Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Требования к воздушно-тепловому режиму

Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.

2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.

2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град. С. В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни. Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.

2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура,
град. С
Длительность проветривания помещения,
мин.
в малые перемены в большие перемены
и между сменами
От +10 до +6 4 – 10 25 – 35
От +5 до 0 3 – 7 20 – 30
От 0 до -5 2 – 5 15 – 25
От -5 до -10 1 – 3 10 – 15
Ниже -10 1 – 1,5 5 – 10

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18-20 град. С при их обычном остеклении и 19-21 град. С — при ленточном остеклении;
  • в учебных мастерских — 15-17 град. С;
  • в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате — 18-20 град. С;
  • в кабинетах информатики — оптимальная 19-21 град. С, допустимая 18-22 град. С;
  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий — 15-17 град. С;
  • в раздевалке спортивного зала — 19-23 град. С;
  • в кабинетах врачей — 21-23 град. С;
  • в рекреациях — 16-18 град. С;
  • в библиотеке — 17-21 град. С;
  • в вестибюле и гардеробе — 16-19 град. С.

2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 град. С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 град. С проветривание зала следует прекращать.

2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40-60%.

2.5.9. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

2.5.10. В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб. м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Для своих детей мы стараемся выбирать все самое лучшее, качественное и полезное, независимо от их возраста. Но помимо здорового питания, развивающих игрушек и достойного образования, необходимо обратить внимание и на окружающую их среду. И, если самые основные параметры — температура и качество воздуха практически всегда соблюдаются в школах, колледжах и детсадах, то влажность воздуха в учреждениях образования далеко не всегда может соответствовать нормам.

Но как узнать, какие показатели являются оптимальными, как проследить за их соблюдением и сохранить здоровое самочувствие ребенка в любом возрасте?

Мы расскажем об основных санитарных нормах, установленных на законодательном уровне и поделимся рекомендациями медицинских работников о том, как максимально защитить своих детей от дискомфортного микроклимата вне дома.

Нормы влажности в образовательных учреждениях

Точные значения влажностного режима в образовательных учреждениях устанавливает ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

Если судить по таблице из этого документа, то помещения для отдыха и учебных занятий должны обладать оптимальной влажностью воздуха в 45-30%, однако допускается повышение заданных норм до 60%. Причем в любом заведении от дошкольного образовательного комплекса и до старшей школы.

Нормы влажности в детсадах

При соблюдении нормированного температурного режима, а также требований санитарных норм и контроля влажности, достигается комфортный микроклимат для воспитанников детских садов, школ, училищ и других образовательных учреждений

Однако, все не так просто. Параметры идеально комфортной среды выстраиваются в комплексе: влажность + температура воздуха + скорость движения воздуха. И только в едином ансамбле они создают необходимый микроклимат в помещении.

Но чтобы знать, о чем вообще идет речь и понимать, откуда берется влажность, разберем этот момент подробнее.

Понятие относительной влажности воздуха

Итак, из курса физики мы знаем, что предмет разговора может быть основан на абсолютной и относительной величине. Правда, мало кто помнит, что это такое и чем эти два понятия отличаются друг от друга.

Воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем представляет собой составной пазл из газов и водяного пара. Плотность водяного пара — это абсолютная влажность, содержащаяся в 1 куб. метре воздуха.

Рассчитывается плотность водяного пара по простой формуле:

p = m (пара):v (воздуха), где

m — масса, а v — объем воздуха в 1 куб. м.

Абсолютная влажность воздуха

То, что мы видим на окнах, в виде потеков жидкости называется конденсатом. Это место, где температура ниже точки росы и воздушные пары превращаются снова в жидкость

С одной стороны, абсолютной величины должно было бы хватить для общего представления о том, сколько воды содержится во вдыхаемом нами газе, но на самом деле, оказалось, что организмы воспринимают ее по-разному, то есть, относительно возможного значения насыщения воздуха.

Рассчитывается по формуле:

φ = (р: рн) х 100%, где

р — плотность водяного пара, а рн — плотность насыщенного пара при заданной температуре.

