональность того времени!


Шампунь “Кря-кря”, пахнущий ирисками и карамелью! Волосы, лёгкие, как пух — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос “Прелесть” так, что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.


В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были Румяна “Este Lauder” из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям.

Все женщины того времени мечтали о ‘золотых розочках’ Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior.

У моей мамы была “ланкомовская” пудра, вещь использующаяся по назначению только по особому случаю, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал ещё один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем ‘Балет’ от фабрики “Свобода”, ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски.

Этот крем кстати несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен “Балет 2000″.


Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:

Высшего качества — “Восток”, “Бархатистая”, “Балет”.

Группы А (хорошего качества) — “Красная Москва”, “Кремль”, “Эллада”, “Сказка”.

Группы Б (средняя) — “Маска”, “Камелия”, “Шипр”.
Группы В (массовая) — “Кармен”, “Сирень”, “Фиалка”.

Пудра “Ленинградская” для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры:

“Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном”.

Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно шире, чем ассортимент декоративной косметики.

Например, “Красная Москва”, она же “Любимый букет императрицы”. Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Фёдоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для “страны Советов”.

К 1917 году самого главы “Империи Брокара” уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался.

Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом N 2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на “Новую зарю”.

В 1925-м Мишель переименовал свои духи в “Красную Москву”, а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев.

Когда же “красный директор” решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул…

Если же «Красной Москвы» по какой-то причине не было, можно было купить и другие марки. Например, духи «Вечер»

Духи «Красный Мак»

Или импортный польский парфюм – почти как “настоящий французский” Climat.

Старшеклассницы и выпускницы тех лет отчаянно мечтали о “Наташе”.

Мужчины тоже не были обойдены вниманием.

О знаменитых “Шанель № 5″ советские женщины в большинстве своем знали только понаслышке, и очень мизерное количество дам пользовалось ими в реальной жизни.

Если спросить дам, чья молодость пришлась на эти годы, они вспомнят духи “Клима” и “Черная магия” от Lancôme, а также “Опиум” от YSL и “Фиджи” от Guy Laroche.


Необходимый атрибут модниц тех лет – кричащие лаки для ногтей.

Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но ради чего только не пойдешь во имя красоты?!

Назад в СССР: секреты советской красоты, актуальные и сейчас 1

Татьяна Лукашенкова, актриса Рижского русского театра им.Чехова:

– Я поздно «приобщилась» к косметике. В театре нам выдавали практически всю продукцию фабрики «ВТО» (Всесоюзное театральное общество. – Прим. ред.). Сама же я пользовалась нашим «Дзинтарсом». Но вот духи у меня были «не местные». Помню, мы с мужем поехали по путевке в Дом актера в Ялте. Тогда это было очень престижно, ведь собирались там звезды кино и театра. На пляже я познакомилась с одной женщиной, которая работала в сфере торговли (видимо, за счет своей предприимчивости она и достала такую по тем временам «элитную» путевку). Эта дама произвела неизгладимое впечатление. цветом своей помады. Она была не просто розового цвета, а имела необычный, восхитительный оттенок. Когда я набралась смелости и спросила ее, откуда же у нее такая помада, она ответила: «Деточка, покупаешь обычную помаду за 35 копеек, смешиваешь ее с зубным порошком, и вот тебе весь секрет». Фантазия у женщин тогда работала просто удивительным образом. Это же надо было до такой технологии додуматься! Сейчас, конечно, многие женщины в возрасте выглядят лучше, чем выглядели в молодости. А все благодаря новым технологиям и доступным хорошим косметическим средствам. Хотя я до сих пор иногда делаю себе кремы сама. Покупаю обычные недорогие российские кремы, например с оливковым маслом, и добавляю нужные мне витамины.

Ирина Сова, член Объединения деловых женщин Латвии:

–Болгарская косметика, «Дзинтарс», фабрика «Красная Москва» – это все, что приходит на ум, когда вспоминаешь эти времена. Конечно, тогда различные рецепты были лучшим выходом из положения. Сейчас они кажутся наивными по сравнению с тем, что нам предлагают новые технологии.

