Законно ли требовать установку счетчиков с термокомпенсаторами?

Выгодно ли иметь счетчик на тепло в квартире? Всегда ли его можно установить и как это сделать?

Чаще всего в многоквартирных домах — центральное отопление. Это означает, что тепло в квартиры поступает по трубам из общей котельной. В статье расскажем, чем выгоден индивидуальный счётчик, как его установить и есть ли технические ограничения по его установке.

Теплосчетчики — что это такое, какими могут быть?

Счётчики это приборы учёта тепла в квартире. Работа теплосчетчика построена на принципе вычисления количества теплоты с применением данных, взятых от датчика расхода теплоносителя и температурных датчиков. Происходит замер количества воды, которая прошла через отопительную систему, а также температурной разницы на входе и выходе. Приборы учёта бывают общедомовые и индивидуальные.

Общедомовые (ОДПУ)

Общедомовой прибор учета измеряет количество потребленного тепла во всем многоквартирном доме. Ответственность за правильность показаний счётчика несёт управляющая компания или товарищество собственников жилья (ТСЖ), либо ресурсоснабжающая организация. В некоторых старых домах приборы учёта невозможно установить по техническим причинам, там расход тепла рассчитывают исходя из площади жилья, нормативов на тепловую энергию и тарифов на них.

Если есть общедомовой счётчик, стоимость отопления считают по объёму энергии, которую израсходовали все жильцы МКД, а платёж на квартиру рассчитывается, учитывая её площадь.

Индивидуальные (ИПУ)

Индивидуальные приборы учёта устанавливают, чтобы платить по факту израсходованного тепла в конкретной квартире. В этом случае жильцы платят за теплоснабжение по показаниям своего квартирного счётчика, а не по нормативу и, в принципе, могут сэкономить на оплате отопления.

Индивидуальные приборы учёта не отменяют платы за общедомовые нужды. За отопление подъездов владельцы квартир с ИПУ платить обязаны.

Можно ли поставить внутриквартирный прибор учета тепла по закону?

Там сказано, что собственник любого помещения в многоквартирном доме имеет право установить в своей квартире ИПУ, а управляющая компания, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация должны будут учитывать показания квартирного счётчика в своих расчётах.

До законодательства 2019 года было такое правило: если хотя бы в одной квартире или нежилом помещении нет индивидуального счетчика, все жильцы многоквартирного дома оплачивали отопление по нормативам, даже если в их квартирах такие счетчики были.

В 2019 году в силу вступило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708, которое вносит поправки в Правила в ПП 354. Теперь те, у кого установлены ИПУ вправе платить по ним, независимо от того, у всех соседей установлены поквартирные счётчики или нет. Жильцы с ИПУ могут самостоятельно регулировать объем потребляемого тепла в квартире и платить только за него и за отопление подъезда.

Выгодно ли иметь его в МКД?

Поквартирные счетчики тепла позволяют контролировать плату за отопление. Температуру в квартире можно регулировать самостоятельно. Перед выходом из дома жильцы могут понизить температуру в квартире или совсем отключить отопление на время отъезда, а в конце месяца могут ощутить экономию.

По мнению экспертов, поквартирные счётчики позволяют сэкономить до 2 рублей в месяц. Правда, экономия зависит от качества изоляции дома. В среднем установка счётчика и стоимость самого прибора обойдутся в сумму около 20 000 рублей.

Если в доме хорошая изоляция, ИПУ окупится примерно за год. Если в квартире большие комнаты и они обогреваются независимо друг от друга, квартирный счётчик будет невыгоден. Кроме этого, нужно учитывать систему отопления в доме. Приборы монтируют обычно прямо на трубу подачи теплоносителя, если система отопления стоячная, то придется на каждую трубу устанавливать отдельный счетчик, что довольно затратно. При горизонтальной системе ставят один счётчик.

Как установить квартирный прибор?

Чтобы установить индивидуальный прибор учёта тепловой энергии в квартире, нужно действовать согласно следующему алгоритму:

    Выяснить, возможно ли это сделать технически. Рекомендуется вызвать специалистов из Управляющей компании или ТСЖ, и составить соответствующий акт обследования, который подтвердит, что установить ИПУ можно.

В некоторых домах квартирный тепловой прибор учета установить технически невозможно. Чаще всего это бывает в старых зданиях с полностью централизованной системой коммуникаций. В таких домах придётся устанавливать счётчик на каждый стояк.

После установки счетчиков вас могут заинтересовать вопросы о поверке приборов и об отказе от счетчиков.