Влажность воздуха

Относительная влажность воздуха в помещении зависит от влажностного и температурного режима снаружи, а также внутри помещений. Современная вентиляция и требования к проветриванию должны быть осуществлены таким образом, чтобы в идеале, влажность в помещении не выходила за рамки 30-40%, в допустимом пределе 60%

Так и появилось знакомое всем на слух определение, которое, как мы видим, напрямую связано с температурой окружающей среды и именно относительная влажность воздуха в детсаду, школе и другом общеобразовательном заведении нормируется по стандарту.

Почему так важны нормы влажности?

В образовательном учреждении ребенок проводит от 4 до 8 часов в день, а иногда и больше. Этого хватает для того, чтобы воздух в помещении мог повлиять на здоровье.

Пониженная увлажненность способствует пересушиванию слизистых глаз и носа, а значит, создает мостик для вирусов и бактерий. Кроме того, в чрезмерно сухом воздухе летает больше пыли, провоцирующей астматические приступы и бронхоспазмы.

В тяжелых случаях проявляется сухость кожи, волос, обезвоживание организма, нарушение терморегуляции тела.

Повышенная влажность воздуха

Повышенная влажность не менее опасна, ведь это, в первую очередь, идеальная среда для развития микроорганизмов, плесени и грибка. А это прямой путь к возможным проявлениям респираторных и бактериальных заболеваний, дерматитов, астмы и так далее

Вследствие всех этих факторов и были разработаны санитарные нормы и ГОСТы параметров относительной влажности воздуха помещений различного назначения в общеобразовательных учреждениях, как часть комфортного микроклимата.

Способы измерения влажности воздуха

Для измерений показателей влажностного режима есть также определенные правила.

Замеры проводят специальными приборами, гигрометрами, в центре помещения на высоте 110 см от уровня пола. При этом, если они проводятся вручную, должно быть не менее 3 контрольных фиксаций показаний с интервальным разрывом от 5 минут.

Если происходит автоматическая регистрация — замеры проводят на протяжении 2 часов.

Визуально определить нарушения вы также можете. Например, можно обратить внимание на окна. При повышенной влажности на них выпадает конденсат, так как стеклопакеты являются мостиками холода. Соответственно, на избыток влаги укажут плесень и потеки.

Но вообще, даже без специальных указателей влажность или сухость ощущаются сразу.

Психометрический гигрометр

Любой используемый для замеров влажности прибор обязательно должен быть сертифицирован и прошедшим регистрацию. Сейчас все чаще используют специализированные гигрометры электронного типа высокой точности

Как вы видите, в приведенных выше таблицах указаны оптимальные и допустимые значения влажности. Оптимальные — 45-30%, допустимый предел — 60%. Почему такой разброс?

Оптимальные показатели влажности представляют собой самые комфортные для человека значения, способствующие наилучшей производительности умственного и физического характера, полностью безопасные для здоровья и жизнедеятельности.

Допустимые показатели — это так называемый предел, в состоянии которого может ощущаться небольшой дискомфорт и снижение работоспособности, но при этом, в силу каких-либо причин — инженерных либо финансовых, обеспечить оптимальный режим не представляется возможным в данный момент или длительное время.

Почему влажность не соответствует нормам?

В образовательных учреждениях обязаны строго следить за показателями микроклимата, особенно потому, что в них обучаются дети и соответственно, родительский присмотр под большим вопросом.

Взрослые несут ответственность за чужих детей — руководители, педагогический состав, воспитатели.

Ученик пишет на доске

Вентиляция в учебных заведениях еще на стадии проектирования должна проходить строжайших контроль. Кроме того, СанПин обеспечивает рекомендации по проветриванию учебных помещений. Однако влажностные нормы соблюдаются все равно далеко не всегда

Нарушения параметров влажности, как одной из важнейших частей микроклимата — явление достаточно частое.