Помню, что, когда была школьницей, у меня волосы были ниже пояса, свои, красивые, натуральные. А моя мама была заядлой модницей и периодически экспериментировала с цветом волос. Причем эксперементы начинала с меня, так как у нас с ней от природы одинаковый цвет. Она брала кончик волос и окрашивала. Мой кончик волос благополучно срезали, а мама могла точно узнать, как будет выглядеть краска. Что мы на мне только не пробовали, даже первую краску Londa. Сейчас я очень рада, что времена косметического дефицита канули в Лету. Современная косметика предоставляет женщине такой широкий выбор, что можно с облегчением вздохнуть и забыть о бабушкиных средствах.

Ирина Винник, депутат Рижской думы:

– Мое самое яркое воспоминание из советского детства – коробочка из зеленого бархата, котороя стояла у мамы на прикроватном столике. Там, внутри, были духи «Рижская сирень». Эта коробочка всегда мне казалась чем-то волшебным, а духи – символом роскоши. Я, конечно, тайком всегда любила играть с волшебным флаконом в форме грозди, но однажды разбила увесистую пробку от духов. Тогда моему горю не было предела. А несколько лет назад я узнала, что «Дзинтарс» возобновил производство этого аромата. Теперь они выпускаются в маленьких флакончиках и в картонной коробке. И если я теперь куда-то езжу за границу, то обязательно беру с собой несколько экземплярчиков в подарок знакомым. И все женщины отмечают, что запах хоть сейчас и не модный, но завораживает. Он настоящий, цветочный.

Еще, я помню, у мамы была пудра «Красная Москва», в картонной коробке, которая очень сильно пахла. Что касается моего личного опыта, связанного с советской косметикой, то тут обязательно нужно отметить тушь за 40 копеек в картонной коробочке. К туши прилагалась кисточка в виде зубной щетки, только очень маленькой. И для того, чтобы накрасить глаза, нужно было капнуть на тушь немного воды. Знаете, это была лучшая тушь, которой я пользовалась. Она, может, и текла немного, но никогда не размазывалась.

Из детства еще помню, что в ходу в советское время был детский крем, которым у нас дома очень поощрялось пользоваться. Потому что другая косметика была не то что под запретом, но родители считали, что настоящая девушка должна пахнуть чистотой и свежим запахом мыла (так, кстати, было написано в книге Александры Брунштейн).

Помню жирные кремы «Дзинтарс» в не очень приглядных тюбиках, но именно они снимали грим с лица просто потрясающе (об этом мы даже беседовали с покойной Вией Артмане, делясь женскими секретами). Поэтому сейчас я до сих пор пользуюсь этим методом.

Ирина Савельева, хореограф:

– Из прошлого вспоминаются голубые-голубые тени с перламутром и жуткие накладные ресницы, которые очень плохо держались. Я их увидела на одной артистке цирка, которая потеряла одну из ресниц прямо на сцене. Было очень забавно наблюдать, как она моргает одним глазом. Еще одно воспоминание о ресницах – это советская тушь. Ее я «таскала» у старшей сестры, а потом ходила, словно с синяками под глазами. Со старшей сестрой связана еще одна забавная история. Как-то мы приехали в гости к дедушке, и сестра решила «сварить» бигуди, чтобы накрутить волосы. А советские бигуди представляли собой нечто невообразимое. В общем, сестра закинула их в кастрюльку на кухне, залила водой и куда-то отошла. А дедушка, подумав, что на плите что-то готовится, досолил воду для бигуди, попробовал «бульончик» и очень долго недоумевал, почему это «макароны» такие странные, так долго варятся и все равно будто деревянные.

Наталья Васильева, телеведущая:

– У мамы были духи «Красная Москва» и одеколон «Наташа», запах которого был не особо приятным, и мы мазались им, когда кусали комары. Еще помню, все охотились на духи Burve. А вообще о советской косметике могу сказать, что Niveja производства нашего «Дзинтарса» – лучший крем на все времена. Я от него лет 10 пыталаcь «уйти», но все равно возвращалась.