Законно ли требовать установку счетчиков с термокомпенсаторами?

Здравствуйте! У нас в многоквартирном доме были установлены счётчики на газ с термокомпенсаторами. Поставили такие потому, что в наличии обычных счётчиков на тот момент в городе не было, а нужно было срочно подключать газ.

Сейчас пришло время поверки. Так как у нас в городе нет организации, которая делает поверку, встал вопрос установки новых приборов учёта газа.

Когда обратились в «Горгаз», нам запретили ставить обычные счётчики, требуют, чтобы мы закупили опять аппараты с термокомпенсаторами, хотя приборы учёта находятся в квартирах. Законно ли данное требование?

Газовики в проекте прописывают тип газового счетчика. Это их право и тут надо следовать предписанию. А вот марку вы можете взять любую из лицензированных на территории РФ. Главное условие — счетчик должен быть был поверен и лицензирован.

Здравствуйте. Немного не понятна ваша ситуация. Поставили с термокомпенсаторами — ок. Нет организации, делающей проверку, но есть «Горгаз» — это как? Должна быть УК или ТСЖ. Требуют закупить ОПЯТЬ термо (а вы что, уже установили обычные?) и причем тут нет проверки, поэтому мы купим новые счетчики. Давайте разбираться.

Разумеется, вы можете поменять прибор учета, правда любопытно, куда вы дели УК, ТСЖ и прочие структуры контроля за вашим МКД и чем обосновывает отказ ваш «Горгаз». Мы не будем как они голословными, обратимся к законодательным документам. А это у нас Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Документ громадный, копаться не надо в нем, открываем сразу раздел VII — «Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний».

«80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета».

Что такое утвержденный тип — это категория приборов учета, утвержденная Госстандартом РФ, а также внесенная в Государственный реестр измерений. На заменяемый прибор должен быть сертификат соответствия с аккредитацией Госстандарта, паспорт и отметка о первичной проверке.

Итак, закупаем счетчики соответствующие всем требованиям. Пока только в теории. Если Горгаз вам свою лень не обоснует по закону, когда вы им это постановление покажите.

«81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю».

В УК или другой орган вы подаете заявку следующим образом (вообще там по образцу, но я вам как пример приведу, попросите образец при подаче, должны дать):

1. Ваши сведения — ФИО, реквизиты предоставленного документа, которым вы удостоверяете свою личность, контактный номер телефона.
2. Предлагаемая дата установки и времени ввода прибора в эксплуатацию.
3. Сведения о приборе учета и месте его установки.
4. Сведения об организации, которая вам ИПУ установит.
5. Показания прибора на момент установки.
6. Прилагаете все документы на ИПУ и ксерокопию паспорта — «лицо/прописка».

«81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию».

Как видите, не сказано ничего про термо в случаях отказа… Если будут настаивать снова, требуйте обоснованный письменный акт отказа.

Почитайте еще этот свод правил, его легко найти в интернете, там все про ввод в эксплуатацию и так далее. Просто у вас вопрос другой, не будем углубляться.

Однако, самостоятельно, без согласования, подключаться не стоит. И вот почему:

«62. При обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее — несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги».

Что вам нужно знать про установку водосчетчиков — советы юриста

С 2013 года у граждан России появилась новая обязанность. Согласно постановлению Правительства РФ №354 с изменениями от 16.04.2013 года, все владельцы помещений обязаны были установить счётчики воды до 01.07.2013 года. Кто-то прислушался к постановлению и установил приборы, кто-то нет, но споры вокруг этой темы не утихают, а вместе с ним возникают все новые и новые вопросы. Разберем основные мифы, связанные с установкой и проверкой счетчиков.

Что вам нужно знать про установку водосчетчиков — советы юриста

1. Если не установить водосчетчики, Вас оштрафуют.

Штрафа, как такового, нет. Но с 1 января 2015 года с жильцов, не установивших приборы водоучета, будут взиматься повышенные коэффициенты оплаты нормативов — до 60 %.

2. Если не подать вовремя показания счетчиков на воду, плата будет начисляться по общему нормативу.

Это не так. Если Вы вовремя не подали показания счетчиков воды, плата будет взиматься из расчета среднего расхода вами воды за весь период использования счетчиков.

3. «Скрутить» показания счетчика можно безнаказанно.

Существует ряд способов по борьбе и выявлению того, скручивался ли счетчик воды, начиная от антимагнитных пломб, заканчивая счетчиками с интерфейсом. За такое хищение воды предусмотрены довольно крупные штрафы.