Почему такое происходит? Рассмотрим стандартные причины:

    — в силу загрязнения вентиляции, неправильного построения воздухообменной системы или в силу ее непродуманности по количеству человек.
  • Система отопления не соответствует нормам, что провоцирует повышенную либо пониженную сухость.
  • Ненормированное количество людей в помещениях, превышающее установленное.
  • Плохое утепление здания, щели и прочие конструктивные дефекты.
  • Аварийные инженерные коммуникации.
  • Нарушение санитарных норм в столовой.
  • Проблемы с правильностью проветривания помещений.
  • Недобросовестность руководителей, где есть механическое побуждение в целях экономии

Эти и некоторые другие причины способствуют повышению или понижению влажностного режима.

Рассмотрим, каким образом в учебных заведениях спроектирована вентиляция и как с ее помощью достигают оптимального микроклимата.

Способы поддержания оптимальной влажности

Микроклимат, как уже было сказано, состоит из нескольких элементов и они тесно взаимосвязаны. Оптимальную влажность можно отрегулировать или испортить при помощи температурного режима и воздухообмена.

Рассмотрим, как обстоят дела с вентилированием школ и училищ.

Вентиляция в школьной столовой

Школьная столовая отличается повышенной влажностью из-за избытка теплых водяных паров и более высокими температурами из-за оборудования. Воздухообмен в столовых происходит с подачей через обеденный зал и вытяжкой через кухню и другие производственные помещения. При этом воздухообмен должен быть качественным, на каждое место в помещении для потребления пищи подается не менее 20 куб. м/ч воздуха

Итак, вентиляция в помещениях практически всегда приточно-вытяжная. Приточка оборудуется механическим побуждением в школах, где учащихся более 200 человек и при этом она комбинируется с естественной в однократном воздухообмене.

Естественная вентиляция предусматривается в каждом помещении и осуществляется за счет коридоров, проветривания.

При оборудовании воздушного отопления, совмещенного с вентиляционной системой, обязательно предусматривается автоматическое управление, позволяющее в учебное время поддерживать должные параметры температурного режима от 15 градусов и влажности — от 30 до 60%.

Вытяжные каналы, как правило, проектируют из тех помещений, где нет форточек. Практически во всех помещениях вентиляционные секции не совмещаются.

Как правило, подобная схема вентиляционной системы помогает контролировать и устранять избыток/дефицит влажностных параметров.

Разумеется очень важно следить за уровнем температурного режима и воздухообмена, вовремя проводить проветривание помещений и проверку оборудования, а также его обслуживание.

Что делать при нарушении влажности?

Если вы каким-либо образом заметили, что в образовательном учреждении параметры влажностного режима явно не соответствуют нормам, бороться с этим не только можно, но и необходимо.

Жалоба на учреждение образования

Согласно действующим законам РФ, образовательный процесс строго регламентируется и контролируется. Права несовершеннолетних граждан подлежат защите. Это значит, что привлечь виновных в их нарушении к ответственности и/или заставить исправить ситуацию не составит никакого труда

Разумеется, если у вас есть претензии, первым делом следует обратиться к администрации школы с просьбой провести проверку и устранить нарушения, если они имеются. Заявление подавайте в письменном виде, в 2 экземплярах — один останется у секретаря либо сразу директора, второй, после подписи о принятии — у вас.

Если нарушения не устранены и вы считаете, что здоровью учеников из-за повышенной/пониженной влажности наносится ущерб, следует обращаться с письменной жалобой (опять-же в 2-х экземплярах), в муниципальное учреждение, контролирующее деятельность школы в вашем районе или области.

Обратите внимание, что жалоба должна быть подписана лично вами или написана коллективно, с подписями и их расшифровками остальных родителей. Анонимные жалобы рассматриваться не будут.

Вот образец жалобы на школу в муниципальные органы или Роспотребнадзор.

Как правило, проверки проводятся в незамедлительном порядке и виновные наказываются штрафными санкциями.