Не знаю почему, но вот старые «примочки», как огурец на глаза, чайные пакетики, у меня лично как-то совсем не прижились. Может, потому что я не видела особого эффекта от этих методов.

Еще одно мое воспоминание – как мы красили волосы. Терли на терке мыло, добавляли туда перекись и этой смесью осветляли голову. Сейчас я очень рада, что для окрашивания волос появилось столько щадящих и почти безвредных красок. Кстати, о волосах. Помню, вместо лака для волос мы использовали подслащенную сахаром воду. В один прекрасный день мы с подругой куда-то собирались. Она побрызгала сахарной водой челку и решила ее накрутить. А так как плойки в настоящем ее понимании у нас не было, а лишь самодельное нечто из паяльника и железной расчески, то ничем хорошим это, естественно, не закончилось. Паяльник нагревался молниеносно. А подружка заболталась, и ее челка, сдобренная сахарной водой и накрученная на злосчастный паяльник, благополучно «пережарилась» и отвалилась.

Эдита Иванникова, ведущий преподаватель Spa School:

– Я помню крем «Дзинтарс», им пользовались все и от всего. Niveja появилась уже чуть позже. Моя главная ассоциация с советской косметикой – это запах ланолина. Отчетливо помню, что в советские времена после похода к косметологу я еще неделю сидела дома, такими беспощадными «специалистами» они тогда были. Спасали натуральные рецепты. В то время была очень популярна «Пражская» маска из сока квашеной каспусты. Она обладала чудодейственными свойствами. Были также популярны белковые маски для жирной кожи и из желтка – для сухой. Конечно, ко всему добавлялись различные составляющие, такие, как сливки, например. Когда я попала на стажировку в Москву, нам рассказали интересный рецепт маски: тонкий слой творога плюс перетертое яблочко. Я тщательно перетерла творог, затем яблоко и положила маску своей маме на лицо. Я куда-то отошла, а когда вернулась, маски не было. Вначале я подумала, что мама ее просто съела или смыла, но, как выяснилось, маска просто вся «впиталась» в кожу. Эту маску я, наверное, могла бы порекомендовать и сейчас.

Пилингов в то время тоже не было, и мы тщательно «терли» лицо губкой «Бадяга». Для тех, у кого чувствительные нервные рецепторы, эта процедура была пыткой. Мне самой казалось, что у меня будто сняли кожу с лица.

Светлана Иванникова, актриса:

Помню, школьницей я выезжала специально в Москву и отстаивала 12-часовые очереди за итальянской косметикой Pupa. Она была дорогой и сложно добываемой, поэтому ее экономили. В результате, конечно, происходило полное засыхание, например, туши. Ее пробовали реанимировать и даже варили трубочки в кипятке. Страшно вспомнить! Но ведь надо же было соблазнять и производить впечатление! Рассыпчатые пудры наших мам и угольки для глаз наших бабушек не годились! Мы брали химические карандаши, синие или зеленые, и делали умопомрачительные стрелки. Разукрашивали себя, как индейцы, подручными материалами, хлопали по щекам, возбуждая румянец, и выходили на улицу.

Волосы мы ополаскивали пивом, накручивали на бигуди. Кстати, замечу, это было довольно эффективно. Пиво или кефир для ополаскивания волос я бы, пожалуй, рекомендовала и сейчас. А еще был в моей жизни крем «Пондс». Баночки этого крема выпускались двух видов: один для жирной, другой – для сухой кожи. Помню, купила тот, что удалось достать, и намазала на ночь, искренне веруя, что проснусь красавицей. Но проснуться было сложно. Просто-напросто не открывались глаза. Аллергический эффект, и мое лицо, простите, превратилось в попу. Этим кремом я впоследствии пугала детей своих друзей: мол, будут плохо себя вести – намажу их кремом «Пондс». Могу констатировать, что советская косметика была совершенно непригодной, даже вредной для жизни. Но все эти консерванты, химические добавки, токсические ароматизаторы сделали нашу кожу более дубленой и научили ценить хорошее, то есть полезное.