4. Правительство Москвы постановило отметить обязательные проверки водосчетчиков.

Правительство Москвы не имеет полномочий отменять ранее принятое Постановление Правительства Российской федерации № 824 от 19.09.2013 г «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Данный документ регламентирует вопросы установки и последующей поверки счетчиков. Безаварийной работы и обеспечения безопасности потребителя.

5. Проверка счетчиков невыгодна потребителю.

На самом деле, это в первую очередь необходимо потребителю. Поверка счетчиков нужна для установления факта, что они пригодны к эксплуатации и правильно считывают показания расхода воды. Эксплуатация прибора с поврежденным механизмом приводит к существенным искажениям в показаниях, при этом ошибаться счетчик может как в пользу хозяина квартиры, так и в пользу водоканала.

6. Проверка проходит исключительно дистанционно (снимают счетчики и увозят, затем возвращают и устанавливают).

Проверку можно осуществить и без демонтажа. Для этого необходимо вызвать специалистов на дом, предварительно оговорив данный нюанс.

7. Оплата услуг по проверке или замене счетчиков может осуществляться наличным расчетом на руки.

Согласно статье 2, Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники про осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Платить в обход кассового аппарата, на руки, нельзя.

8. Необходимо внести аванс за работу.

Требовать, чтобы Вы внесли аванс, в компании не имеют права.

9. Обезопасить себя от мошенников невозможно.

Возможно! В первую очередь узнайте, есть ли у организации лицензия, кем и когда она была выдана. Но лучше позвоните в ЕИРЦ и поинтересуйтесь, будет ли заключение этой организации легитимным и возможно ли заказать услугу именно у нее. Отмечу, как показывает практика, непонятные фирмы, не имеющие ничего общего с понятием «лицензия», расклеивают свои объявления у подъездов. Скорее всего, вы просто выкинете деньги на ветер. А после придется обращаться к серьезной организации, имеющей лицензию.

Общие требования к местам установки приборов учета:

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.

Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

(Основание ПУЭ п.1.5.29).

4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

(Основание ПУЭ п.1.5.36).

5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.

Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры

(Основание ПУЭ п.7.1.64).

6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.

(Основание ПУЭ п.7.1.65).

7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.

(Основание ПУЭ п.7.1.66).

8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).

9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.

ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.

(Основание ПУЭ п.7.1.61).

10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.

(Основание ПУЭ п.7.1.62).

11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру

(Основание ПУЭ п.7.1.59).

12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).

При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.

(Основание ПУЭ п.7.1.63).

Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:

1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.

(Основание п. 63 ПП РФ №442).

2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).

Установка общедомового счетчика учета тепловой энергии

Управляющая компания включила в повестку дня общего собрания жильцов нашего дома вопрос об установке общедомового счетчика тепловой энергии. Счетчик будет установлен за счет накопленных средств жильцов с последующей ежемесячной оплатой недостающей части. Правомерны ли действия управляющей компании? Слышал, что установка общедомовых счетчиков должна осуществляться для жильцов дома бесплатно.

В силу пп. «г» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в целях учета потребленных коммунальных услуг обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пункт 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 5 ст. 13 Закона устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона (27 ноября 2009 г.), в срок до 1 июля 2012 г. обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Таким образом, по общему правилу, решение о порядке финансирования и установке коллективных приборов учета коммунальных ресурсов может быть принято исключительно собственниками.

Однако законодателем установлены последствия бездействия собственников помещений в многоквартирных домах в решении постановленного вопроса.

Так, согласно ч. 12 ст. 13 Закона в срок до 1 июля 2013 г. ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), а до 1 января 2019 г. в части оснащения многоквартирных домов приборами учета используемого природного газа. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

Таким образом, именно собственники помещений в многоквартирных домах несут бремя расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета. Инициатива исходит от них либо от ресурсоснабжающей организации. Бесплатная установка общедомовых приборов учета законом не предусмотрена.

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Как добиться установки индивидуального теплового счётчика в квартире?

Как добиться установки индивидуального теплового счётчика в квартире?

Разбираемся, что делать, если управляющая компания против проведения таких работ, и можно ли выставлять счета по показаниям индивидуальных приборов учёта, на которых нет паспортов.

– Купил квартиру в новостройке с горизонтальной разводкой труб. Пока идёт ремонт, хочу установить индивидуальный счётчик учёта тепла, чтобы не платить сверх суммы, начисляемой управляющей компанией. Какая организация в городе осуществляет деятельность по установке таких счётчиков? Как пошагово это реализовать? В управляющей компании не хотят ничего и слышать об установке и говорят, что устанавливать счётчик никто не разрешит.