Выводы и полезное видео по теме

Как защитить ребенка не только в школе, но и в домашних условиях от нарушений микроклимата. Советы доктора Комаровского:

Итак, мы рассмотрели нормативные параметры влажностного режима в образовательных учреждениях. К счастью, чаще всего они соблюдаются безукоризненно, что способствует формированию здорового учебно-воспитательного процесса.

Но, даже если вы считаете, что права учеников нарушаются, теперь вы знаете как исправить этот факт в любом случае и сохранить их здоровье, а также обеспечить комфортное времяпрепровождение.

Пишите свои комментарии, задавайте вопросы по теме статьи — блок для связи расположен ниже.

Влажность воздуха в школах по нормам ГОСТ и СанПиН

Требования к относительной влажности воздуха в зданиях школ в холодный период (отопительный сезон) и теплый период года приведены в следующих нормативных документах:

  • ГОСТ 30494-2011. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (действует с 01.01.2021) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (действует до 01.01.2021)

Приведем основные требования к относительной влажности для зданий школ (НОШ, ООШ, СОШ).

Требования СП 2.4.3648-20 (действует с 01.01.2021):

п.2.7. Микроклимат, отопление и вентиляция в объектах должны
соответствовать следующим требованиям:

п.2.7.1. Здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.

В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.

В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.

Не допускается использование переносных отопительных приборов с
инфракрасным излучением.

п.2.7.2. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно­ досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).

Проветривание в присутствии детей не проводится.

п.2.7.3. Контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется Организацией с помощью термометров.

п.2.7.4. Помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции.

Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно­ бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.

Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

п.2.7.5. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не
допускаются.

Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 (действует до 01.01.2021):

Согласно п.6.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%.

Требования ГОСТ 30494-2011:

Особых требования для зданий школ в данном ГОСТ 30494 нет, но есть общие требования для общественных и административных зданий.

Согласно п.4.4 и таблице 3 ГОСТ 30494-2011 оптимальная и допустимая нормативная относительная влажность воздуха в обслуживаемой зоне общественных и административных зданий должна лежать в пределах:

В холодный период года:

  • помещения 1-й категории (помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха): оптимальная 30-45%, допустимая не более 60%;
  • помещения 2-й категории (помещения, в которых люди заняты умственным трудом, учебой): оптимальная 30-45%, допустимая не более 60%;
  • помещения 3а категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды): оптимальная 30-45%, допустимая не более 60%;
  • помещения 3б категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде): оптимальная 30-45%, допустимая не более 60%;
  • помещения 3в категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды): оптимальная 30-45%, допустимая не более 60%;
  • помещения 4-й категории (помещения для занятий подвижными видами спорта): оптимальная 30-45%, допустимая не более 60%;
  • помещения 5-й категории (помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.п.)): оптимальная 30-45%, допустимая не более 60%;
  • помещения 6-й категории (помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые)): не нормируется;
  • Ванные, душевые: не нормируется;

В теплый период года:

  • Помещения с постоянным пребыванием людей (помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток): оптимальная 30-60%, допустимая не более 65%;

Согласно п.4.6 при обеспечении показателей микроклимата в различных точках обслуживаемой зоны допускается изменение относительной влажности воздуха — не более 7% для оптимальных показателей и 15% — для допустимых.

Термины к статье:

Относительная влажность — это отношение парциального давления водяного пара к давлению насыщенного водяного пара при той же температуре (п.3.13 ГОСТ Р 55912-2013).

Теплый период года — это период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8°С (п.2.12 ГОСТ 30494-2011).

Холодный период года — это период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже (2.13 ГОСТ 30494-2011).

Допустимые параметры микроклимата — это сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья (2.1 ГОСТ 30494-2011).

Оптимальные параметры микроклимата — это сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении (2.6 ГОСТ 30494-2011).

К параметрам микроклимата, согласно п.4.2 ГОСТ 30494-2011, относятся:

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем – не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

(абзац введен Изменениями N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

Паровое отопление в учреждениях не используется.