Екатерина Пидяш Фото: из личного архива героинь, из архива издательства, пресс-фото

Секреты красоты советских женщин в СССР

Шампунь был роскошью, несчастный зубной порошок не всегда был в продаже, а если где попадётся мыло, всё равно какое, люди брали впрок – сколько могли унести.

Вот и думается мне, что если в те времена женщины умудрялись достойно выглядеть, то сейчас сам Бог велел быть ухоженными красавицами — всё доступно.

Порывшись в советских книгах с рекомендациями для женщин (польских и болгарских), а так же, побеседовав с заставшими те дефицитные годы, я насобирала для вас рецептов.
Начнем с волос. Трихологи (если они уже были) стран соц. лагеря, убеждали народ:

«Мыть голову надо детским мылом, причем, жирные волосы раз в 5 дней, сухие раз в 12-14 дней».

Были те, кто соблюдал эти предписания, а остальные не ждали когда на голове кто-нибудь взгнездится, а делали натуральный шампунь по собственному рецепту. Вот один из них.

Медовый шампунь

30 гр. (упаковку) ромашки залейте 200 мл кипятка, дайте настояться 1 час, процедите и прибавьте чайную ложку меда. Этим раствором хорошо смочите волосы и через 30 минут смойте. Этот рецепт больше подходит для блондинок и рыжих.

Для всех остальных подходит аир, он, кстати, от перхоти и выпадения волос избавит.

Внутрь при выпадении, в то время советовали принимать чеснок — 1 дольку порезать и размешать в стакане простокваши, лучше на ночь, а потом в течение дня выпить.

Болгарские врачи предлагали от выпадения пить желатин, по-моему, по ложке в день. Современный витаминный препарат от выпадения «Фитовал», как раз сделан на основе желатина.

Дегтярное мыло в продаже было практически всегда, поэтому приноровились и им мыть голову. Оказалось, что это мыло здорово избавляет от перхоти и укрепляет волосы при регулярном применении.

Чтобы волосы мыть реже, некоторые использовали такую хитрость: на ночь присыпали корни волос тальком или мукой. Утром оставалось лишь хорошенько расчесаться, и на голове получалась шапка блестящих, уплотненных и чистых волос.

Если всё сделать правильно, то, во-первых, даже тонкие и редкие волосы будут казаться густыми, а во-вторых, они будут реже грязниться. Это вам на заметку.

Лицо

Особенно популярен в то время был огуречный лосьон.

Приготовить его можно вот по такому рецепту: 300гр. огурцов залейте стаканом водки, дайте настояться в течение 2-х недель, затем отожмите и процедите. Протирайтесь на здоровье!

Некоторые косметологи и сейчас советуют готовить вот такой очищающий мыльный крем:

Возьмите кусок детского мыла, пол — чайной ложки буры, 1 ч. ложку борной кислоты, 1 ст. ложку перекиси водорода, 1 ст. ложку камфарного спирта, 2,5 стакана воды.

Мыло измельчите на терке, поместите в эмалированную посуду, добавьте воду и поставьте на медленный огонь, а лучше подогрейте на водяной бане. После растворения мыла добавьте буру и борную кислоту, взбейте полученную массу, а после того как слегка остынет, добавьте перекись и камфорный спирт. Оставьте на несколько часов для затвердения.

Такой мыльный крем подходит и для жирной, проблемной кожи и для чувствительной увядающей, А немного увеличить его эффективность позволит добавление ложки салицилового спирта или пол-ложки нашатыря.

Недавно узнала, что когда при советской власти северные народности увидели мыло, то вначале, принимая за лакомство, с удовольствием его ели, особенно земляничное.

Часто в советских книжках можно встретить и рекомендации по чистке кожи солью.

Проводить её лучше после паровой ванны. Возьмите крем для бритья или мыльный крем, и добавьте к нему мелкую поваренную соль и питьевую соду. Нанесите на влажную кожу и тщательно очистите, особенно T – зону. До сих пор этот способ помогает некоторым девушкам бороться с комедонами.

Солью можно очищать не только кожу, но и зубы: просто насыпаете на зубную щетку вместо пасты и чистите пару минут утром и вечером.

Когда не было возможности достать популярную в то время зубную пасту «Ягодка», зубы могли почистить и простым хозяйственным мылом.