Прежде всего стоит помнить о том, что плату по показаниям индивидуального счётчика вам будут начислять только в том случае, если все жилые и нежилые помещения дома будут также оборудованы индивидуальными счётчиками. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ № 354. В противном случае плата будет начисляться по показаниям общедомового прибора учёта тепла. Так что прежде чем приступать к установке счётчика в своей квартире, нужно узнать, собираются ли ваши соседи устанавливать индивидуальные счётчики, иначе ваши усилия будут бессмысленны — при расчёте платы за отопление показания вашего индивидуального счётчика никто не будет учитывать.

Почему пришли большие счета за отопление?

14147 19

Установка счётчика в доме с горизонтальной разводкой труб технически возможна, считает руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Сергей Улитин. Но загвоздка заключается в том, что наличие такой возможности согласно приказу Минрегиона РФ от 29 декабря 2011 г. № 627 устанавливает юридическое лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющая компания или ТСЖ. Это юрлицо проводит обследование квартиры для определения технической возможности установки счётчика и составляет акт. Если такая возможность будет установлена, Сергей Улитин рекомендует следовать инструкции:

  • устраните все возможные источники теплопотерь: промерзающие углы, щели в окнах, плохо утеплённые входные двери;
  • обратитесь в управляющую компанию для предоставления технических условий. Если УК против, жалуйтесь в Госжилинспекцию;
  • определитесь с типом квартирного счётчика тепла: механический он будет или ультразвуковой. При покупке обязательно возьмите кассовый и товарный чеки, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации;
  • на основе полученных технических условий обратитесь в специализированную компанию, занимающуюся проектированием, монтажом, а также обслуживанием объектов теплоснабжения для заказа «проекта на установку счётчика тепла»;
  • вызовите специалиста этой компании для проведения обследования теплового ввода в квартиру (участок сети, соединяющий разводящие тепловые сети с теплопотребляющими установками потребителей) и выполнения необходимых замеров;
  • далее для вас разработают проект на установку квартирного счётчика тепла. Его нужно будет согласовать с управляющей компанией;
  • специалист монтирует счётчик тепла и производит пуско-наладочные работы;
  • УК пломбирует счётчик, далее нужно подписать акт о его приёме и допуске в эксплуатацию.

Выбирая компанию, которая займётся установкой счётчика, обратите внимание на наличие лицензии. У неё также должна быть вся необходимая документация (сертификаты, свидетельства, допуски СРО) и наличие гарантии на проводимые работы.

Если же ваша управляющая компания откажется проводить обследование квартиры на наличие технической возможности установки счётчика, нужно потребовать отказ в письменном виде и далее с ним обратиться с жалобой в Госжилинспекцию. Для того чтобы оспорить выводы УК, можно обратиться в независимую экспертную организацию, которая составит акт обследования. Правда, стоит такая услуга от 7 тысяч рублей. Если экспертная организация установит возможность установки счётчика, выводы управляющей организации также можно будет оспорить в ГЖИ или даже в суде.

– Живу в новостройке. Дом введён в эксплуатацию с нарушениями. По проекту стоят индивидуальные счётчики тепла, но застройщик не выдал на них паспорта. Управляющая компания в платёжках выставляет сумму за отопление согласно показаниям этих индивидуальных приборов учёта. Правомерны ли их действия? Или они должны начислять по нормативу?

Если счётчик введён в эксплуатацию, то управляющая компания может начислять плату согласно его показаниям. По нормативу плата начислялась бы в том случае, если бы индивидуальные счётчики не работали, пояснил Сергей Улитин.

За чей счёт покупается и устанавливается общедомовой счётчик?

25171 9

Начисление платы за тепло по показаниям индивидуальных приборов учёта тепла, в отличие от расчётов по нормативу, считается более выгодным вариантом для потребителя. По крайней мере, вы платите сумму за свою квартиру, а не усреднённую по дому. Кроме того, плата по индивидуальному счётчику зачастую оказывается ниже, чем если бы она рассчитывалась по нормативу.

Но, как и любой прибор учёта, тепловой счётчик должен иметь паспорт и сертификат. В этих документах указываются данные о первичной поверке прибора, которую осуществляет производитель. Паспорт индивидуального счётчика должен храниться у потребителя ресурса. Поэтому вам всё-таки необходимо запросить паспорт в УК, так как застройщик был обязан передать ей всю документацию на счётчики.

Ссылка на основную публикацию