При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 – 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17 – 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20 – 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20 – 22 °C, душевых – 24 – 25 °C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 – 21 °C, душевых – 25 °C.

(в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.4. В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 – 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных организаций топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных организаций печное отопление не допускается.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 21.03.2022, с изм. от 20.06.2022) “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (вместе с “СП 3.1/2.4.3598-20. Санитарно-эпидемиологические правила. “) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

от 30 июня 2020 г. N 16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

СП 3.1/2.4.3598-20 “САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2019, N 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (приложение).

2. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” со дня официального опубликования.

3. Настоящее постановление действует до 1 января 2024 года.

от 30.06.2020 N 16

СП 3.1/2.4.3598-20 “САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ

I. Общие положения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее – санитарные правила) направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения (далее – Организатор, игровые комнаты соответственно), организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи (далее – Организации).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р “Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7185).

1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы Организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее – COVID-19).

1.3. В условиях распространения COVID-19 санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для Организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

1.4. Организации не позднее чем за 1 рабочий день до их открытия должны информировать родителей (законных представителей детей) о режиме функционирования Организации в условиях распространения COVID-19.

II. Общие санитарно-эпидемиологические требования,

направленные на предупреждение распространения COVID-19

2.1. Запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек , классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций в закрытых помещениях.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (зарегистрировано Минюстом России 29.05.2013, регистрационный N 28564), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2015 N 28 “О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (зарегистрировано Минюстом России 03.08.2015, регистрационный N 38312), от 27.08.2015 N 41 “О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2015, регистрационный N 38824).

2.2. Лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме ее работы, а также лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °C и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий.

При круглосуточном режиме работы Организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).

Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.

С момента выявления указанных лиц Организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2.3. В Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:

уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее – генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;

обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;

ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;

генеральную уборку не реже одного раза в неделю;

обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;

регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;

организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров – в соответствии с инструкцией по их применению;

мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

2.4. Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

2.5. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.

2.6. Утратил силу. – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.03.2022 N 9.

2.7. Для организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования (далее – дошкольные образовательные организации), общеобразовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления, а также социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее – социальные организации для детей), игровых комнат также применяются дополнительные требования, установленные в главе III санитарных правил.

III. Дополнительные санитарно-эпидемиологические

требования, направленные на предупреждение распространения

COVID-19 в отдельных Организациях

3.1. В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.

При использовании музыкального или спортивного зала должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств в конце рабочего дня.

Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.

3.2. Абзацы первый – второй утратили силу. – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.03.2022 N 9.

Проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов – во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;

условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;

абзац утратил силу. – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.03.2022 N 9;

использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров – в соответствии с инструкцией по их применению.

3.3. Отдых детей и их оздоровление за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, должны быть организованы с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации по месту отправления и прибытия детей, а также предложений главных государственных санитарных врачей в соответствующих субъектах Российской Федерации или их заместителей.

Количество детей в отрядах (наполняемость) не должно превышать пределы проектной вместимости организации отдыха детей и их оздоровления.

Принятие решения о работе палаточных лагерей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

Перед открытием каждой смены должна проводиться генеральная уборка.

В организациях отдыха детей и их оздоровления должна быть определена схема организации медицинской помощи и маршрутизации больных с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации, а также резервного коечного фонда для организации обсервации.

Перед началом каждой смены персонал организаций отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием детей должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 2 календарных дня до дня выхода на работу.

Перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследования на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.

3.4. При организации перевозки детей к местам отдыха и оздоровления и обратно и на экскурсии автомобильным транспортом организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги перевозки, должны быть обеспечены:

дезинфекция перед перевозкой детей всех поверхностей салона транспортного средства с применением дезинфицирующих средств;

осмотр водителей перед каждым рейсом с проведением термометрии. Водители с признаками респираторных заболеваний и (или) повышенной температурой тела к работе не допускаются;

использование водителем при посадке и в пути следования средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров – в соответствии с инструкцией по их применению;

обработка водителем при посадке и в пути следования рук с применением дезинфицирующих салфеток или кожных антисептиков.