И что вы думаете, те, кто чистил зубы мылом, смогли надолго сохранить десны здоровыми, а зубы белыми. Если и вы захотите воспользоваться этим советом, то ищите самое темное, почти черное хозяйственное мыло.

А сократить поры и уменьшить жирность кожи поможет эта маска

Несколько ложек зубного порошка смешайте с двумя щепотками квасцов, разведите перекисью водорода и наложите на лицо на 10 минут. Маску лучше сначала не смывать, а снять ваткой.

Подпитать кожу можно Медовым кремом

Разогрейте на пару 120 гр. меда, добавьте 240 гр. ланолина и 100 гр. миндального масла. Смесь хорошо промешайте и снимите с огня. Хранить надо в холодильнике. Разумеется, можете сделать крема меньше, просто сохраняйте пропорции.

Омолодиться, возможно, используя вот этот рецепт:

Возьмите 400 гр. сметаны, взбейте её с 300 мл. цветочного одеколона, добавьте 50 мл. спирта, 150 мл. лимонного сока, аптечные витамины А и Е по чайной ложке, 1 ст. л. касторового масла, 10 капель йода. Надо всё хорошенько взбить, процедить и перелить в темную баночку. Хранить только в холодильники, а пользоваться надо курсом – 1 месяц.

Удивительное распространение в те времена получил «Геркулес»: его ели, им умывались, из него делали маски и настои для укрепления волос. По этой теме я уже много писала, поэтому лучше наберите в поиске по моему сайту слово «геркулес» и, думаю, узнаете много нового.

Мой совет

Засыпьте полстакана «Геркулеса» в капроновый носочек, и мойтесь им как мочалкой. Кожа будет изумительно гладкой.

Тело

Скажу ещё о хозяйственном мыле. Если у вас жирная кожа, угри на спине и в зоне декольте или себорея, то попробуйте раз в неделю мыться хозяйственным мылом. Можно и дегтярным, но оно гораздо сильнее сушит кожу.

В своё время моя мама делала вот эти две ванны:

Глицериновая ванна

Наполните ванну теплой водой и влейте туда стакан глицерина. Во флаконе аптечного глицерина обычно 25 гр., а значит, на ванну нужно взять 10 упаковок. Очень хорошо принимать такую ванну тем, у кого сухая, шелушащаяся кожа, а так же перезагаравшим.

Ванна с татарником (после диет)

Ванны с татарником хорошо применять после диет, чтобы вернуть коже упругость. Для ванны возьмите 250 гр. травы (в стандартной упаковке 50 гр.) залейте 5 литрами воды и поварите немного. Вылейте отвар в ванну и полежите в ней 20 минут.

Квасцы вместо дезодоранта

Раньше дезодорантов в нашу страну не завозили, и пользовались советские люди в основном тальком и квасцами. Если тальк есть и сейчас в каждом доме, то квасцы известны не всем представителям моего поколения.

Вещество это природного происхождения, в составе имеет калий, алюминий и магний. Алюминий из квасцов, между прочим, совершенно не вреден для здоровья, в отличие от промышленно-полученного.

Квасцы не имеют запаха, обладают вяжущим, подсушивающим и регулирующим потоотделение действием. Выпускаются в форме порошка (как раньше), и кристаллов (известных сейчас как«кристаллы свежести»).

Мой совет

Если вы потеете в меру, то попробуйте перейти на квасцы – забудете о раздражении и следах на одежде. Ежели потливость у вас повышенная, то обрабатывайте подмышки квасцами до нанесения дезодоранта, таким образом, вы меньше будете потеть и дольше сохраните свежесть. И не забывайте припудривать квасцами ноги.

Да уж, разошлась я. Если вы всё-таки дочитали этот пост то, хочу вам сказать, что все эти советы многократно опробованы вашими бабушками и мамами.

Даже не сомневайтесь, а скорее попробуйте что-нибудь!

Бура и квасцы в порошке продаются в аптеках, готовящих лекарства на заказ.Как же не просто было ухаживать за собой советским женщинам!

Ссылка на основную публикацию