3.5. Заезд (выезд) всех детей в организации отдыха детей и их оздоровления должен осуществляться в течение суток на весь период смены с перерывом между сменами не менее 2 календарных дней.

Абзацы второй – третий утратили силу. – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.03.2022 N 9.

Прием детей в организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (учетная форма N 079/у) .

Приложение N 17 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 834н “Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению” (зарегистрирован Минюстом России 20.02.2015, регистрационный N 36160) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.01.2018 N 2н (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2018, регистрационный N 50614), от 02.11.2020 N 1186н (зарегистрирован Минюстом России 27.11.2020, регистрационный N 61121).

В организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием на весь период смены должно быть обеспечено круглосуточное нахождение медицинских работников.

Рассадка детей из одного отряда в помещениях для приема пищи может осуществляться без учета соблюдения социальной дистанции 1,5 м.

Проведение мероприятий с участием детей должно быть организовано преимущественно на открытом воздухе с учетом погодных условий.

Запрещается проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях, а также мероприятий с посещением родителей.

3.6. Абзацы второй и пятый пункта 3.3, абзацы первый и четвертый пункта 3.5 санитарных правил не распространяются на организации отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием.

Для организаций отдыха детей и их оздоровления допускается проведение экскурсий для детей на открытом воздухе.

3.7. В социальных организациях для детей с круглосуточным пребыванием должно быть обеспечено круглосуточное нахождение медицинских работников.

Обследование персонала на COVID-19 осуществляется по эпидемиологическим показаниям на основании решений главных государственных санитарных врачей в субъектах Российской Федерации.

Посещение социальной организации для детей лицами, не связанными с ее деятельностью, допускается при условии использования ими средств индивидуальной защиты органов дыхания и наличия сведений о вакцинации или перенесенном заболевании в течение последних 6 месяцев либо наличия антител к возбудителю COVID-19.

3.8. Организатор игровой комнаты обеспечивает:

ограничение пределов игровой комнаты (в случае ее устройства в виде специально выделенного места);

проведение термометрии лиц, входящих в игровую комнату (при этом лица с температурой тела 37,1 °C и выше, а также с признаками инфекционных заболеваний (респираторными) в игровую комнату не допускаются);

проведение ежедневной уборки игровой комнаты с применением моющих и дезинфицирующих средств с обработкой всех поверхностей, оборудования и игрушек, а также обеззараживания воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха.

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Микроклимат в помещениях образовательных учреждений

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются: температура воздуха во внутренних помещениях детских садов и школ; влажность воздуха; свежесть воздуха.

Для детских садов определены нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже +21°C, рекомендуемая температура +24°C. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до +18°C, рекомендуется довести температуру до +22°C. В школьных помещениях температура воздуха по требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» должна составлять от +18°C до +24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских от +17°C до +20°C; в спальне пришкольного интерната от+20 до +24°C, в раздевальных комнатах спортивного зала +20+22°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять +19+21°C.

Может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях учреждений, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых и учебных комнат максимально допустимая температура составляет +24°C, а для спален – 22°C.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Тем не менее, следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей. Для поддержания влажности проветривание помещений пребывания детей должны проводиться регулярно. Именно проветривание является основным и единственным фактически доступным способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой проветривание заканчивается за полчаса до прихода детей. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно.

Высокая температура и нерегулярность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в помещениях детских садов и школ, что увеличивает заболеваемость среди детей. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. По научным сведениям, именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний: гайморит, тонзиллит, бронхит, отит, воспаление легких, аллергические заболевания дыхательных путей. Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере.

Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал учреждений должен контролировать их показания. Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Для повышения влажности желательно ограничивать доступ воздуха к отопительным приборам, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

Для своих детей мы стараемся выбирать все самое лучшее, качественное и полезное, независимо от их возраста. Но помимо здорового питания, развивающих игрушек и достойного образования, необходимо обратить внимание и на окружающую их среду. И, если самые основные параметры — температура и качество воздуха практически всегда соблюдаются в школах, колледжах и детсадах, то влажность воздуха в учреждениях образования далеко не всегда может соответствовать нормам.

Но как узнать, какие показатели являются оптимальными, как проследить за их соблюдением и сохранить здоровое самочувствие ребенка в любом возрасте?

Мы расскажем об основных санитарных нормах, установленных на законодательном уровне и поделимся рекомендациями медицинских работников о том, как максимально защитить своих детей от дискомфортного микроклимата вне дома.

Нормы влажности в образовательных учреждениях

Точные значения влажностного режима в образовательных учреждениях устанавливает ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

Если судить по таблице из этого документа, то помещения для отдыха и учебных занятий должны обладать оптимальной влажностью воздуха в 45-30%, однако допускается повышение заданных норм до 60%. Причем в любом заведении от дошкольного образовательного комплекса и до старшей школы.

Нормы влажности в детсадах

Однако, все не так просто. Параметры идеально комфортной среды выстраиваются в комплексе: влажность + температура воздуха + скорость движения воздуха. И только в едином ансамбле они создают необходимый микроклимат в помещении.

Но чтобы знать, о чем вообще идет речь и понимать, откуда берется влажность, разберем этот момент подробнее.

Понятие относительной влажности воздуха

Итак, из курса физики мы знаем, что предмет разговора может быть основан на абсолютной и относительной величине. Правда, мало кто помнит, что это такое и чем эти два понятия отличаются друг от друга.

Воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем представляет собой составной пазл из газов и водяного пара. Плотность водяного пара — это абсолютная влажность, содержащаяся в 1 куб. метре воздуха.

Рассчитывается плотность водяного пара по простой формуле:

p = m (пара):v (воздуха), где

m — масса, а v — объем воздуха в 1 куб. м.

Абсолютная влажность воздуха

С одной стороны, абсолютной величины должно было бы хватить для общего представления о том, сколько воды содержится во вдыхаемом нами газе, но на самом деле, оказалось, что организмы воспринимают ее по-разному, то есть, относительно возможного значения насыщения воздуха.

Рассчитывается по формуле:

φ = (р: рн) х 100%, где

р — плотность водяного пара, а рн — плотность насыщенного пара при заданной температуре.

Влажность воздуха

Так и появилось знакомое всем на слух определение, которое, как мы видим, напрямую связано с температурой окружающей среды и именно относительная влажность воздуха в детсаду, школе и другом общеобразовательном заведении нормируется по стандарту.

Почему так важны нормы влажности?

В образовательном учреждении ребенок проводит от 4 до 8 часов в день, а иногда и больше. Этого хватает для того, чтобы воздух в помещении мог повлиять на здоровье.

Влажность и температура в школе

Что такое школа для ребёнка? Не только ГБОУ СОШ, говоря официальным языком аббревиатуры. Не только знания, не только общение со сверстниками. Это ещё и среда, в которой ребёнок вынужден проводить очень много времени, час за часом. И как хорошо, если эта среда комфортна и в психологическом смысле, и в климатическом.

Температура

Основные нормы микроклимата учебных помещений отражены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» . Требования к воздушно-тепловому режиму весьма строги. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры воздушной среды.

Никольская школа, 1971 год. Ученица 7 класса. Автор: Ковалевский А. Stasenko+ / Flickr (CC BY 2.0)

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять не менее 18 и не более 24 С .

Для детей разного возраста эти значения не отличаются. А вот в спортивном зале и мастерских температурные значения пониже: от 17 до 20 С. При этом в раздевалке спортивного зала и медицинском кабинете температура должна быть не менее 20 — 22 С, а в душевых — 25 С. Но не будет говорить о том, что малоосуществимо. Поднять на два градуса температуру в раздевалке — это уж какое-то ювелирное значение.

А знаете ли вы, что занятия физкультурой на улице допустимо проводить практически при любой температуре? Главное, чтобы не было весной и осенью дождя, а зимой — сильного (более 10 м/сек) ветра.

Чтобы контролировать температуру, в каждом помещении школы рекомендовано устанавливать комнатный термометр. Да и сами школьники зачастую реагируют на изменение температуры не хуже термометра — болезнями, недомоганиями, рассеянным вниманием.

Не стоит сбрасывать со счетов и влажность – чрезвычайно важный фактор для комфорта. В высокой влажности температура ощущается как более низкая, дети начинают зябнуть, отвлекаться. И для здоровья сильная влажность не очень-то полезна. Во влажном воздухе с лёгкостью размножаются грибковые организмы и микробы, провоцируя заболевания дыхательного аппарата и особенно лёгких. Излишней влажностью грешат старые здания и помещения с нарушенной вентиляцией. Но и излишне сухой воздух тоже вреден. В начале отопительного сезона многие школьники жалуются на головную боль, повышенную утомляемость и сухость глаз, а высушивание слизистых носа приводит к развитию хронического насморка.

Кроме норм температуры и влажности СанПиН даёт рекомендации относительно возраста, оптимального для начала обучения. Согласно гигиеническим нормам, лучше всего, если ребёнку уже исполнилось семь лет. Крайний случай — 6 лет и 6 месяцев. Если же ребёнок младше, то и условия его обучения должны быть другими. Скажем, минимальная температура в помещении не должна опускаться ниже 20 градусов. В то время как для школьников этот показатель — 18. Ilya Sokolov / Flickr (CC BY 2.0)

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%. Регуляция влажности производится традиционных способом: проветриванием. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные, (то есть – коридоры) – наоборот, пока идут уроки. Кроме того, до начала занятий и после их окончания рекомендуется проводить сквозное, полное проветривание здания, длительность которого определяется температурой воздуха на улице, эффективностью работы отопительной системы и банальным здравым смыслом.

А знаете ли вы, что общая площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола?

Воздух и свет

Проветривание признано устранить и ещё одну важную проблему: духоту. Как известно, мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Многие классы оборудованы пластиковыми окнами не самого высокого качества, превращающими помещение, где проводят час за часом около 30 детей, в безвоздушный карман. А ведь повышенние концентрации углекислого газа негативно влияет на активность человека, его способность обрабатывать информацию, инициативу, принятие решений вплоть до полной дисфункции мыслительной деятельности.

В смысле обогащения воздуха кислородом также хороши растения — в иной школе прямо-таки соревнование идет, чей класс обильнее озеленен. Но тут есть ловушка: горшки с полезной флорой расставляют на подоконниках, и листья застят дневной свет, который тоже весьма важен для обучающихся. Рекомендуется размещать растения в простенках между окнами, чтобы они кислород давали, а света не отбирали. Поднимите руку, кто хоть раз видел такое размещение.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Итак, что делать, если в классе слишком жарко или слишком холодно? Если температурный режим не соблюдается, родители вправе выступить с требованием об отмене или сокращении уроков до того времени, пока недостатки не будут устранены. Но следует помнить: просто прийти, бросить взгляд на термометр и установить, что температура на два градуса ниже нормы, недостаточно. Замеры температуры по правилам должны проводиться в течение как минимум трёх дней и в разное время суток, а при проверке выводить и учитывать средний показатель. С этими данными нужно обращаться к администрации, так как именно администрация школы несёт ответственность за создание благоприятных условий для обучения. Если попытки обратить внимание администрации школы не имеют успеха, имеет смысл обратиться в Роспотребнадзор. Можно позвонить туда или подать письменную жалобу — личную либо коллективную. Или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону. Некоторые вопросы регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда принимаются в аналогичных трёх видах.

Если и это не помогло – чиновники не хотят или не могут решить вопрос, то стоит задуматься об обращении в прокуратуру. Также помочь с решением серьёзной системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка. Наши дети заслуживают того, чтобы учиться в комфорте, разве не так?

Ссылка на основную публикацию